На самом деле плавающую поперечину изобрели не для того, чтобы повлиять на управляемость, а для сильной растяжки обшивки. Её влияние на управляемость оказалось эффектом, который безуспешно пытались использовать.
Позвольте не согласиться.
Подвижная поперечина стала применяться на зарубежных спортивных дельтапланах по двум причинам: возможность менять натяжение паруса и крутку; возможность повысить управляемость и демпфирующие свойства крыла.
Из свободных крыльев "плавающая поперечина" приплыла и в моторные крылья.
Возможность поперечины перемещаться в поперечном направлении положительно увеличивает управляемость. Вклад смещения поперечины - примерно 30 % от управляющего воздействия смещения подвешенной к крылу массы.
Однако, не жесткое крепление поперечины к килевой оказывает двоякое воздействие на устойчивость по крену и курсу.
Смещаясь от внешнего возмущения, на одном полукрыле, она способствует изменению крутки и создаёт момент на восстановление. Перемещение центра поперечины относительно килевой, меняет крутку на полукрыльях. Однако, при этом появляется некоторое рыскание по курсу.
При избыточных перемещениях поперечины и малой величине килевого кармана паруса, возможна обратная реакция. Вместо демпфирования, возникает подныривание в сторону полукрыла, получающего внешнее воздействие восходящего потока.
В 90-х годах, в дельтапланерным клубе МАИ, некто Иван Гамбарян, проводил детальное исследование влияния "плавающей поперечины" на управляемость дельтаплана. Его теоретические расчеты и натурные измерения совпали с достаточной точностью, чтобы утверждать, что она вносит значительный вклад в управление дельта крылом.
Я делал управление крылом моторного аппарата посредством перемещения поперечины относительно килевой трубы, посредством системы блоков и тросов. Значительные управляющие усилия в проводке ( около 40 кг на трос ) и малая величина перемещений, делали эффективность этого управления низкой. Необходим рычаг, для согласования усилий. Реализация такой схемы управления не проста и, как самостоятельная система, не имеет смысла. Эффективность управления балансирным способом выше.
На мой взгляд, эффективность использования "плавающей" поперечины возрастает при увеличении жёсткости каркаса крыла и ткани паруса. Это связано с уменьшением площади крыла и увеличением нагрузки на крыло.