DAR Solo 115 - "солнечный" самолет за полярным кругом.

Исправляю ошибку, закрепляю кронштейн совместно с корневой нервюрой.
Заклепки в неудобном месте, близко к кронштейну ставлю с применением самодельного приспособления- "бочонок" с отверстием под стержень заклепки позволяет потихоньку вытянуть хвостик и установить заклепку в этом узком месте ровно. Разумеется, только ручным заклепочником.

Обязательно проверяем прилегание корневой нервюры к лонжерону- все должно быть без зазоров.
 

Вложения

  • 14_prisposoba_dlja_zaklepok.jpg
    14_prisposoba_dlja_zaklepok.jpg
    50,2 КБ · Просмотры: 165
  • 15_kornev_nerv_prileg.jpg
    15_kornev_nerv_prileg.jpg
    49,9 КБ · Просмотры: 162
  • 13_kornev_nerv_na_kleko.jpg
    13_kornev_nerv_na_kleko.jpg
    76,5 КБ · Просмотры: 167
Устанавливаем на второй лонжерон кронштейн крепления к фюзеляжной балке. Все отверстия 2,4 уже вырезаны в лонжероне, в самом кронштейне их только 6. Остальные сверлим по лонжеронным.
Выставляем все отверстия на фиксаторы 2,4 и последовательно рассверливаем под 3,2. Соответственно, устанавливая новые фиксаторы 3,2.
После этого разбираем и очищаем стружку и заусенцы.
 

Вложения

  • 17_vtoraja_nerv_fjuz_kron.jpg
    17_vtoraja_nerv_fjuz_kron.jpg
    52 КБ · Просмотры: 153
  • 18_sverlim_2_4-3_2.jpg
    18_sverlim_2_4-3_2.jpg
    35,4 КБ · Просмотры: 141
  • 19_razbiraem_ochishhaem.jpg
    19_razbiraem_ochishhaem.jpg
    86,6 КБ · Просмотры: 149
Последовательно снимаем фиксаторы и клепаем заклепками 3,2х6.
Вид установленного кронштейна на лонжероне горизонтального стабилизатора.
 

Вложения

  • 20_zaklepyvaem.jpg
    20_zaklepyvaem.jpg
    94,8 КБ · Просмотры: 147
  • 21_vid_s_obr_stor.jpg
    21_vid_s_obr_stor.jpg
    71,5 КБ · Просмотры: 158
  • 22_obshhij_vid.jpg
    22_obshhij_vid.jpg
    91,2 КБ · Просмотры: 170
Собираем на клеко 2,4 мм (по готовым отверстиям) нервюры к заднему лонжерону. Передний лонжерон пока отложим в сторону.
Не забываем правильно ориентировать нервюры, так как лонжероны разной ширины. Отверстие 2 мм в нервюре должно быть ближе к переднему лонжерону.
До сборки проводим среднюю линию на полке- по ним будет выставляться готовые отверстия в обшивке при ее установке. Благодаря этому выставится правильное положение каркаса.
 

Вложения

  • 23_sobiraem_na_kl_2_4_nervjury.jpg
    23_sobiraem_na_kl_2_4_nervjury.jpg
    86,4 КБ · Просмотры: 163
  • 24_raspol_nerv_otverst.jpg
    24_raspol_nerv_otverst.jpg
    66,2 КБ · Просмотры: 145
  • 25_sredn_linija_nerv.jpg
    25_sredn_linija_nerv.jpg
    84,7 КБ · Просмотры: 153
Начинаем клепать нервюры к лонжерону. Удобнее выставить каркас на подходящие по высоте подставки. У меня пришлись к месту колонки от старого музыкального центра из 90-х.
Технология та же- выставляем по готовым отверстиям клеко 2,4. Последовательно снимаем и рассверливаем отверстия на 3,2 мм, заменяя фиксатор на больший. После сверления всех отверстий, разбираем и очищаем от стружки. Собираем вновь и клепаем заклепками 3,2х6 мм.
 

