От севера до севера на "Мaule".

Утро началось многообещающе. «Маугли» заправлен, восходу солнца не мешают даже редкие облачка, план принят, в Олекминске ждут. Полный набор для хорошего полета. Огромное желание все же сделать в этот день два этапа и раскрутить колеса в конечной точке маршрута – Якутск, аэропорт Маган.  Осматриваю самолет, он готов и бьет копытом. Запуск, прогрев, исполнительный и вот я уже покидаю Ленск. Занимаю уже привычные 600 метров  и беру курс на Олекму. Самый короткий этап, всего 350 км. Под крылом практически равнина с превышением над уровнем моря в среднем 350 метров. Пейзаж довольно однообразен, все те же озера, хвойные леса, болота, редкие проселочные дороги и как всегда непонятно откуда взявшиеся одинокие домики, как правило, на берегах озер. Впрочем, их крайне не много, но всегда возникает вопрос, а кто же живет там, вдалеке от цивилизации, без дорог, электричества и прочих прелестей жизни. Мне хочется думать, что это - все же служители леса.  Очень жаль, что на моем самолете нет автопилота, потому что сейчас, и особенно на протяженных участках маршрута, очень бы хотелось слегка расслабиться, убрать руки от штурвала  и просто контролировать работу серверов и электроники.  Думаю, многие меня поймут.  Незаметно пролетает время полета и вот я уже на связи с Олекминском.
Это небольшой городок на левом берегу красавицы Лены, недалеко от устья реки Олёкма. Нетрудно догадаться, что и здесь, как обычно с предыдущими населёнными пунктами, руку приложили вездесущие казаки. Добрались-таки эти удальцы до этого места в 1635 году и как обычно поставили острожек. Сейчас вспомним и про ворота куда-нибудь, которых в Восточной Сибири хватает. В частности Олекминский улус вместе с Ленским улусом являются западными речными воротами Якутии. А ещё здесь отбывали ссылку декабристы, и тем самым дали неплохое развитие местному населению.  Авиапорт Олёкминска – подразделение Маганского авиапредприятия и потому его развитие зависит от судьбы всего авиапредприятия, которому переданы все летательные средства вместе с экипажами. В оперативном подчинении авиапорта оставлены только наземные службы.
Уже привычно захожу с прямой, впереди вижу грунтовую полосу, неопределенно красно-рыжего цвета. Да, грунт здесь в основном глинянно-песчанный и имеет свой определенный цвет. Хотя в дальнейшем, садясь на многие грунтовые полосы севера, я такого цвета не встречал. Полоса с воздуха кажется не очень приветливой, но плавно раскрутив колеса о планету, с удовлетворением отмечаю, что её состояние и качество, вполне приемлемо не только для «Маугли». Заруливаю на стоянку. Уже привычно замечаю, что меня ждут, показывают место. Выключаюсь. Под колеса получаю колодки, осматриваю самолет и сразу сдаю под охрану. Все оперативно, быстро, без суеты.  В голове приятная мысль – здесь меня ждет бочка L-100, осталось ее разыскать.  Спешу на АДП, перевозки и прочие необходимые инстанции. Узнаю, что топливо действительно меня ждет, но оно на складе, а это в 2- км. от аэродрома. Все бы ничего, но транспорта, для доставки бальзама для двигателя в данный момент нет. Куча звонков, ожидание. И вот наконец, подъезжает долгожданная «таблетка». Потеряно 4 часа драгоценного времени. Едем на склад, оформляю получение топлива, грузим бочку в «таблетку» и спешим к самолету. Заправляюсь, снова на АДП, теперь уже вся обратная процедура и уже приходится признать, что до окончания регламента работы Магана, я не успеваю . Ну что же, чуда не произошло, а жаль.  Остаюсь в Олекме до утра. Вот они, «прелести» полета одиночкой. Все сам, как говорится без ансамбля, поэтому времени на все проволочки уходит очень много.  Утешает только то, что завтра, при наличии погоды, я завершу этот межгалактический перелет. 
 

