Лечу это значит я, лечу...(C) - или еще один перелет

После обеда народ засобирался улетать и итальянец с присвистом выехал на полосу. Это STOL самолет и взлет был впечатляющим, потом он развернулся и промчался над полосой на бреющем.
Вот тут я видюшку нашел где его послушать можно:
https://www.youtube.com/watch?v=zWs2eNYLqOk
 

Вложения

Sun and Fun 2018​

В этом году мы запланировали опять посетить это мероприятие и полететь туда своим ходом, если позволит погода. В прошлом году из-за погоды мы не полетели.

Мы внимательно следили за прогнозом и по нему было видно, что шанс полететь есть, но вернуться надо будет в субботу, чтобы не застрять там из-за дождей.

Самолет я подготовил заранее и даже успел починить автопилот, который давно уже не держал заданую высоту, а заставлял самолет «нырять» независимо от заданой высоты. За причиной неисправности я охотился долго и в конце концов оказалось, что виной всему был неисправный акселерометр. Он не сбрасывался в ноль, а постоянно показывал перегрузку больше единицы. Программное обеспечение прибора было сделано таким образом, что одним из условий для поддержания заданой высоты было отсутствие перегрузок, вот автопилот и пытался уменьшить несуществующую перегрузку, заставляя самолет «нырять».

Встав в шесть утра мы позавтракали и поехали в аэропорт. Там мы провели предполетный осмотр, дозаправились, выкатили самолет и стали прогревать двигатель.

Любишь кататься, как говорится...
Прогреваемся.
 

Вложения

Теперь нам надо облететь запретку и зону военных (слева). Наши соседи, самая большая в США военная база – Форт Брагг. Вон те рыжие пятна это то место, где взрослые дяденьки играют в войнушку, причем очень классными игрушками. [ch61514] Впереди слева еще и военновоздушная база. Но мы уже запросили сопровождение у диспетчеров и они нас проведут как надо.
 

Вложения

Мой КВС теперь летает справа, учится на инструктора и привыкает, так сказать, к своему рабочему месту. Она летит первая, я буду КВСом на второй половине пути.

Обратите внимание, на состояние привязных ремней у нее и у меня. Скоро это сыграет свою роль.  :)
 

Вложения

Мы летим со скоростью 100 узлов на высоте 4,5 тысячи футов против ветра в 15-17 узлов, выше он еще сильнее. Летим на автопилоте и я по привычке сверяюсь с картой. Часа через полтора я обнаруживаю, что по карте у меня линия нашего полета идет с одной стороны аэропорта, а по GPSу и по факту мы его облетаем с другой стороны.
 

Вложения

От нечего делать я решаю подкорректировать линию на карте. Я лезу назад в свой рюкзак за фломастером и заодно достаю оттуда картонку со знаком нашего кемпинга на Sun and Fun. Этот знак необходимо будет показывать там после приземления, чтобы нас отрулили туда куда нам надо. Картонку я решаю использовать в качестве линейки, поскольку до настоящей линейки, которая лежит в другой сумке, я дотянуться не могу.

Я неспеша разворачиваю карту на коленях и начинаю мостить на нее картонку. В это время мы пролетаем точно над серединой аэропорта очередной военновоздушной базы. Моя супруга сидит скрестив руки на животе и посматривает на приборы, типа управляет самолетом силой мысли. Я, наконец, сумел поставить картонку как надо, прикоснулся фломастером к карте и слегка придавил картонку, чтобы она не соскочила, когда я буду чертить линию на карте. И только я двинул фломастер, как последовал сильнейший удар по самолету, он взмыл вертикально, потом опустив нос, нырнул вниз и тут же снова взмыл вверх, потом он снова нырнул вниз и опять вверх.

Моя супруга шарахнулась головой об фонарь, а ногой об низ панели приборов, наушники слетели у нее с головы, она схватилась за ручку управления и даванула ее вперед, пытаясь вывести самолет в горизонтальный полет. Я же ткнул кнопку выключения автопилота и, бросив взгляд на указатель скорости предложил взять управление самолетом на себя, скорость была 60 узлов. Поскольку жена была без наушников она меня не услышала и мне пришлось кричать во весь голос. Она уже вывела самолет в нормальное положение, но с трудом удерживала его потому, что он продолжал пытаться задрать нос. Я взял управление, а она стала надевать наушники.