Вложения

  • 27-2_ochishhaem_klepaem.jpg
    27-2_ochishhaem_klepaem.jpg
    54,9 КБ · Просмотры: 167
  • 26_vystavl_na_podstavki_karkas.jpg
    26_vystavl_na_podstavki_karkas.jpg
    82,3 КБ · Просмотры: 161
  • 27-1_rassverl_2_4-3_2.jpg
    27-1_rassverl_2_4-3_2.jpg
    50,3 КБ · Просмотры: 152
Ставим заклепки, не забывая о том, что необходимо обеспечить полное прилегание нервюры к лонжерону с обратной стороны. Используем струбцины или просто прижимаем плотно пальцем с обратной стороны во время установки заклепки.
На одном лонжероне нервюры закреплены. Переворачиваем каркас и закрепляем передний лонжерон.
 

Вложения

  • 27_klepaem_nerv.jpg
    27_klepaem_nerv.jpg
    65,8 КБ · Просмотры: 151
  • 28_ideal_noe_prileganie_nerv.jpg
    28_ideal_noe_prileganie_nerv.jpg
    45 КБ · Просмотры: 175
  • 29_chast__karkasa.jpg
    29_chast__karkasa.jpg
    51,6 КБ · Просмотры: 142
Все также- ставим на 2,4. Рассверливаем и фиксируем на 3,2.
Разбираем и очищаем поверхности. Собираем снова на фиксаторы и последовательно заменяем фиксаторы на заклепки 3,2х6 мм.
 

Вложения

  • 30_na_kleko_2_4_2j_lonzh.jpg
    30_na_kleko_2_4_2j_lonzh.jpg
    60 КБ · Просмотры: 150
  • 31_rassverl_kl_3_2_razb_i_ochishh.jpg
    31_rassverl_kl_3_2_razb_i_ochishh.jpg
    67,6 КБ · Просмотры: 173
  • 32_klepaem_kak_obychno_3_3h6.jpg
    32_klepaem_kak_obychno_3_3h6.jpg
    61,8 КБ · Просмотры: 155
Вид готового каркаса горизонтального стабилизатора.
Не удержался и сразу прикинул, как будет смотреться обшивка.
 

Вложения

  • 33_karkas_gs_gotov.jpg
    33_karkas_gs_gotov.jpg
    94,2 КБ · Просмотры: 150
  • 35_primerjaem_obshivku.jpg
    35_primerjaem_obshivku.jpg
    91,6 КБ · Просмотры: 163
  • 34_karkas_g_s_gotov_2.jpg
    34_karkas_g_s_gotov_2.jpg
    80,5 КБ · Просмотры: 145
Как всегда, полноразмерные фото процесса сборки без обработки и сжатия, можно посмотреть на яндекс-диске https://yadi.sk/d/Bcw5BR9M32vWUU
При их использовании прошу указывать ссылку на эту тему в форуме или на Российский сайт производителя -   
www.aeroplanesdar.ru

Продолжение следует...
 
Благополучно закончен самый сложный этап покупки- доставка негабаритных частей КИТ набора.
Стараниями Александра Викторовича Данилина они были привезены в автодоме из Болгарии. Потом возникли неожиданные трудности с отправкой их из Самары. Пришлось ему ехать в Москву- только оттуда согласились перевезти такой груз самолетом. Грузовики из Самары в Норильск не летают, да и доверять перевозчикам "по земле" не хотелось.

Москвичи пообещали доставить все до терминала аэропорта, но оказались посредниками, которые просто перепоручили груз основному перевозчику в Норильск из Москвы и Питера- компании ВСТ. Неудобство в том, что склада у них в аэропорту нет и получать груз нужно в самом Норильске. Мы очень переживали за то, как будут перегружать и везти в фуре до склада в Норильске. Плюсом возникла еще одна неудобь в виде стационарного поста ДПС на выезде с красноречивым прозвищем "Купец".
Если от аэропорта до Дудинки можно проехать хоть на ослике - деревня, то тут уж пришлось мне перечитать ПДД касаемо перевозки негабаритных грузов и соответственно подготовить прицеп, включая изготовление и установку знака по стандарту и световозвращателей.

