Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ
В субботу примерили отфрезерованную панель уничтоженного вандалами пульта на приборную доску.

378568_900.jpg


Также примерили к ней закупленные клавиши. Их верхушки с цифрами сейчас печатаются на 3d-принтере. Все детали идеально подошли. Спасибо Никите за проектирование и макетирование!

В оставшееся время вернулись к смывке краски с передней стойки шасси.
378645_900.jpg




Детали стойки кованные/точеные из алюминиевого сплава АК4-1 с гальваническим покрытием. Наиболее нагруженные узлы- стальные тоже со специальным покрытием перед окраской.


В результате смыли всю нижнюю часть стойки вплоть до створок в фюзеляже.
379266_900.jpg
 
Закончили многомесячный труд по воссозданию индикации уборки/выпуска переднего крыла!

[media]https://www.youtube.com/watch?v=axfnUS4ggqs[/media]

Напомним, вся приборная доска была раскурочена вандалами, все без исключения кабельные жгуты, разьемы и электронные блоки - порублены топорами. Указатель стреловидности передних крылышек отсутствовал. Все присутствующее в кадре найдено и отреставрировано волонтерами за 14 лет кропотливой работы

[media]https://youtu.be/tOUj60atIJw[/media]

Электропривода работают от трехфазного напряжения 200В 400Гц. Автоматика крылышек питается постоянным током 27В. А индикация переменным, но уже 36В 400Гц. Таким образом, через различные преобразователи, борт необходимо было обеспечить тремя различными видами электроэнергии. При безусловном обеспечении сопротивления изоляции проводов, гарантии от короткого замыкания и проч. Работы продолжаются!
 
старой краски с передней опоры шасси!

380968_900.jpg

Смыли все детали стйки, подкосов, гидроцилиндров вплоть до креплений в самом отсеке шасси, что было труднее всего.

Уже начали закупать лакокрасрчные материалы. Заодно покупаем черную матовую краску для панели верхнего щитка в кабине.
 

Вложения

  • IMG-b4743bada2c19e31a8158ef45dc0efe4-V.jpg
    IMG-b4743bada2c19e31a8158ef45dc0efe4-V.jpg
    95,5 КБ · Просмотры: 167
И еще
 

Вложения

  • IMG-20190723-WA0001.jpg
    IMG-20190723-WA0001.jpg
    111,8 КБ · Просмотры: 168
  • IMG-20190723-WA0000.jpg
    IMG-20190723-WA0000.jpg
    152,8 КБ · Просмотры: 165
Стараниями Сергея и новичков энтузиастов, изнутри самолет продолжает оживать. Начата долгожданная реставрация бортовой трансляции.
381582_900.jpg



Через штатное переговорное устройство можно будет делать обьявления на весь пассажирский салон, а также проигрывать музыку. Мы настойчиво ищем штатный бортовой магнитофон "Арфа-МБ", которые все еще встречаются в продаже авиазапчастей!
А пока, удалось подключить индивидуальную подсветку пассажиров и табло "Пристегните ремни":
382013_900.jpg
 
Интересные новости неожиданно пришли из Самары:

Спустя 15 лет были вновь оживлены электросистемы и агрегаты Самарского Ту-144 СССР-77108! 19 июля самолет был поставлен под ток, произведен холодный запуск ВСУ, выпущены ПК и ОНФ, проверена работа стеклоочистителей. Все системы отработали штатно. Впереди продолжение работ с системами самолета, которыми занимается квалифицированная команда во главе с доцентом кафедры эксплуатации ВС СГАУ - Показеевым В.П

[media]https://youtu.be/5_TL820Gv40[/media]
 
Наш коллега сионтировал видео о работе передних крылышек снаружи и из кабины:
[media]https://youtu.be/YudtlX_swXY[/media]
 
Вопрос с наземной гидростанцией вроде бы решился. В ангаре нашелся небольшой аэродромный агрегат на колесном шасси специально для наземных проверок гидростстем. Очевидно, он предназначен не для огромных лайнеров, но это лучше, чем ничего.

Чтобы проверить уровень гидросмеси в баках на борту, предстоит оживить штатный поплавковый уровнемер УГП3-1. От него утрачен измериьельный блок БИ14-3.
Однако, на самолетах Ил-76 стоит аналогичный уровнемер, отличающийся только тарировками. УГП1-5, с блоком измерений БИ14-1.

