Парусный планер Р. Платца

D

DesertEagle

Благодаря участнику Henryk, за что ему огромное спасибо, в сети найдено редкое видео с парусным планером Р. Платца:


platz.jpg



[media]http://www.youtube.com/watch?v=9LVtc8l3Z5o[/media]
http://www.youtube.com/watch?v=9LVtc8l3Z5o


Собственно, видео дает некоторое представление о деталях конструкции и этапах сборки аппарата. Но такой схеме просто напрашивается одноколесное шасси и толкающая силовая установка, которая заодно будет выполнять роль спинки сидения для пилота. Примерно как схематически изображено на рисунках ниже. Может получиться что-то вроде дельталета, но более простой конструкции и с органически вписывающимся в конструкцию аппарата шасси, без отдельной тележки. Естественно, только для развлекательных полетов в спокойную околоштилевую погоду.


424520f3fe67.jpg


3c5360445ed5.jpg



Причем у самого Платца, судя по всему, было две версии планера. На более ранней ПГО начиналось от конца передней балки и руки были задраны вверх почти на всю длину. А в более поздней точка качания была перенесена примерно на 20% хорды ПГО и руки находились на уровне шеи, что несомненно более удобное положение (на фото сбоку именно такой вариант). Масса оригинала была вроде около 40 кг.


С пошивом нет вопросов, там все очевидно. Ткань с карманом для лонжерона и силовая лента по контуру. Фурнира для натяжения паруса (на видео хорошо показан этот момент) тоже доступна, хоть от автомобильных стяжных ремней, хоть оригинальные яхтенные устройства.


Самая главная сложность - это какое может быть у такого аппарата аэродинамическое качество? То есть какой мощности нужен двигатель, будет ли достаточно, скажем, 15 л.с. и тяги 45-50 кг для набора 1-2 м/с?

И второе, каким образом можно согнуть подобным образом деревянный лонжерон? Вроде существуют подходящие технологии, например выпаривание в кипящей воде в трубе. Но будет ли это работать для цельного лонжерона такой толщины? Или может лучше согнуть тонкие рейки и после склеить из них лонжерон. Или может лучше использовать классический коробчатый лонжерон, где боковые стенки будут вырезаны соответствующим образом из фанеры, а полки согнуты по нужному радиусу? Приветствуются любые идеи. Потому что согнуть цельную дюралевую трубу такого диаметра (еще не считал, но навскидку около 100х2 мм?) в домашних условиях представляется крайне маловероятным.

Также интересуют варианты как такой лонжерон и центральную балку грамотно сделать разборными на части длиной по 2 м, чтобы перевозить автомобилем.


P.S. при желании, для обеспечения путевой устойчивости, на конце хвостовой балки можно добавить вертикальное оперение с растяжками от концов лонжерона, по аналогии с ПГО.
 
Это шедевр  🙂 спасибо Henryk .
 
В России уже делали этот планер, судя по всему. Вот две странички из книжки "Дельтапланы" :
 

Вложения

  • _____13.JPG
    _____13.JPG
    214,8 КБ · Просмотры: 462
  • _____14.JPG
    _____14.JPG
    192,8 КБ · Просмотры: 489
 
А на счёт изгиба трубы 100х2 - не беспокойтесь, гнули и не такого диаметра в своё время. Соберётесь ежели строить - распишу Вам, как это сделать.
  Только зачем Вам это - любите экзотику ?
 
Вот вам вариант с креслом и шасси. Готовился для Флюгтага, по-моему так и не полетел. http://www.recumbents.com/wisil/flugtag/flugtag_miami_2003.htm
 

Вложения

  • wow_assembly5_001.jpg
    wow_assembly5_001.jpg
    95 КБ · Просмотры: 535
  • wow_read2fly_001.jpg
    wow_read2fly_001.jpg
    74,9 КБ · Просмотры: 557
  • wow_testfit.jpg
    wow_testfit.jpg
    82,8 КБ · Просмотры: 604

-сейчас можно дёшево купить бамбуковые шесты,даже ок.50мм
диаметром.\можно гнуть горячим воздухом\
этого вполне хватит на такое крыло +дешёвенькая плетёная плёнка
\тенты\.

=действительно=щелевое крыло заслуживает повторения и проверки!

-не надо вводить для задней кромки укрепляющих лент=портится профиль,а желательно быть ему автостабильным
=можно уменьшить хорду заднего крыла.

-если Кто ленивый,может взять на спину привод от параплана.
 

Вложения

  • Zdj__281_cie148_007.jpg
    Zdj__281_cie148_007.jpg
    92,6 КБ · Просмотры: 330
А на счёт изгиба трубы 100х2 - не беспокойтесь, гнули и не такого диаметра в своё время. Соберётесь ежели строить - распишу Вам, как это сделать. 
Да, было бы интересно. Приходит на ум зацепиться за край трубы и тянуть лебедкой, но не уверен что это правильно  🙂.