Действительно, ручку управления приходилось с большим усилием толкать вперед, чтобы лететь горизонтально, самолет упрямо пытался лезть вверх. Первой моей мыслью было что мы влетели в спутный след какого-нибудь истребителя с военной базы под нами и что-то случилось с рулем высоты. Я оглянулся назад и, насколько позволяло заднее окно, осмотрел стабилизатор, все было на месте. Тогда я попробовал убрать усилие на ручке триммером руля высоты и, к моему удивлению, мне это удалось. Мне это показалось странным потому, что до удара самолет был оттримерован на горизонтальный полет и я не видел причины почему бы это состояние могло измениться. В результате этого происшествия мы потеряли тысячу футов высоты. Восстановив нормальный полет и набрав нужную высоту я попробовал снова включить автопилот. Автопилот включился и мы продолжили полет.

На вопрос жены что это было я попытался пошутить, мол дескать сегодня День Космонавтики и это была попытка выхода на орбиту по этому случаю и, к сожалению, она не удалась. Но ей явно было не до шуток и мы стали анализировать произошедшее. Первым делом мы осмотрели все внутри, чтобы убедиться, что нигде ничего не валяется, потом осмотрели себя. У меня все было нормально, поскольку я по планерной привычке летел с затянутыми ремнями, у жены был синяк на ноге от удара об панель приборов, ее ремни не были затянуты. По поводу причины у нас было две версии – спутный след и турбуленция в атмосфере.

Первая версия была маловероятной поскольку мы летели под управлением диспетчеров и они бы не дали нам пролететь над военной базой, если бы там шли активные полеты. Вторая версия тоже вызывала сомнения потому, что все произошло слишком уж резко. В случае турбулентности нас бы начало потряхивать хотя бы за несколько секунд до удара, а мы летели утром и воздух был спокойным. Я попытался прокрутить в голове еще раз, как все произошло – я пытался провести линию, придавил картонку... И тут мой взгляд упал на ручку управления.
 

Вложения

Блин! Ну конечно же! Карта была у меня на коленях и закрывала ручку. Я положил сверху картонку и придавил ее. Поскольку кнопки управления триммерами находятся на ручке управления и выступают над ее поверхностью я нечаяно нажал картонкой на кнопку триммера руля высоты и триммер ушел в положение «Вверх». Автопилот какое-то время пытался удерживать самолет в горизонтальном полете и за это время триммер успел перейти почти в максимальное положение, потом усилие на ручке превысило возможности сервопривода и он сорвался, руль высоты ушел вверх и ... В общем, дальше произошло то, что произошло и это объясняет, почему после вывода в горизонтальный полет самолет оказался неоттриммерованым. Объяснив мои мысли жене я снова отдал ей управление самолетом. В ответ она только сокрушенно покачала головой.

В общем, это было иллюстрацией того, что самолет можно сорвать на любой скорости. У нас он сорвался дважды.

Мы летели дальше. Внизу проплывали привычные нам пейзажи, железнодорожные станции, болота.
 

Вложения

На половине пути мы сели дозаправиться и после заправки за КВСа был уже я. Поскольку примерно с двенадцати часов и до пяти на Sun and Fun проходят различные воздушные шоу аэропорт в это время закрыт и мы решили сесть не долетая до него 18 миль, там подождать окончания шоу и потом уже лететь до места.

К этому времени земля уже прогрелась и начались скАчки по термикам. Мы уже были во Флориде с ее озерами и самолетами, тоже летящими на Sun and Fun.
 

Вложения

Я летел, посматривая на экран GPSа на предмет трафика, там было чисто. Вдруг впереди слева я увидел яркую вспышку, глянул на GPS – чисто. Я тут же выключил автопилот и стал внимательно смотреть в ту сторону, где я видел эту вспышку. Мне казалось, что я знаю, что это такое и если мое предположение верно, то вспышка должна повториться и она повторилась!

Планер! Это стоящий в потоке планер нарезает спирали и солнце отражается от крыла в виде ярких бликов. У него нет транспондера и поэтому я не вижу его на экране. Вот я уже его вижу слева от нас и он идет встречным курсом и мы быстро сближаемся, он ниже нас на 500-700 футов. Я отворачиваю немного вправо, в надеже, что он сделает тоже самое. Но он поворачивает в нашу сторону и снова встает в поток. Прошу Нину его сфотографировать и отворачиваю еще больше вправо, по правилам он имеет преимущество.

