Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В субботу примерили отфрезерованную панель уничтоженного вандалами пульта на приборную доску.



Также примерили к ней закупленные клавиши. Их верхушки с цифрами сейчас печатаются на 3d-принтере. Все детали идеально подошли. Спасибо Никите за проектирование и макетирование!

В оставшееся время вернулись к смывке краски с передней стойки шасси.




Детали стойки кованные/точеные из алюминиевого сплава АК4-1 с гальваническим покрытием. Наиболее нагруженные узлы- стальные тоже со специальным покрытием перед окраской.


В результате смыли всю нижнюю часть стойки вплоть до створок в фюзеляже.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Закончили многомесячный труд по воссозданию индикации уборки/выпуска переднего крыла!

[media]https://www.youtube.com/watch?v=axfnUS4ggqs[/media]

Напомним, вся приборная доска была раскурочена вандалами, все без исключения кабельные жгуты, разьемы и электронные блоки - порублены топорами. Указатель стреловидности передних крылышек отсутствовал. Все присутствующее в кадре найдено и отреставрировано волонтерами за 14 лет кропотливой работы

[media]https://youtu.be/tOUj60atIJw[/media]

Электропривода работают от трехфазного напряжения 200В 400Гц. Автоматика крылышек питается постоянным током 27В. А индикация переменным, но уже 36В 400Гц. Таким образом, через различные преобразователи, борт необходимо было обеспечить тремя различными видами электроэнергии. При безусловном обеспечении сопротивления изоляции проводов, гарантии от короткого замыкания и проч. Работы продолжаются!
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
старой краски с передней опоры шасси!


Смыли все детали стйки, подкосов, гидроцилиндров вплоть до креплений в самом отсеке шасси, что было труднее всего.

Уже начали закупать лакокрасрчные материалы. Заодно покупаем черную матовую краску для панели верхнего щитка в кабине.
 

Вложения

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Стараниями Сергея и новичков энтузиастов, изнутри самолет продолжает оживать. Начата долгожданная реставрация бортовой трансляции.



Через штатное переговорное устройство можно будет делать обьявления на весь пассажирский салон, а также проигрывать музыку. Мы настойчиво ищем штатный бортовой магнитофон "Арфа-МБ", которые все еще встречаются в продаже авиазапчастей!
А пока, удалось подключить индивидуальную подсветку пассажиров и табло "Пристегните ремни":
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Интересные новости неожиданно пришли из Самары:

Спустя 15 лет были вновь оживлены электросистемы и агрегаты Самарского Ту-144 СССР-77108! 19 июля самолет был поставлен под ток, произведен холодный запуск ВСУ, выпущены ПК и ОНФ, проверена работа стеклоочистителей. Все системы отработали штатно. Впереди продолжение работ с системами самолета, которыми занимается квалифицированная команда во главе с доцентом кафедры эксплуатации ВС СГАУ - Показеевым В.П

[media]https://youtu.be/5_TL820Gv40[/media]
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Наш коллега сионтировал видео о работе передних крылышек снаружи и из кабины:
[media]https://youtu.be/YudtlX_swXY[/media]
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Вопрос с наземной гидростанцией вроде бы решился. В ангаре нашелся небольшой аэродромный агрегат на колесном шасси специально для наземных проверок гидростстем. Очевидно, он предназначен не для огромных лайнеров, но это лучше, чем ничего.

Чтобы проверить уровень гидросмеси в баках на борту, предстоит оживить штатный поплавковый уровнемер УГП3-1. От него утрачен измериьельный блок БИ14-3.
Однако, на самолетах Ил-76 стоит аналогичный уровнемер, отличающийся только тарировками. УГП1-5, с блоком измерений БИ14-1.

