Уважаемый Вадим Цыганаш попросил поделиться информацией о полетах в Израиле, правилах, порядке получения пилотской лицензии. С удовольствием выполняю просьбу и делюсь со всеми, кому интересно.
А, да. Я в фейсбуке веду страничку «Об авиации простыми словами». Если любопытно, могу делиться теми записями и тут. Они, конечно, рассчитаны не на профессионалов, но если кому-то хочется немножко погрузить в мир авиации родных и друзей, то это самое то. Хотите, чтобы выложил и их?
Ну а дальше о правилах получения лицензии в Израиле.
---------
Пока у меня в голове еще свежи только что сданные знания, выполню просьбу Вадима и опишу процесс получения пилотского удостоверения в Израиле.
Итак, чтобы начать летать, необходимо пойти медкомиссию. Достаточно быть годным по категории 2 (это для пилотов-любителей, коммерческая лицезия требует 1 категории). Медкомиссия 2 категории проходится так: у семейного врача надо получить направление на анализы крови и мочи, пройти офтальмолога. Либо подойдет водительская справка. С этим всем идем к авиационному доктору и он быстренько прослушав свое «дыши-не дыши» и потыкав в табличку схемы захода на какой-то аэродром («прочти там, внизу») ставит штампик в маленькую белую карточку. Она действительна два года если владелец моложе 40 лет и год если старше. По истечени срока действия надо снова проходить проверку.
Далее, с этим богатством и удостоверением личности едем сначала в авиашколу (или к своему частному инструктору), договариваемся о будущей учебе, потом едем в министерство авиации и, показав те же бумаги и доки школы/инструктора, получаем удостоверение курсанта. Оно дает право летать с инструктором и быть выпущенным им самостоятельно.
Отлетав не менее 25% курса, курсант имеет право приступить к сдаче теоретичеких экзаменов, коих обязательных — шесть (для полетов внутри страны, если хочется летать за бугор, то нужен еще один). Экзамены эти следующие:
- RT (радио и телефон, успешное его прохождение дает разрешение использовать радиооборудование авиационного диапазона). В этот экзамен включено, также, базовое владение английским для ведения радосвязи, потому что ICAO предписывает радиопереговоры на языке страны, но если появляется борт, говорящий на английском, все обязаны перейти на английский.
- Метеорология. Тут все понятно.
- Навигация. Экзамен состоит из двух частей: ответы на общие вопросы плюс задачи на рассчет времени («вы вылетели из Нью-Йорка с такими-то координатами во столько-то по UTC, прилетели в Тель-Авив с такими-то координатами во столько-то по местному. Сколько времени длился полет?»), рассчет отклонений (навиг. треугольник, по-сути) и рассчет маршрута с картой, линейкой и специальным калькулятором. Карту, линейку и калькулятор нужно иметь свои.
- Общие технические знания. Сюда включена и аэродинамика, и системы самолета, и бортовое оборудование… совершенно технический предмет.
- Воздушное право. Без комментариев. В тест входят как общие вопросы, так и вопросы из AID (этот жирный том с картами выдают на время экзамена), например, регламент работы какого-нибудь аэродрома, точки входа-выхода аэродрома, время действия маршрутов и т.п.
На всех этих экзаменах надо набрать минимум 70% верных ответов, чтобы сдать их.
- РЛЭ самолета (строго того, на котором учишься и на котором будешь сдавать летный тест). Вопросы могут быть любые: от скоростей сваливания с закрылками в положени 2 или действий при отказе двигателя на взлете, до давления пневматиков колес и надписей на шильдиках. Единственный экзамен, где проходной бал поднят до 80% верных ответов.
На сдачу всей теории отводится 24 месяца, начиная с даты сдачи первого экзамена (RT не считается, это другое министерство и отдельный экзамен). Учиться можно самостоятельно, либо брать курсы при летных школах. Если не уложиться в два года, придется сдавать все заново. Если экзамен не сдан, пересдача возможна по прошествии 30 дней, либо с письменного разрешения летного инструктора.