Кстати, насчет этого преимущества. Один наш планерист на авиашоу подошел к пилоту военного транспортника С-130 и завел с ним разговор на эту тему, ну типа что они должны уступать планерам дорогу. Тот улыбнулся, демонстративно посмотрел на свой С-130, потом на планериста и сказал: «Ты знаешь, я думаю, что я без особых проблем переживу столкновение с планером.»
 

Вложения

Мы без проблем долетели до намеченой цели, аэропорта Зефирхиллс. Там мы пообедали, заправились и стали ждать окончания авиашоу. В результате общения с такими же визитерами выяснилось, что после шоу сначала аэропорт откроют для улетающих, а уже потом начнут пускать вновь прибывающих. Услышав это я предложил посидеть тут подольше и не спешить с вылетом, поскольку есть специальная процедура прибытия, которой надо следовать, причем в режиме полного радиомолчания, т.е. нельзя просто так взять и прилететь.

Работает эта процедура следующим образом. Конечно же пилот обязан изучить ее до прибытия. На земле есть определенные ориентиры через которые нужно пролететь. Управляют движением диспетчеры по радио, но их можно только слушать. Самолеты подходят на двух высотах – медленные на 1200 футфх а более быстрые на 1700. Диспетчеры говорят по радио кому что делать, различая самолеты по внешим признакам и цвету. Их нужно только слушать и выполнять их команды. Для точной идентефикации в качестве ответа используют качание крыльями. Общение очень дружелюбное и без напряга. Звучит это примерно так:

- Самолеты над озером, потерпите еще минут 15, сейчас взлетающие уйдут и мы начнем вас сажать. Кто может лететь 100 узлов держите 1200, кто побыстрее держите 1700, кто очень медленный сместитесь внутрь озера.

- Все новые на подлете, пока не подходите к аэропорту, выберите себе ориентир на земле и покружитесь там немного, у нас тут 30 самолетов над озером кружит. Смотрите внимательно, мы выпускаем самолеты на взлет, будьте готовы к их появлению в вашем районе.

- Белый самолет похожий на Бонанзу и пролетающий сейчас над трубой качни крыльями. Да нет, не ты, мы видим, что ты Бонанза. Да-да, вот ты, ух как ты класно качнул крыльями! Добро пожаловать на Sun and Fun! Поворачивай к 3-му прямо сейчас, держи дистанцию с предыдущим и следуй за ним на посадку. Скорость! Все держите 100 узлов! Ну если можете...
- Самолет на четвертом, целься в зеленый круг, но не касайся полосы, лети до красного, касайся на нем, но не тормози до конца полосы.

Но моя супруга рвалась в бой и мы взлетели. Через пять минут диспетчеры объявили, что они открыли вылет, а прибывающих загоняют в зону ожидания над озером. Я начал психовать, типа я же говорил, и жена предложила вернуться. Но я уже закусил удила и, поставив 100 узлов на высоте1200 полетел к озеру. Вот как это выглядело на GPSе. Самолетик это мы.
 

Вложения

Летали мы там по кругу очень долго, больше часа, и за это время туда набилось больше тридцати самолетов и диспетчеры просили самолеты на подлете покружить где-нибудь в другом месте. Тут было очень тесно и мы ходили очень плотно друг за другом и наша электронная тека в наушниках бесконца орала: "Трафик! Трафик!".

Наконец диспетчеры начали уводить самолеты от озера и сажать их.
 

Вложения

Наконец дошла очередь и до нас.

Свистим над полосой от зеленого круга к красному. Я держусь левее на случай если сзади кто-то начнет меня догонять и чтобы ему было куда деться.

Касаемся на красном.

Несемся по земле к концу полосы.
 

Вложения

Прибыли!

Мы оказались точно напротив торца полосы, на которую садились.

Вот так выглядел экран нашего GPSа по прибытии. Зигзаги на подходе и заходе это чтобы набрать дистанцию. На заходе Цессна впереди нас упорно не хотела лететь через ориентиры и со скоростью 100 узлов.
 

Вложения

Вверх