Лично мне очень нравится такая детская игрушка - пирамидка.
Помните, стержень и нанизанные на него разноцветные кружки, с самым широким у основания и шариком на вершине. У кого в доме есть дети, могут «поиграть» с ней…
Так, о чём это я…
Развитие любого явления можно представить (интерпретировать) в виде такой пирамидки. Есть разные уровни реализации явления (это кружки). Пусть таким явлением будет ДЕЛЬТАЛЁТ. Есть ось, проходящая через центр каждого кружка и поднимающаяся к вершине. Всё многообразие способов реализации явления (конструкций) располагается внутри этих уровней. Уровень определяется задачей или целесообразностью. От нижнего (примитивного) – «чтобы взлетело и продержалось в воздухе», до вершины (идеализированный, недостижимый абсолютный уневерсализм) – «отлично справляется с любой поставленной задачей».
Внутри каждого уровня существует многообразие конструкций, тем не менее, они имеют свой «идеал», располагающийся в центре – на оси. Это будет наилучшим решением для конкретной задачи. Более высокий уровень – более сложная задача – сужается набор вариантов.
То, что пилот определился с двигателем – Ротакс-912 100 л.с., лично мне, говорит о поставленной задаче довольно высокого уровня. Потому, круг выбора будет весьма невелик.
Мало кто из производителей даже серийных отечественных дельталётов задумывался в первую очередь об эргономике. Обычно, приоритеты расставлены иначе, а удобство пилота, а тем более пассажира – как получится…
Поскольку зарубежный опыт и возможности конструирования лет на 25-15 опережает всё, что делается в отечестве, то наиболее близкими к оси пирамидки, в каждом уровне, можно рассматривать лидеров «дельталётостроения». Лично я отдаю пальму первенства изделиям компании «Air Creation».*
*(Тележки Аэрос, изначально, - это практически полная копия конструкция тележки этой компании, 30-ти! летней давности. На лёгкую «полуторную» тележку надели обтекатель… Возможно, потому имеем очень не удобное место пассажира.)
ДЕЛЬТАЛЁТ – модульная конструкция. Можно рассматривать сочетание трёх модулей: - «Колясочка» (как иногда ласково называют тележку); - Винтомоторная установка; - Крыло.
Это имеет свои плюсы и минусы… Лучше обратить это в плюсы…
С винтомотором определились… Ротакс-912 100 л.с.
Достойный выбор. При условии, что бензин будет соответствовать … бензину. Обеспечении работы мотора в заданных производителем ограничениях (определяется конструкцией систем на аппарате – радиаторы, термостаты, датчики контроля) и грамотном обслуживании. Без проблем отлетает назначенный ресурс.
Этот винтомотор можно устанавливать на некоторые серийно изготавливаемые конструкции тележек без их существенных доработок под более тяжёлый и мощный мотор. Таким образом, избежать существенного увеличения веса конструкции в целом.
К тому же, в отличии от неплохих вариантов автоконверсий, дельталёт с этим мотором, ещё можно в одиночку перемещать по не густому травяному покрытию полосы (например, подобранной с воздуха площадки).
Для расширения круга задач полезно иметь два крыла.
Скоростное и тихоходное. Которые стыкуются и отрегулированы под один и тот же модуль тележки с винтомотором.
Мало кто из изготовителей крыльев в России столько «возился» с доводками крыла «АТОМ». Результат… – можно прочитать в темах форума. На мой взгляд это крыло прекрасно подходит для «тяжёлых» аппаратов и сложных задач. Я поставлю его ближе к оси ( даже ближе, чем импортные крылья). Тому причиной ремонтопригодность и адаптированность конструкции под отечественные реалии эксплуатации… Весьма неплохие крылья Аэроса, опять же, исходя из задачи, будут расположены ближе или дальше от центра. Для сибири, скорее дальше от центра (оси) 🙂.
В последние годы, появились улучшенные модификации и крыльев российских изготовителей. Но это скорее попытка приблизиться к соответствию потребностям пилотов (спросу)…
Теперь по конструкции тележек.
Как писал выше, не все тележки годятся под установку более мощного мотора без кардинальной переделки (усиления всей конструкции).
Во-первых, если аппарат предназначен для каких-либо рабочих задач, то, лично для себя, я ставлю приоритетом - пассивную безопасность . Считаю, что задача «чтобы полетело» уже очень давно решена и, в принципе, назначение любого «железа» - защитить «начинку» от воздействия внешних факторов ( иногда, весьма не штатного ). Проще говоря, конструкция должна защищать пилота от возможного нештатного приземления.
Наличие системы спасения на борту, далеко не 100 процентное решение вопроса безопасности.
Очень хорошо работает в посадке на густую траву полно-размерный обтекатель. Такая тележка «глиссирует» по поверхности травы.
Считаю идеальной конструкцией тележки сварную ферму из нержавеющих труб. Это самолётная технология, которую первыми в дельталёты серийно внедрила компания «Air Creation». Получается очень лёгкая и прочная тележка. Близкими к ней, по соотношению вес-прочность, идут конструкции из узлов, замкнутых в треугольники. Как не покажется странным, но первенствует здесь «Фрегат» ранних модификаций.*
*(Мне известен пример, когда такая тележка с лёгким мотором и двумя пилотами «угнездилась» в лес. Разрушение и повреждение элементов конструкции составило примерно 80%. Повело даже мотораму. Пилоты отделались ушибами и ссадинами. Большое значение имело и наличие тихоходного крыла большой площади.)
Балочные конструкции существенно проигрывают в весе или безопасности.
Конструкции с двойным пилоном узла подвески (как, например, Поиск-**) имеют негативное влияние на характеристики крыла (любого). Заметно снижается качество и управляемость, особенно у скоростных крыльев.
Если в конструкции шасси используются амортизаторные стойки, то очень желательно (а для мощного мотора – только и подходят) устанавливать газо-жидкостные амортизаторы высокого давления. В стойках амортизаторов дельталёта рабочая нагрузка достигает 800 кг. Вряд-ли существуют мотоциклетные пружинные амортизаторы под такие нагрузки.
Всё вышесказанное сильно сужает кружок нашей воображаемой пирамидки. Оставляя выбор из всего нескольких доступных конструкций дельталётов ( с учётом бюджета, конечно…)
Вот, как-то так: «коротенько, минут на сорок…» 🙂