У тандема есть одна неприятность - при срыве потока с переднего крыла теряется весьма значительная часть подъемной силы всего планёра и как следствие - глубокий клевок и значительная потеря высоты, чего на "Утке" быть не может потому, что доля подъемной силы на ПГО у "утки" очень мала.
Если же установить оба крыла с одинаковым углом - весьма велика вероятность срыва заднего крыла (например при вертикальном порыве) И тогда подхват и кирдык.
Срыв у тандема на переднем крыле, однозначно приводит к опусканию носа, в зависимости от положения центровки и характера развития срыва (в идеале шаманит круткой надо). Срыв на заднем крыле приводит к подхвату в случае:
- сохранения части подъемной силы на переднем (с учетом того, что вынос заднего крыла должен превышать вынос переднего, а площади примерно равны, то силы должно остаться прилично)
- положительные моментные характеристики фюзеляжа на больших углах атаки
С учетом того, что размахи крыльев у тандема приблизительно равны, площади равны, производные о углу атаки различаются не более чем а 1,31 /рад, вынос переднего крыла меньше чем заднего, угол установки переднего крыла относительно заднего положительный (для балансировки без отклонения РП) можно сделать вывод том, что подхват для тандема менее свойственен чем для утки. Поскольку когда на заднем крыле начнет развиваться срыв, с учетом скосов потока по всему размаху, переднее будет уже глубоко в срыве.
Исключение полет со скольжением. В этом случае будем появляться крепящий момент, в сторону скольжения, с уходом в спираль и последующим уменьшением углов атаки. На умеренных углах атаки, полет с боковой составляющей, напротив будем создавать противоположный момент. В общем это единственный сложный, но не стремный нюанс.