На первом фото как раз запечатлена остановка перед постом- решается вопрос "быть или не быть?" Была идея заказать грузовое такси, чтобы вывезли мне все за пост. Но свободного транспорта не нашлось, ждать не хотелось и я решил понадеяться на русское авось, выходной день и бодрящую погодку с ветром при температуре -27.
Внимательный зритель может разглядеть на хвосте автопоезда кружечку с чаем, поставил чтобы сделать фото. Это подарок Виктора Михайлова (Vi-kТo-R) в честь перелета "100 лет Диксонской метеостанции".  Проверено- кружка приносит удачу. Стараюсь всегда брать с собой. Приобрести можно по ссылке, а может и  просто так кто-то захочет помочь Виктору в деле возрождения малой авиации на севере.
   Второе фото- это уже упаковка полученного груза на складе в Норильске. Он находится в промзоне на въезде, пейзаж соответствующий и брутальный. На складе никто не заинтересовался грузом- балки и балки.
  А вот пост ДПС проскочить мне не удалось. Но к моему счастью (а может и кружка от Виктора помогла) гаишник попался неравнодушный к авиации-поговорили о самолете и он отпустил меня с миром, проверил только документы и одобрил правильное обозначение груза знаком. Спасибо ему большое. К слову- я вылез за дозволенные габариты на 40 см, а наказание- лишение прав на полгода.
На крайнем фото- я уже за постом ДПС остановился около памятника Ан-24. В эпоху СССР там стоял ИЛ-14, потом его снесли. И только в несколько лет назад восстановили монумент. Ил-14 конечно уже не нашлось, но за памятником теперь ухаживают. Он стоит в конце бывшей взлетки, на которой после закрытия этого аэродрома были построены цеха завода Надежда.
 

Вложения

  • 1_dlja_reaa_v_ezd_v_noril_sk.jpg
    1_dlja_reaa_v_ezd_v_noril_sk.jpg
    47,2 КБ · Просмотры: 190
  • 2_dlja_reaa_sklad_vst.jpg
    2_dlja_reaa_sklad_vst.jpg
    86 КБ · Просмотры: 198
  • 3_dlja_reaa_an-24.jpg
    3_dlja_reaa_an-24.jpg
    52,2 КБ · Просмотры: 175
Ну и конечно же стандартное "сэлфиместо", как же без него- стелла на выезде из г. Кайеркан. Остановки делал часто, переживал за груз.
И вот уже все в мастерской. Первый этаж имеет свои преимущества- в подъезде вряд ли получилось бы развернуться, а тут просто подали в окно и все дела.
Упаковка добротная, как всегда на 5+.
В этот раз решили не делать фанерный ящик.
Во первых- вес. А груз в Норильск стоит без преувеличения, на вес золота.
А во вторых- фанерная упаковка провоцирует на более грубое обращение с грузом со стороны Джамшутов-грузчиков.
Пенопласт от холодильников пришелся очень кстати.
Александр Викторович теперь может смело рассчитывать на скидку в магазинах крупной бытовой техники Тольятти и области за то, что избавил их от лишней упаковки.
Это шутка конечно же. На самом деле  я очень ему благодарен за хлопоты с моими посылками.
Вообщем, скрестили пальцы и отправили так.
К счастью, все обошлось. Никто нигде упаковки не уронил, не наступил и не кинул сверху ящика с гвоздями.
Довезти, занести в мастерскую и распаковать тоже получилось без повреждений.
Балка, флапероны и подкосы крыла.
Так что теперь есть все шансы для успешного завершения "северного" проекта Дар Соло.
 

Вложения

  • 4_dlja_reaa_stella_kajer.jpg
    4_dlja_reaa_stella_kajer.jpg
    74,8 КБ · Просмотры: 170
  • 5_dlja_reaa_upakovki_doma.jpg
    5_dlja_reaa_upakovki_doma.jpg
    78,8 КБ · Просмотры: 182
  • 6_dlja_reaa_balka_i_flaperony.jpg
    6_dlja_reaa_balka_i_flaperony.jpg
    81,3 КБ · Просмотры: 178
Потрясающе!
Очень интересный пост, Алексей получился про доставку, да еще и с фотографиями. Спасибо за добрые слова про кружечку, я думаю что тебе и сам Бог помогает в этом благородном деле созидания самолета!
Жму руку, Леш, следим за сборкой!
 
