Итак, лопасти Ксавье Аверсо (Averso Xavier, франция) http://www.averso.info/
Ксавье Аверсо является истинным «метром» французкого автожиростроения, и стоит у его истоков, лопастями занимается уже более двадцати лет.
Ксавье начинал создание своих лопастей вместе с Витторио Магни (они друзья) но в какой то момент решил перейти от композитных лопастей к алюминиевым (так называемые лопасти «Стелла»). Как он сам шутит «стал ленив и вмесо 70 часов трачу 40 на изготовление ротора».
Лопасти Ксавье аверсо устанавливали(ют) на аппараты DF-02 (Германия) и BRAKO-Gyro (Италия). Также множество самодельных автожиров во франции летают на лопостях Аверсо.
Характеристики ротора «Стелла»:
Диаметр ротора – 7...8.16 м
Хорда – 216 мм
Профиль - NACA 8H12 «улучшенный» (что улучшено в профиле, знает только Ксавье)
Материал экструзии – 6106 T6
Защитное покрытие - покраска
Материал хаббара и накладок – 2017 и 2618
Конструкция ротора:
Ротор состоит из екструдированного профиля с двюмя круглыми отверствиями. В отверствия вклеиваются стальные (нержавеющие) балансировочные прутки длиной 1.5-2 метра (зависит от длины ротора). Прутки вставляются таким образом, чтобы оставалось около 50мм от края лопасти, куда по предварительно нарезаной резьбе вкручивается балансировочный винт.
Центр тяжести после вклеивания балансировочных прутков должен лежит в пределах 26% хорды. Точная балансировка по длине производится балансировочными винтами.
В комле на профиль накладываются две профилированные накладки одинаковой массы и внутрь вкладывается стальной усилитель из трубы квадратного профиля.
Четыре отверствия крепления лежат на оси центра тяжести. Концы лопасти закрыты алюминивыми съемными накладками.
Угол атаки составляет 1.45-2 градуса, угол конусности лежит в пределах 2-3 градусов и зависит от массы автожира, длины и веса лопасти, полетных оборотов.