Только зачем Вам это - любите экзотику ?
И это тоже, но скорее нравится простота компоновки. И органичность с одноколесным шасси и толкающим винтом. Может получиться легкий простенький самолетик для предзакатных полетов. Как небезизвестный Журавлик, только еще проще. Если конечно ему хватит тяги от промышленного четырехтактника без редуктора (винт не более 100-110 см, тяга около 45 кг). Вот с этим самые большие сомнения. А по управлению - в истории были самолеты с похожим управлением по крену с помощью перекоса ПГО. Правда, от него все в итоге отказались по ряду причин 🙂, но то что это работает и летабельно в простых условиях, это точно.


Вот вам вариант с креслом и шасси. Готовился для Флюгтага, по-моему так и не полетел.
Ну, они довольно сильно отошли от оригинала. Бросаемый на видео аппарат вроде летит нормально, значит с балансировкой там все ок (в отличие от аппарата для флюгтага, где не факт). Треугольные лоскуты здесь должны быть неприемлимы, насколько  я понимаю. Так как не обеспечивают натяжения по всей площади ткани. В оригинале правильнее. Что и неудивительно, учитывая парусное прошлое его создателя. А вот с лонжероном и балкой можно отойти от оригинала. Скажем, сделать лонжерон прямым с соответствующей V-образностью. Передняя часть тоже может быть прямой, просто центральный узел при этом надо переработать.

Самый больной вопрос - это с аэродинамическим качеством на балансировочной скорости. Просто не сталкивался с такими крыльями и не очень понимаю как оценить с хоть какой-то степенью достоверности. Имхо, оно будет около 2-3 единиц, а этого слишком мало. Вот если 4-6 единиц, то с этим уже можно работать.


сейчас можно дёшево купить бамбуковые шесты,даже ок.50мм
диаметром.
Действительно, можно попробовать для прототипа. Хотя лучше что-то более надежное и поддающееся традиционным расчетам (в смысле, проверенных не раз на практике, как с классическими самолетными лонжеронами).

=действительно=щелевое крыло заслуживает повторения и проверки!

-не надо вводить для задней кромки укрепляющих лент=портится профиль,а желательно быть ему автостабильным
Да тут дело не в щелях 🙂, глупо надеяться получить на таком крыле какую-то планерную производительность. Он явно будет свистеть вниз кирпичом, в лучшем случае на уровне древнего рогалло. Иначе от планеров такой схемы в истории было бы не протолкнуться. Но сама компоновка интересная, парус служит растяжкой для балок, V-образность основного крыла находится на уровне переднего оперения и т.д. Ленты по кромке паруса здесь имхо обязательны, ими делается натяжение. Можно заменить шнуром. С изготовлением паруса у меня нет вопросов. Для прототипа и пролипропиленовая пленка сойдет конечно. А на летающем крыле понадобится ткань типа дельтапланерной, с плотностью около 150-200 г/м2. И латы в будущем можно вставить в основное крыло для придания большей изогнутости дужки профиля. Но я так далеко не заглядываю 🙂. Есть моторчик, есть ткань, ленты и возможность правильно сшить парус. Нужно определиться с балками, их соединением и разборностью. Если это окажется по силам, то я не против попробовать реализовать такой моторный вариант. Запасной парашют тоже есть ).
 
Имхо, оно будет около 2-3 единиц,

-московский дельтапланерист \Т.Рябцев?\=крнструктор ДП ДЕЛЬФИН
\без поперечины\ слделал и другого типа=на педние троса оттяжки
консолей нацепил дополнительный треугольный купольчик=получилась утка.

-сам не видел,но вроде бы качество было лучше,чем у классического.задние крыло тоже имело стреловиднолсть...

Canard wing
http://www.british-hang-gliding-history.com/flyers/len-gabriels.html
 
В начале 90-х попалась мне книжечка "Самолеты оригинальных схем" вроде называлась 😉, Так я энтим планером серьезно "заболел" тогда. Продольную и поперечную балки предполагалось клеить из шпона :🙂, и силовая установка - пускач с ИЖ цылиндром 😱 - но остановила оригинальность схемы (жить охота!) однако!
 
Ха - не могу найти картинку где этот планерок в сложенном состоянии мужик на велосипеде везет 🙂
 
мужик на велосипеде везет Smiley

http://jossresearch.org/2011/02/13/joss-research-institute-web-report-7/

http://www.google.pl/imgres?q=glider,Platz&um=1&hl=pl&client=firefox-a&sa=N&rls=org.mozilla😛l😱fficial&channel=s&biw=950&bih=470&tbm=isch&tbnid=mKX_N5FbOurNIM:&imgrefurl=http://jossresearch.org/2011/02/13/joss-research-institute-web-report-7/&docid=Zwsn4QTuTqQLoM&imgurl=http://www.jossresearch.org/pictures/aero/platz-glider-on-bike.9c.jpg&w=990&h=675&ei=8tqfTpajApDrOc_TrZEF&zoom=1&iact=hc&vpx=629&vpy=150&dur=2546&hovh=185&hovw=272&tx=126&ty=207&sig=112168193029537867811&page=1&tbnh=127&tbnw=168&start=0&ndsp=8&ved=1t:429,r:3,s:0
 