Вложения

  • 2013-08-27_10_37_21.jpg
    2013-08-27_10_37_21.jpg
    44,2 КБ · Просмотры: 134
  • 2013-08-27_10_37_32.jpg
    2013-08-27_10_37_32.jpg
    46,2 КБ · Просмотры: 135
  • P1000166.JPG
    P1000166.JPG
    55,3 КБ · Просмотры: 137
Утро, совсем не туманное и не седое, встречает меня с надеждой на успех. Взлетаю, под крылом все те же 600 метров, и иду на крайнюю точку маршрута. Там меня уже ждут с нетерпением. Лечу в спокойной атмосфере, любуюсь уже привычным пейзажем. Снова удивляюсь тому, что странное существо человек. Понимаю, что устал и заждался уже этого момента, когда возьму курс на  крайний аэродром посадки, и тут же начинаю ощущать какое-то легкое сожаление о том, что этот весьма сложный, но очень интересный  и познавательный маршрут подходит к концу.  Лечу и думаю, ну вот, еще пару часов и не будет уже этой беготни, переживаний, согласований, желанных взлетов, необычных пейзажей, новых мест, знакомств, радостей решения проблем и прочих прелестей одиночных долгих маршрутов. Какая-то грусть присутствовала на этом заключительном этапе, но она была доброй, потому что я знал, что впереди ждет что-то не менее интересное, и все эти ощущения повторятся еще не раз.
Итак, вот она, крайняя точка перелёта. Столица Саха – Якутск. Конечно не Питер, но летом  наблюдается длительный период «белых ночей». Город находится в зоне вечной мерзлоты, толщина которой составляет 250-300 метров. Это — наиболее контрастный по температурному режиму город мира. Годовая амплитуда Якутска превышает 100 °C. И неудивительно, что там есть институт мерзлотоведения. А теперь угадайте, кто, когда и каким образом его основал.  Примерно в те же годы (1632), опять же казаки под командой Петра Бекетова, и вновь острожек. С середины XVII века царское правительство избрало Якутию надежным местом ссылки опальных и революционеров. Ее справедливо считали «тюрьмой без решеток». Находясь в центральной части республики, Якутск оказался на стыке водных путей, сухопутных дорог и был связан со многими районами Севера и Дальнего Востока России. Экономическая жизнь Якутска берет начало с промышленного освоения Якутии в конце XIX - начале ХХ веков, в частности добычи золота. Ныне промышленность города представлена топливно-энергетическим комплексом (53,3 %), алмазогранильным производством, лесной и деревообрабатывающей промышленностью и пр. Между прочим, в мае 2010 года Якутск попал в список 20 лучших городов для бизнеса, составленный  журналом «Форбс», где занял 13 место. Вот даже так.
В городе действуют два аэропорта: «Якутск» - основной, выполняющий внутренние республиканские, российские и международные рейсы и «Маган» - запасной, выполняющий внутренние рейсы. Аэропорт Маган расположен в непосредственной близости (10км.) от центрального аэропорта Якутска и я уже был готов к особенностям захода на посадку в условиях интенсивного воздушного движения, но вопреки ожиданиям, все произошло достаточно спокойно и буднично, совершенно без суеты и каких-то вводных. Вошел в зону управления Магана, далее к 3-му развороту и вышел на посадочный. Очень интересный и удобный аэропорт. Имеет 3 рабочие полосы, все с разными курсами. Основная – бетон и две грунтовые, с отличным качеством покрытия в сухую погоду.  Сажусь на бетон, он выглядит совершенно новым, без всяких выбоин и практически без стыков . Во всяком случае, межплитных швов на пробеге и рулении практически не ощущаешь. Заруливаю и наблюдаю, что аэропорт живет нормальной рабочей жизнью. На стоянке Ми-8, Л-410, конечно же Ан-2 и особенно порадовало то, что присутствуют и близкие коллеги по крылу – легкие самолеты АОН. Меня размещают прямо напротив выхода из здания аэровокзала, где я по сей день, кстати, и базируюсь.  Покидаю кабину, с благодарностью осматриваю «Маугли».
Действительно, я влюбился в этот самолет. Неприхотливая, выносливая, рабочая лошадка. О нем я хочу написать отдельно.  Даже сейчас, когда я налетал на нем более сотни часов, я всегда скучаю по нему, если выпадает день без полетов. Мне кажется, он живет  вместе со мной, всегда так же как и я рад полетам, а звук его двигателя стал уже необходимым атрибутом этой жизни. Мне кажется, что мы с ним подружились, несмотря на то, что когда-то я и обидел его. 
Ну, вот вроде и весь мой рассказ о перелете протяженностью в 6500 км над просторами России, практически одиночным экипажем, без сопровождения и глубокого согласования на одномоторном легком самолете «Maule-MX7». Еще раз убеждаюсь, что ничего невозможного в этой жизни не существует. Главное желать, верить и твёрдо знать, что тебя ждут.
Ну и в заключении очень хочу пожелать всем авиаторам, любого уровня подготовки, любого возраста, летающим, мечтающим и сочувствующим.  Люди, относитесь с уважением к небу, к своей профессии, или хобби. Никогда не считайте себя совершенством, сколько бы часов налета не было за Вашими плечами. Не переставайте учиться никогда, этому процессу жизни нет предела. Берегите себя и своих близких. Здоровья вам, летного долголетия, успехов и конечно удачи!
И еще, очень важно ваше мнение по поводу моего повествования. Есть желания поделиться впечатлением от полетов в северных районах. Если будет интересно, то я готов.
 

Вложения

  • P1000166_001.JPG
    P1000166_001.JPG
    55,3 КБ · Просмотры: 130
  • P1000168.JPG
    P1000168.JPG
    48,8 КБ · Просмотры: 134
  • P1000170.JPG
    P1000170.JPG
    66 КБ · Просмотры: 124
И еще, очень важно ваше мнение по поводу моего повествования. Есть желания поделиться впечатлением от полетов в северных районах. Если будет интересно, то я готов.