Таким образом, мы ищем (готовы купить):
- магнитофон "Арфа-МБ"
-блок измерений уровнемера гидросмеси БИ14-1
 

Гаврик

Я люблю строить самолеты!
Вопрос то не то, чтоб решился с гидростанцией. То, что в ангаре - мы привезли с Раменского, этот агрегат нам подарила компания "Dexter", в общем порядке других ценных и нужных нам подарков. От гидростанций не отказываемся, если предложение ещё в силе. В относительно ближайшее время планируем "паломничество" по аэродромам Подмосковья, в том числе и через Дракино, специально за этими агрегатами. :)
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
закупили оставшиеся лакокрасочные материалы для стойки шасси:

Спасибо всем, кто помогал и помогает в наших усилиях. Благодаря поддержке буквально со всей страны, мы закупили авиационную смывку, авиационную нрунтовку АК-070, разбавитель, обезжириватель, краску и укрывной лак. Краска и лак нам по карману только автомобильные, фирмы Mobihel, так как на авиационные ценник исчисляется в тысячах долларов, и просто так их не купишь.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Весь субботник красили переднюю стойку шасси в оригинальный цвет натурального алюминия. Пока Никита снимал мешаюшие хомутики и закреплял жгуты в верхней части, Дмитрий не теряя времени приступил к грунтовке в нижней.


Немного просушив грунтовку, сменили пистолет, и начали накладывать базовый цвет. Использовали сразу три стремянки, весь день их переставляли вокруг стойки. Самое сложное место - внутри отсека шасси.



К закату Солнца, основательно вымотавшись, "по-мокрому", задули все укрывным лаком для металлика, который в свою очередь, намешан с отвердителем.

 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Пока сох грунт, примерили клавиатуру для воссоздаваемого пульта в кабину экипажа:



Кнопки смонтированы на специальной панели, они настоящие, нажимаются. Верхушки с цифрами напечатаны вновь на 3d- принтере и по одной обрабатываются вручную.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
А на борту тем временем Павел с Софьей оживили красную подсветку приборной доски бортинженера.


Подсветка может переключаться как в ночной, так и в дневной режим.

Привели в порядок индивидуальные светильники пассажиров 1го и 2го салонов. Если в прошлый раз они включались по одному чисто для проверки, то теперь работают уже все, от штатных кнопок!


Спустя почти 40 лет, ожила подсветка номеров пассажирских кресел.



А также начали подключать индикацию бортовых источников питания 200, 115, 36, 27В. Вот, в частности, вольтметр трехфазного 36В:

[media]https://youtu.be/LQxa4ettSiw[/media]
 
  • Мне нравится!
Reactions: Ink

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
И подарок от посетителей из Германии:



Вообще, иностранцев в музее ходит много, в том числе из очень далеких стран. Отечественных посетителей тоже более чем достаточно. В субботу на стоянке мест обычно нет с 9 утра. Про дни открытых дверей и говорить нечего.

Очень жаль, что инфраструктура музея осталась по сути, на советском уровне. Есть хорошая база, есть территория (с большим запасом), ангары, рулежки, аэродром (пусть и заброшенный), мастерские, бывшая Технико-эксплуатационная часть учебной авиабазы Академии, и т.д. Но по неведомым причинам, все это запущено, не развивается, не поддерживается. Значительная часть экспонатов не доступна для осмотра из-за отсутствия к ним банальных пешеходных дорожек. Эти пустячные в масштабах государства недоработки, вызывают недовольство посетителей, гневные отзывы в соцсетях. Как следствие, музей могут вместо развития просто ликвидировать. А это приведет к гибели коллекции уникальных экспонатов.

Что касается состояния самих экспонатов, то тут простым выделением бюджетных миллиардов вопрос точно не решить. Это лишь породит коррупцию. Ни ОКБ, ни авиазаводы, реставрацией авиатехники не занимаются. Они занимаются производством либо ремонтом по готовой технической документации.

Завод можно нанять на конкретную работу. Покрасить в заданный цвет заданной маркой краски, выточить такую-то деталь, заклепать метр обшивки, и т.д. Но в комплексе реставрировать исторический экспонат должен именно музей, в котором необходим серьезный реставрационный центр вроде "Центра Гробаря" при Минкульте. Его и нужно создать одновременно с модернизацией музея в Монино. Основа для этого здесь пожалуй самая лучшая в стране. Но кроме основы пока нет ничего.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Провели работу над ошибками, очистили от краски детали, которые в прошлый раз не очень аккуратно покрасили кисточками. Также дочистили мелкие фитинги, снятые с передней стойки шасси. Все детали аккуратно развесили на раме и пользуясь последними днями теплой погоды, заново загрунтовали и покрасили краскопультом.