У  них  там  говорят  лед  на  реках  только  тронулся, а  Вы пишете  когда.......... ;D
 
"Лед тронулся, господа присяжные заседатели!"
🙂
На самом деле Енисей все еще стоит. На днях только-только причалы затопило.
Благодарю за интерес к теме!
В ближайшее время для меня напрочь отсутствует перспектива приобрести "пламенный мотор".   
Кредит (в моем случае) не вариант решения проблемы. Спонсоров тоже не предвидится. Коплю в кубышку.
Поэтому я никуда не тороплюсь, аккуратно клепаю помаленьку, в удовольствие. По принципу "семь раз отмерь- один отрежь", а заодно поглядываю, как проходят испытания нового двигателя 2R-I от Сибаэро- основного кандидата для  бюджетной замены Полини.
В данный момент готовы рули высоты, левый горизонтальный стабилизатор и 75% правого- осталось заклепать одну сторону.
На очереди руль направления и консоли крыла.
В отсутствии ВМУ, собирать все в кучу не планирую.

Никак не соберусь взяться и доделать отчет по стабилизатору. Фото и записи лежат. То интернета нет, то времени. Постараюсь исправить этот пробел.
 
Не утерпел, и зашел по ссылке на Вашей страничке читателя.

Доброго здоровья, уважаемый Алексей! Прочитал всё, и, покачал головой завидуя белой завистью. "Снимаю шляпу" перед Вашим терпением, скрупулезным подходом к работе по сборке аппарата, перед спокойными и неторопливыми шагами, постепенно приближающими к взлёту в небо.

Желаю благополучного завершения проекта и удачных полетов! Спасибо Вам огромное! Ведь несмотря на то, что накапливаете по крупице денежку на Ваши рукотворные крылья, ещё и умудряетесь помогать другим. У Вас всё обязательно должно получиться, а позитив полученный от общения с небом, даст толчок идти дальше - я в этом уверен.

Вы - достойный Человек, Алексей. Твердо и неуклонно идущий к намеченной цели. В то же время - успевающий видеть чужую беду и подставлять плечо, знакомством с которым, хоть и виртуальным, буду гордиться. С уважением, Степаныч К. 
 
Виктор Степанович,здравствуйте!  Рад что заглянули!
Спасибо за добрые слова.

К сожалению,в России подобные проекты не по карману людям среднего (в иной месяц бывает и "ниже среднего") достатка.
Моя же мечта осуществляется благодаря Александру Викторовичу  ( aleksandrd ), который взял на себя все "тяготы и лишения"доставки такого неудобного груза из-за кордона и по России- на крайний Север. Одна упаковка чего стоит!
А главное- договорился о поставке и оплате всего этого счастья частями.  Иначе мне было не потянуть.
Доставка комплектующих и сейчас все еще успешно продолжается.
Вот настоящий пример честного и добросовестного отношения к делу представителя фирмы, дилера.
С большой долей личной и абсолютно бескорыстной помощи на пути к чужой мечте.

Проект не заброшен.
Отчет по горизонтальному стабилизатору лежит.
Подумал- а нужно ли здесь размещать подробные фото всего?
Конструкция самолета меняется, улучшается. Вряд ли мой опыт пригодится будущим строителям.
А рассматривать, как были поставлены все заклепки вряд ли увлекательно.

Это все равно что на форуме художников показывать, как рисовал "картину по номерам".
(Есть сейчас в продаже такие штуки- холст с номерными пятнами. И куча баночек с краской тоже с номерами.
Ваша задача- аккуратно замазюкать нужное пятно нужной краской. И все- вы Пикассо.
Даже если в школе больше трояка по рисованию не получали. Главное-аккуратность и внимание к цифрам.)

Подумываю ограничится демонстрацией готовых частей.
 
Алексей, добавлю свои 5 копеек.

Во-первых, напомню, что проект постройки самолета из кита за Полярным кругом для России, это вообще редкость. Потому все проблемы по доставке частей и компоновке самолета в квартире в Дудинке, будут через десятилетия, с благодарностью находить наши последователи в поиске, на просторах интернета.
 
Во-вторых, подробности очень нужны кто работает с этими же материалами и деталями этого самолета. Производитель тебе отчасти помогает по той же причине, понимая что ты ответственно все описываешь и люди последуют твоему примеру.

В-третьих.
Процесс постройки не может затягиваться надолго. Иначе теряется сам смысл тебя вскоре увидеть в небе.
Это, к сожалению реальность.

Ждем с удовольствием продолжения и не пропадай!
 
в Болгарии мы внимательно следим за прогрес Alex 77
и мы уверены в его успехе.
 
Назад
Вверх