  Спасибо Андрей за ваш рассказ о перегоне и разумеется пишите ещё, у вас это кстати весьма неплохо получается.
  Из наших форумских там в Магане летает "Макенрой" Виталий Архипов, но из него, как из настоящего индейца, слова просто так не вытянеш. 🙂
  Кстати на крайней вашей фотке видны песчаные дюны?  Очень редкое явление для заполярья, это техногенное  новообразование, или каприз природы?
 
Знаменитые ленские песчаные дюны, вдоль правого берега, ширина до 1 км, создают полную иллюзию пустыни, а летом под раскаленным песком даже не верится что внизу мерзлота. Стыдно не знать, а впрочем тебе это простимо, ведь даже южную якутию умудрился назвать заполярьем.
 
Как мне не кажется, стыдно не знать, а не интересоваться. Все мы чего то не знаем. А песчаные дюны, действительно уникальное и впечатляющее явление природы. Снимок сделан над Вилюем, в районе пос. Кысыл - Сыр. Не менее удивительны песчаные обрывистые берега реки. Также можно увидеть подобное явление и глубоко в тайге, среди хвойного леса, словно неоткуда появляются песчаные острова, довольно обширные по площади.
 

Вложения

  • P1000173.JPG
    P1000173.JPG
    67 КБ · Просмотры: 135
А это лесные озера, которые окружает заболоченная местность. Осенью очень красиво смотрится с воздуха, но оказаться там среди полчища гнуса и воды, в условиях неимоверно липкой местной почвы, никому бы не посоветовал.
 

Вложения

  • P1000177.JPG
    P1000177.JPG
    66,6 КБ · Просмотры: 136
  • P1000178.JPG
    P1000178.JPG
    57,9 КБ · Просмотры: 151
большое Вам спасобо Андрей за потраченное время - очень интересный рассказ. кто сам пробовал что то писать - тот знает как это тяжело. А у Вас с таким качеством слога определенный талант. Если есть что то еще - пожалуйста найдите время запостить. Тысячи людей по всему миру прочитают.
 
Спасибо за отзыв. Очень рад, если принес кому то положительные эмоции. Обязательно буду появляться со своими впечатлениями и новостями. Тем более впереди ждет интересный период резкого перехода из лета в зиму, который впрочем уже начался.
Удачи Вам!
 
Андрей, привет от бывшего хозяина Вашего Моля.  С удовольствием прочитал Ваш отчет и рад , что все трудности позади. Надеюсь Моль принесет еше много приятных минут Вам и вашим пассажирам. Пердавайте ему привет. Первый самолет как первая любовь на забываются.
С ув. Леонид
 
Леонид, очень рад! Спасибо за самолет. Он чувствует себя прекрасно. У нас уже скоро зима и очень хочется долетать октябрь в активном режиме, а там посмотрим. Уже заказано все для регламентного обслуживания, так что с весны снова в бой.
Успехов! Всего самого хорошего!
С уважением, Андрей.
 

Вложения

  • P1000036_001.JPG
    P1000036_001.JPG
    71,7 КБ · Просмотры: 136
А как же зимние полеты? Он на лыжах летает так же хорошо. Я зимой летал на нем не меньше чем летом.
С ув. Леонид
 
Спасибо за интересную повесть. Наверняка у вас в школе русский, литература и история были на отлично  🙂

Пожалуйста поделитесь опытом полетов в северных регионах. Я планирую масштабную экспедицию летом 2014го по нашим северам. Периметр Аляски. Если погода позволит, планирую навестить "Колыбель Ветров" Алеутские острова. Два года собирался, думаю на третий получится.
 
Спасибо! У Вас очень хорошие и интересные планы. Уверен, что экспедиция будет незабываемая. Далеко не каждому человеку удается увидеть такое и проверить себя. Так что не отказывайтесь от идеи. А в школе я как то не особо уделял внимания гуманитарным предметам, хоть и общий балл был 4.5.  Вот по ходу жизни и учусь. Зато твердо сейчас знаю, что отступать от задуманного нельзя, потом может быть поздно.
Удачи Вам и успехов в очень интересных начинаниях!
С уважением, Андрей.
 
Спасибо огромное за интереснейший рассказ.
Прямо заряд позитива на ближайшую непогодь...
Спасибо!!!
 
Лыжи не отменяются. Думаю, в октябре мы их и оденем.
С первым октября!
С не терпением ждем Ваших увлекательных рассказов и про полёты в октябре.
Многим будет удивительно, но зима уже пришла...
С уважением.
 

Вложения

  • Ojmjakon.jpg
    Ojmjakon.jpg
    106,3 КБ · Просмотры: 134
В Дебине, где я жил некоторое время, снега выпадало до 5 м!
Берегите птичку!
 
Назад
Вверх