На грунт "по-мокрому" наложили базовый серебристый цвет, а его после подсыхания, укрыли двухкомпонентным прозрачным лаком.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Музей А.Н.Туполева при одноименном ОКБ, выпустил в продажу очередное переиздание книги о Ту-144. В ней есть несколько ранее не публиковавшихся прижизненных фотографий Монинского Ту-144 77106. На одной из них хорошо видна передняя стойка шасси.



Видно, что фар было всего две, и те рулежные. На всех остальных Ту-144 по 6 фар на передней стойке.
Также видна некая антенна, либо датчик на подкосе. В музее об этом напоминал лишь след на старой краске. Что это такое будем выяснять. Как раз предстоит смонтировать обратно покрашенные детали.

На следующий год, если повезет, начнем готовить к перекраске омновные опоры.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В соседней бригаде, занимающейся восстановлением Монинского Ту-104, появился волонтер с опытом ремонта авиационных часов АЧС-1. Он любезно согласился взять на ремонт часы с Ту-144. Несколько лет назад мы приобрели недостававшие хронографы по обьявлениям в сети. Одни рабочие, одни ходят, но быстро останавливаются, одни совсем не рабочие.



Сейчас из двух нерабочих будут собраны одни исправные и один недействующий макет.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
По пути на субботник у станции Монино можно было наблюдать такую картину:


В оборотном пункте ожидал туристический поезд под паровозом (точнее, под двумя, т.к поворотного круга для разворота паровозов в Монино нет).

А в самом городке, местные власти построили автобусную остановку возле музея ВВС. Теперь добираться от электрички станет еще проще.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Успешно завершилась эпопея по воссозданию утраченного пульта "общей ориентировки" на верхней приборке летчиков. В оригинале он выглядел так:


Однако, оригиналов ни на одном уцелевшем Ту-144 до наших дней не дошло. Только бледные фото из старых журналов, и схематичный рисунок в РЛЭ. Ну и маленькая сьемная панелька - брошенный вандалами фрагмент родного пульта. В итоге многомесячных усилий, получилось так:





Кнопки настоящие, нажимаются и щелкают. Предохранители, лампочки и тумблеры тоже настоящие. Только что не работают.




Задняя крышка с шильдиком тоже настоящая, обнаружена в салоне при сортировке мусора в 2005г.

Основная заслуга в работе над этой сложной деталью принадлежит Никите. Он профессиональный авиаконструктор, работает по специальности. Используя посадочные места на приборнрй доске как шаблон, он восстановил габариты пульта, подобрал нужный тип кнопок, и зная эти размеры, подготовил 3D модель лицевой панели.
Далее за дело взялся мастер фрезеровщик, на станке с ЧПУ панель была отфрезерована. Затем мы передали ее в гальванику для анодирования. Потом Дмитрий покрасил ее в своей малярной мастерской полуматовой эмалью.
Верхушки кнопок были оригинальной формы, с оригинальным шрифтом цифр. Их пришлось печатались на 3D принтере, но из-за ограничений оборудования, полученные детали долго и кропотливо шлифовались вручную по одной. Несколько раз все это примеряли и корректировали перед окончательной сборкой.
Жаль, кнопки немного не попали в цвет, но такое уж было в наличии сырье для принтера. В конце концов, кто сказал, что в жизни все пульты были одинакового оттенка?. Могли быть и такие, точно уже никто не узнает.

А еще, как ранее сообщалось, коллега из бригады Ту-104, отремонтировал нам бортовые часы АЧС-1. Двое теперь исправно ходят, а третьи восстановим как макет.
 
  • Мне нравится!
Reactions: Ink

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Начали устанавливать на переднюю стойку шасси покрашенные детали. Работать пришлось под дождем, так что успели не много.



Поставили рулежные фары, которые в будущем предстоит оживить, и пару хомутов, державших трубопроводы.

 
Вверх