Сами экзамены (кроме RT) представляют собой компьютерный тест в минитерстве. Израиль маленький, так что, приехать несколько раз и сделать эти тесты ничто не мешает. RT лучше сдавать с какой-нибудь группой, потому что это единственный экзамен, который принимает министерство связи. А они раздолбаи, если судить об их работе по тому, что бумагу о сдаче я жду полтора года, а насчет экзамена школа договаривалась пару месяцев. Экзамен состоит из двух частей: письменный тест на бумажке (выбери правильный ответ) и устная беседа с проверяющим, если тест пройден успешно. На устной части просят прочесть отрывок на английском и перевести его на иврит, проговорить пару предложений фонетическим алфавитом, сделать имитацию переговоров в воздухе (проверяющий за диспетчера) рассказать последовательность действий в разных ситуациях (на английском, конечно) и т.д.
- Если хочется летать за границу, придется сдать еще «человеческий фактор».
После всего этого можно сдавать летный тест. Он состоит из полетов в зоне аэродрома (имитация отказов, посадка с закрылками, без них и пр.) и потом маршрутный полет «карта, компас, карандаш», отсечка времени и все такое. Маршрут проверяющий дает заранее, его нужно подготовить и рассчитать, проверка умения сделать это тоже входит в оценку результатов флайт-теста. Если тест сдан, временное пилотское выдается на месте, карточка приходит по почте в течение 120 дней.
Программа-минимум — 16 часов. По ее завершении можно летать только в зоне аэродрома. После 31 часа (включающих минимум четыре часа полетов на другие аэродромы с посадкой там) получаешь доступ летать на другие аэродромы самостоятельно. После 50 часов можно брать в кабину людей (полеты с пассажирами возможны только если в течение месяца сделано не менее трех самостоятельных взлетов-посадок, в противном случае, пилот обязан сделать их до того, как посадит к себе пассажира). После 200 можно сдать на допуск на посадки с подбором на неподготовленные площадки. После 500 сделать инструкторскую лицензию и стать инструктором (больше на ультралайтах в Израиле ничем не заработать, насколько я понимаю). Для того, чтобы начать зарабатывать, необходима еще коммерческая лицензия. И нужен короткий курс инструкторов плюс сдача теории, опять же.
Действующий пилот должен налетывать не меньше 10 часов за два года (если пилоту не исполнилось 40 лет), либо 5 за год (если старше 40), в противном случае, придется до самостоятельного полета слетать с проверяющим на подтверждение навыков. Раз в год пилот в любом случае обязан один раз слетать с проверяющим на предмет подтверждения летных навыков. Это касается всех, инструкторов в т.ч.
Если пилот пересаживается на новый тип самолета, он должен налетать четыре часа с инструктором (последний может сократить время до двух часов по своему усмотрению).
Сами полеты в Израиле проходят по правилам CVFR. Для ультралайтов (и только для них!) предусмотрены так называемые «пузыри». При полете врутри такого пузыря, ограниченного по площади и высоте, можно летать без уведомления, пользуясь специально отведенной для ультралайтов частотой. «Пузыри» могут действовать все дни недели или только по выходным. На чартах такие «пузыри» отмечены, соответственно, зеленым и коричневым цветом. То же самое касается маршрутов: есть постоянные, есть «выходного дня».
В случае какого-то происшествия, необходимо сообщить о нем в течение 24 часов в Управление авиации.
Если пилот пропускает медпроверку, проверку навыков и т.п., действие лицензии может быть приостановлено на срок до 90 дней — до исправления недосдач.
Напоследок о документах, которые должен иметь пилот и самолет.
Пилот: удостоверение, разрешение на использование радиочастот авиационного диапазона и действующую медсправку.
Самолет: подписанное в Управлении РЛЭ, разрешение на радиотелеграф, разрешение осуществлять полеты (по сути, паспорт техсостояния), бортжурнал.
В целом, это все.