Еще одно наблюдение из видео: судя по всему, лонженрон прямой, а изогнутую форму принимает только под нагрузкой. Когда на видео собирают планер, похоже что он сначала плоско лежит на земле:

02d3bd1324a8.jpg


А на следующих кадрах крыло уже имеет выраженную V-образность. В пользу этой версии говорит также фотография где автор перевозит аппарат на велосипеде (http://www.jossresearch.org/pictures/aero/platz-glider-on-bike.9c.jpg). Визуально все балки прямые, кроме изогнутой передней. Знать бы еще, из какого материала был сделан оригинал. На алюминиевые шесты не похоже, на бамбук тоже (не заметно кольцевых стыков). А для цельнодеревянного выглядит тонковатым, да и не было бы смысла обрабатывать до круглой формы в сечении.
 
А вообще-то балки скорее всего были деревянные. Я тут на скорую руку провел оптимизацию в Солиде, чтобы при 4g запас прочности оставался не менее 3 единиц, получилось что для 8 м размаха достаточно цельного бруса из сосны 76х50 мм. А для штатной нагрузки 140 кг запас прочности будет 11 и смещение концов крыла примерно на 27 см. Выглядит реалистично, учитывая что у автора размах было поменьше, да и балки на фото потолще у корня. Вот скрин для половины лонжерона при штатной нагрузке:

7767e36eff82.jpg


Осторожно! Я не проверял расчет, он может быть ошибочным. То есть это ни в коей мере не руководство к действию, а всего лишь иллюстрация. Но если ей верить, то такой планер можно сделать из стандартных прямых двухметровых досок сечением около 100х50мм (возможно, срезав часть высоты бруса ближе к концам крыла для облегчения и более правильного распределения нагрузки). Если придумать центральный узел, из которого эти балки будут выступать под разными углами для обеспечения V крыла и "загнутости" передней части. Конечно, лонжерон из цельного бруса будет перетяжелен по сравнению с нормальным коробчатым, но при такой простоте изготовления это, возможно, имеет смысл. Все равно масса аппарата без двигателя не превысит 30-40 кг, что вполне приемлимо. А с двигателем еще плюс 20..40 кг.

В общем, я склоняюсь к тому чтобы склеить цельный лонжерон из сосновых планок. А потом, возможно, насверлить перьевым сверлом (тем что врезают замки в двери) отверстий для облегчения. А может и оставить как есть. Это может оказаться проще и дешевле, чем искать подходящие Д16Т трубы. Но остается вопрос соединений двухметровых кусков. Есть желание состыковать две доски внахлест и прикрутить рядом болтов. Парус простит небольшое смещение этих кусков, зато вообще не нужно думать над конструкцией соединения частей.

А вот что делать с центральной частью, пока неясно. Если лонжерон и передняя лыжа будут гнутыми (что, в принципе, возможно если они будут из переклея), то нет вопросов. Но для прямых кусокв нужно городить какой-то объемный короб, обшитый фанерой, другие варианты в голову пока не приходят.
 
[edit]Но для прямых кусков нужно городить какой-то объемный короб, обшитый фанерой. [/edit]
О, простите. В голове крутилась картинка сиденья как брошке, но в данном случае конечно самый простой вариант соединить балки короткими элементами, работающими на сжатие, и образующими силовые треугольники. Примерно как на картинке ниже. При желании наверно можно даже обойтись чисто болтовыми соединениями (только посчитать усилия на срез).


77247208d70d.jpg
 
Спасибо DesertEagle за предоставленные материалы!
Возможно ли более подробно и лично ознакомиться с ходом работ и наработками, которые интересуют меня в плане создания народного самолета для путешествий?
Тема для обсуждения.
1. Что на Ваш взгляд и взгляд других дискуссантов из данного аэродинамического варианта и конструкции можно взять для "народного самолета" для путешествий?
С уважением, Сазанов Владимир Михайлович
 
Визуально все балки прямые, кроме изогнутой передней. Знать бы еще, из какого материала был сделан оригинал. На алюминиевые шесты не похоже, на бамбук тоже (не заметно кольцевых стыков). А для цельнодеревянного выглядит тонковатым, да и не было бы смысла обрабатывать до круглой формы в сечении.
Для цельно соснового выглядит я бы сказал ТОЛСТОВАТО. Во всяком случае такой ствол на велике возить не сподручно и согнуть затруднительно. Из здравых мыслей пока приходит на ум, что это мог быть, к примеру, ствол бальзы. И легкая и гнется легко.
Сейчас проще согнуть дюралевые трубы  :IMHO  Или если очень хочется прямые и много "любви", то можно взять водопроводную ПВХ-шную трубу на 50мм, обмотать её лавсановой лентой и намотать именно стеклом с обязательной продольным армированием стеклянным же ровингом. Куски по 4 метра можно сообразить и подумать как их соединять в единый лонжерон.
Но думаю дюралевая труба будет разумнее  :IMHO
 
Назад
Вверх