ikono
Игорь, летающий строитель
- Откуда
- Германия, Йена
После успеха с анализом спектра вибраций с помощью электронного датчика ускорений http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1201987900/1267 самоуверенности у меня прибавилось, так что возникло желание найти практический ответ на следующий вопрос. По оценочной таблице из этого раздела
у меня на максимале 4500 оборотов и тяга 90 кг - отсюда мощность в районе 22 лс. При том что двигатель Виза по паспорту должен давать 34 лс, правда, при оборотах 5200. Даже если предположить что момент при увеличении оборотов не падает, 22 лс при 4500 оборотах пересчитываются в 25,5 лс при 5200 - все равно очень мало. Да и график основан на взятом с потолка КПД винта.
Вобщем, это была прелюдия. А серьезно: как экспериментально оценить мощность двигателя? Речь не идет о десятых долях лс, но так, чтобы можно было надежно отличить 24 лс от 34 лс. Скажем, погрешность 10 % вполне устроит. Однако, без того чтобы строить стенд с водяным насосом или электрогенератором, в идеале оценка должна проходить без снятия мотора с самолета.
Что имеем: мощность это сила, умноженная на скорость, или обороты*2пи*момент. Обороты я меряю тахометром очень точно, вопрос в том как померять момент, желательно на валу винта уже после редуктора. Идеи две:
1) наклеить тензодатчики на лопасти винта, включив их последовательно. Подключить в качестве R к релаксационному RC генератору на 555 микросхеме и путем индуктивной (трансформаторной) связи вывести частоту на цифровой частотомер. Момент откалибровать на неподвижном винте. Проблема здесь в чём: как найти направление вдоль лопасти, в котором сила тяги вращающегося винта не будет приводить к деформации. Если этого точно не сделать - можно запросто вылететь за пределы точности 10%.
2)совсем другой подход может использовать измерение натяжения ремня редуктора с двух сторон. Ремень представляет собой струну известной длины, так что собственная частота колебаний будет зависеть от силы натяжения. Частоту можно посчитать, если известна сила натяжения, длина и удельная масса ленты ремня. Колебания ремня можно определить оптическим датчиком, состоящим из светодиода и фотодиода, примерно таким, каким я мерял фазу вращения винта. Потом предстоит копаться в спектре вибраций чтобы найти собственную частоту колебаний ремня. Проблема здесь в том, что натяжение ремня непостоянно, уже потому что винт мотору заменяет маховик. Натяжение может меняться за цикл двигателя на сотни %.
Такие вот мысли. Может у кого есть еще идеи на эту тему?
у меня на максимале 4500 оборотов и тяга 90 кг - отсюда мощность в районе 22 лс. При том что двигатель Виза по паспорту должен давать 34 лс, правда, при оборотах 5200. Даже если предположить что момент при увеличении оборотов не падает, 22 лс при 4500 оборотах пересчитываются в 25,5 лс при 5200 - все равно очень мало. Да и график основан на взятом с потолка КПД винта.
Вобщем, это была прелюдия. А серьезно: как экспериментально оценить мощность двигателя? Речь не идет о десятых долях лс, но так, чтобы можно было надежно отличить 24 лс от 34 лс. Скажем, погрешность 10 % вполне устроит. Однако, без того чтобы строить стенд с водяным насосом или электрогенератором, в идеале оценка должна проходить без снятия мотора с самолета.
Что имеем: мощность это сила, умноженная на скорость, или обороты*2пи*момент. Обороты я меряю тахометром очень точно, вопрос в том как померять момент, желательно на валу винта уже после редуктора. Идеи две:
1) наклеить тензодатчики на лопасти винта, включив их последовательно. Подключить в качестве R к релаксационному RC генератору на 555 микросхеме и путем индуктивной (трансформаторной) связи вывести частоту на цифровой частотомер. Момент откалибровать на неподвижном винте. Проблема здесь в чём: как найти направление вдоль лопасти, в котором сила тяги вращающегося винта не будет приводить к деформации. Если этого точно не сделать - можно запросто вылететь за пределы точности 10%.
2)совсем другой подход может использовать измерение натяжения ремня редуктора с двух сторон. Ремень представляет собой струну известной длины, так что собственная частота колебаний будет зависеть от силы натяжения. Частоту можно посчитать, если известна сила натяжения, длина и удельная масса ленты ремня. Колебания ремня можно определить оптическим датчиком, состоящим из светодиода и фотодиода, примерно таким, каким я мерял фазу вращения винта. Потом предстоит копаться в спектре вибраций чтобы найти собственную частоту колебаний ремня. Проблема здесь в том, что натяжение ремня непостоянно, уже потому что винт мотору заменяет маховик. Натяжение может меняться за цикл двигателя на сотни %.
Такие вот мысли. Может у кого есть еще идеи на эту тему?