Таким образом, мы ищем (готовы купить):
- магнитофон "Арфа-МБ"
-блок измерений уровнемера гидросмеси БИ14-1
 
Вопрос то не то, чтоб решился с гидростанцией. То, что в ангаре - мы привезли с Раменского, этот агрегат нам подарила компания "Dexter", в общем порядке других ценных и нужных нам подарков. От гидростанций не отказываемся, если предложение ещё в силе. В относительно ближайшее время планируем "паломничество" по аэродромам Подмосковья, в том числе и через Дракино, специально за этими агрегатами. 🙂
 
закупили оставшиеся лакокрасочные материалы для стойки шасси:
383210_900.jpg

Спасибо всем, кто помогал и помогает в наших усилиях. Благодаря поддержке буквально со всей страны, мы закупили авиационную смывку, авиационную нрунтовку АК-070, разбавитель, обезжириватель, краску и укрывной лак. Краска и лак нам по карману только автомобильные, фирмы Mobihel, так как на авиационные ценник исчисляется в тысячах долларов, и просто так их не купишь.
 
Весь субботник красили переднюю стойку шасси в оригинальный цвет натурального алюминия. Пока Никита снимал мешаюшие хомутики и закреплял жгуты в верхней части, Дмитрий не теряя времени приступил к грунтовке в нижней.
383271_900.jpg


Немного просушив грунтовку, сменили пистолет, и начали накладывать базовый цвет. Использовали сразу три стремянки, весь день их переставляли вокруг стойки. Самое сложное место - внутри отсека шасси.

384082_900.jpg


К закату Солнца, основательно вымотавшись, "по-мокрому", задули все укрывным лаком для металлика, который в свою очередь, намешан с отвердителем.

384867_900.jpg
 
Пока сох грунт, примерили клавиатуру для воссоздаваемого пульта в кабину экипажа:

385252_900.jpg


Кнопки смонтированы на специальной панели, они настоящие, нажимаются. Верхушки с цифрами напечатаны вновь на 3d- принтере и по одной обрабатываются вручную.
 
А на борту тем временем Павел с Софьей оживили красную подсветку приборной доски бортинженера.
385698_900.jpg


Подсветка может переключаться как в ночной, так и в дневной режим.

Привели в порядок индивидуальные светильники пассажиров 1го и 2го салонов. Если в прошлый раз они включались по одному чисто для проверки, то теперь работают уже все, от штатных кнопок!
382578_900.jpg


Спустя почти 40 лет, ожила подсветка номеров пассажирских кресел.

387804_900.jpg


А также начали подключать индикацию бортовых источников питания 200, 115, 36, 27В. Вот, в частности, вольтметр трехфазного 36В:

[media]https://youtu.be/LQxa4ettSiw[/media]
 
  • Мне нравится!
Reactions: Ink
И подарок от посетителей из Германии:

388016_900.jpg


Вообще, иностранцев в музее ходит много, в том числе из очень далеких стран. Отечественных посетителей тоже более чем достаточно. В субботу на стоянке мест обычно нет с 9 утра. Про дни открытых дверей и говорить нечего.

Очень жаль, что инфраструктура музея осталась по сути, на советском уровне. Есть хорошая база, есть территория (с большим запасом), ангары, рулежки, аэродром (пусть и заброшенный), мастерские, бывшая Технико-эксплуатационная часть учебной авиабазы Академии, и т.д. Но по неведомым причинам, все это запущено, не развивается, не поддерживается. Значительная часть экспонатов не доступна для осмотра из-за отсутствия к ним банальных пешеходных дорожек. Эти пустячные в масштабах государства недоработки, вызывают недовольство посетителей, гневные отзывы в соцсетях. Как следствие, музей могут вместо развития просто ликвидировать. А это приведет к гибели коллекции уникальных экспонатов.

Что касается состояния самих экспонатов, то тут простым выделением бюджетных миллиардов вопрос точно не решить. Это лишь породит коррупцию. Ни ОКБ, ни авиазаводы, реставрацией авиатехники не занимаются. Они занимаются производством либо ремонтом по готовой технической документации.

Завод можно нанять на конкретную работу. Покрасить в заданный цвет заданной маркой краски, выточить такую-то деталь, заклепать метр обшивки, и т.д. Но в комплексе реставрировать исторический экспонат должен именно музей, в котором необходим серьезный реставрационный центр вроде "Центра Гробаря" при Минкульте. Его и нужно создать одновременно с модернизацией музея в Монино. Основа для этого здесь пожалуй самая лучшая в стране. Но кроме основы пока нет ничего.
 
Провели работу над ошибками, очистили от краски детали, которые в прошлый раз не очень аккуратно покрасили кисточками. Также дочистили мелкие фитинги, снятые с передней стойки шасси. Все детали аккуратно развесили на раме и пользуясь последними днями теплой погоды, заново загрунтовали и покрасили краскопультом.

388335_900.jpg


На грунт "по-мокрому" наложили базовый серебристый цвет, а его после подсыхания, укрыли двухкомпонентным прозрачным лаком.
 
Музей А.Н.Туполева при одноименном ОКБ, выпустил в продажу очередное переиздание книги о Ту-144. В ней есть несколько ранее не публиковавшихся прижизненных фотографий Монинского Ту-144 77106. На одной из них хорошо видна передняя стойка шасси.

388958_900.jpg


Видно, что фар было всего две, и те рулежные. На всех остальных Ту-144 по 6 фар на передней стойке.
Также видна некая антенна, либо датчик на подкосе. В музее об этом напоминал лишь след на старой краске. Что это такое будем выяснять. Как раз предстоит смонтировать обратно покрашенные детали.

На следующий год, если повезет, начнем готовить к перекраске омновные опоры.
 
В соседней бригаде, занимающейся восстановлением Монинского Ту-104, появился волонтер с опытом ремонта авиационных часов АЧС-1. Он любезно согласился взять на ремонт часы с Ту-144. Несколько лет назад мы приобрели недостававшие хронографы по обьявлениям в сети. Одни рабочие, одни ходят, но быстро останавливаются, одни совсем не рабочие.

389295_900.jpg


Сейчас из двух нерабочих будут собраны одни исправные и один недействующий макет.
 
По пути на субботник у станции Монино можно было наблюдать такую картину:
389805_900.jpg


В оборотном пункте ожидал туристический поезд под паровозом (точнее, под двумя, т.к поворотного круга для разворота паровозов в Монино нет).

А в самом городке, местные власти построили автобусную остановку возле музея ВВС. Теперь добираться от электрички станет еще проще.
 
Успешно завершилась эпопея по воссозданию утраченного пульта "общей ориентировки" на верхней приборке летчиков. В оригинале он выглядел так:
390022_900.jpg


Однако, оригиналов ни на одном уцелевшем Ту-144 до наших дней не дошло. Только бледные фото из старых журналов, и схематичный рисунок в РЛЭ. Ну и маленькая сьемная панелька - брошенный вандалами фрагмент родного пульта. В итоге многомесячных усилий, получилось так:

390338_900.jpg


390535_900.jpg


Кнопки настоящие, нажимаются и щелкают. Предохранители, лампочки и тумблеры тоже настоящие. Только что не работают.
390669_900.jpg


391148_900.jpg


Задняя крышка с шильдиком тоже настоящая, обнаружена в салоне при сортировке мусора в 2005г.

Основная заслуга в работе над этой сложной деталью принадлежит Никите. Он профессиональный авиаконструктор, работает по специальности. Используя посадочные места на приборнрй доске как шаблон, он восстановил габариты пульта, подобрал нужный тип кнопок, и зная эти размеры, подготовил 3D модель лицевой панели.
Далее за дело взялся мастер фрезеровщик, на станке с ЧПУ панель была отфрезерована. Затем мы передали ее в гальванику для анодирования. Потом Дмитрий покрасил ее в своей малярной мастерской полуматовой эмалью.
Верхушки кнопок были оригинальной формы, с оригинальным шрифтом цифр. Их пришлось печатались на 3D принтере, но из-за ограничений оборудования, полученные детали долго и кропотливо шлифовались вручную по одной. Несколько раз все это примеряли и корректировали перед окончательной сборкой.
Жаль, кнопки немного не попали в цвет, но такое уж было в наличии сырье для принтера. В конце концов, кто сказал, что в жизни все пульты были одинакового оттенка?. Могли быть и такие, точно уже никто не узнает.

А еще, как ранее сообщалось, коллега из бригады Ту-104, отремонтировал нам бортовые часы АЧС-1. Двое теперь исправно ходят, а третьи восстановим как макет.
 
  • Мне нравится!
Reactions: Ink
Начали устанавливать на переднюю стойку шасси покрашенные детали. Работать пришлось под дождем, так что успели не много.

391379_900.jpg


Поставили рулежные фары, которые в будущем предстоит оживить, и пару хомутов, державших трубопроводы.

391437_900.jpg
 
Назад
Вверх