Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ
Из-за не ослабевающих морозов, работать на борту практически невозможно. Все задубело, провода трескаются, лампы не прогреваются. Сергей переключился на вкручивание лампочек в ангаре (больше некому), а мы устроили очередной снежный аврал. Благо, в субботу где-то сдох медведь и впервые за много лет, вся наша бригада собралась вместе на одном субботнике.
15918_cf89ef3d99690b5bc3d36eb246dd3b9a.jpg


15927_6cc9e1530c0655a9d410f44cd8f9aa55.jpg


15928_44696efafff11710e7f324dc861f1722.jpg


В оставшееся время решили сделать еще один скребок для снега с длинной ручкой, т.к. лопатой сбрасывать сугробы с покатых кромок довольно опасно.
15929_f3ec592f37510687dafdfbcdf9bbfdeb.jpg


Также осмотрели Су-25, что стоит возле Ту-144 и будет мешать малярам, если музей действительно надумает красить Ту-144 этим летом. Укатить его просто так не получится - колеса спущены, шины бескамерные, разумеется разбортированы. Самолет надо поднимать , обжимать покрышки удавкой из троса и пытаться их накачивать, как делали в прошлые годы на других бортах. Так вот, по результатам осмотра, нам так и не удалось найти места установки гидроподъемников. Может,кто-то может подсказать, куда его надо домкратить?
 
В минувшее воскресение продолжили работать на борту.
230951_900.jpg


Главное событие - Сергей с помощниками наконец закончил подключение светильников в 3ем салоне!
229921_900.jpg


230245_900.jpg


После обеда дневное освещение 3го салона впервые за 35 лет ожило по обоим бортам! Телячий восторг!!!

230587_900.jpg


230663_900.jpg


Параллельно занялись ремонтом шторок на иллюминаторах. По левому борту многие шторки целенаправленно выдирались вандалами при разграблениях борта. Для ремонта приходится разбирать облицовку салона, ремонтировать механизмы, а некоторые шторки нуждаются в полной замене. Сложнее всего было с последним иллюминатором, где облицовка прижата декоративным молдингом аварийной двери. Молдинг на винтиках, винтики приржавели. Несколько удалось вывернуть на предыдущих субботниках, оставшиеся высверлили, нарезали новую резьбу и заменили после ремонта шторки:

231343_900.jpg


231649_900.jpg


Аналогичным образом восстановили еще две шторки. Для некоторых, однако, без приобретения аутентичной ткани на замену, не обойтись. Надо будет искать.

231750_900.jpg


232058_900.jpg


Кроме того, наш новенький Алексей повесил в гардероб вешалки для одежды (требовалось снять штангу), которые с 2011г лежали в салоне ждали своего часа.

232420_900.jpg
 
В субботу Сергей продолжал доделывать освещение 3го салона. Устанавливал последние лампы, закреплял балласты, прибортировал провода.

232634_900.jpg


232922_900.jpg


С закрытыми крышками светильников (левый борт по полету) салон теперь выглядит так:
233180_900.jpg


А с включенным светом стало совсем уютно:

233241_900.jpg


Управление светом осуществляется с пульта бортпроводника, выведено через специальные контакторы на штатные тумблеры. Горит режим дежурного и основного освещения, также теперь работает подсветка туалетов, гардероба и технических отсеков.
Остается установить еще куцые короткие лампы по 15Вт в самом начале салона, и закончить правый по полету борт. Силами нашей немногочисленной бригады, впрочем, это займет еще немало времени.

Тем не менее, салон приобретает уже приличный вид. Летом надеемся уложить ковролин, и салон можно открывать для показов. Правда для этого еще нужно отреставрировать пассажирский трап. И уложить бетонные плиты под хвостовой частью самолета. А там сгружены МиГи из бывшей Академии. Все на спущенных колесах, которые еще предстоит как-то ремонтировать.
 
Ребята, большое дело делаете, здорово. Но вот на "запас" проводов смотреть без слез невозможно 🙂
 
В субботу Сергей работал один. Он инженер-подполковник, выпускник МАИ, сейчас работает в серьезном авиацонном ОКБ. В небрежности или грубых ошибках заподозрить его не могу. Думаю, что перед закрытием крышек плафонов имевшийся технологический запас проводов он все же выбирал, оставляя минимально необходимую слабину. В кадр ведь попали моменты как раз до закрытия крышек, когда все это укладывалось и прибортирывалось. В субботу обязательно уточню и спрошу этот момент.

Другое дело, лично мне в силу перфекционизма очень хотелось бы собрать вновь проложенные провода (используем авиационный провод во фторопластовой изоляции) в полноценные жгуты, связать их шпагатом, надеть подписанные кембрики и закрепить штатными крепежами с через резиновые бандажи, чтобы соблюсти оригинальную технологию. Но боюсь, на эти изыски просто не хватит сил. Объемы работ там реально огромные, а у нас кадровый кризис 🙁


Самое печальное, что в целом коллектив волонтеров продолжает пополняться. Приезжают в том числе и вполне толковые ребята с руками и головой. Но к великому сожалению, наша кропотливая, трудоемкая и в общем-то рутинно-скучная работа их не привлекает. Поработав в холодном салоне субботник-другой, продолжать уже не хотят. Нужны какие-то особые качества характера, чтобы вот так нудно годами по крохе восстанавливать этот авиахлам. И люди такие попадаются очень редко...
 
В нынешнюю субботу музей посетили наши друзья с "Туполева" во главе с главным конструктором Ту-204 , а в прошлом - ведущим инженером по испытаниям Ту-144 В.Н.Поклад.
233488_900.jpg


Валерий Николаевич оказался человеком очень интересным. Он летал на многих Ту-144, включая наш 77106. Вспомнил много интересных подробностей, ответил на наши вопросы.
233893_900.jpg


Оранжевая обивочная ткань кресел "люкс" закупалась аж в Иране, чем занимался лично погибший в Парижской катастрофе В.Бендеров.
234070_900.jpg


Еще из интересного, оказалось, что штурвалы на нашем самолете вовсе не выведены из строя, как мы думали раньше. Усилия на них таковы, что с трудом удается сдвинуть с места двумя руками. Оказалось, это норма. Загружатели стоят во взлетном режиме.
234247_900.jpg


Оранжевая обивочная ткань кресел "люкс" закупалась аж в Иране, чем занимался лично погибший в Парижской катастрофе В.Бендеров.


Удалось раскрыть тайну разношерстных панелей пола в 3ем салоне нашего 77106. Часть из них вместо обычных клееных с сотовым заполнителем, кустарно обшиты некрашенным дюралем. Причина оказалась проста - клееные композитные панели попросту не выдерживали циклических нагрузок, и ломались. Проблема эта остается по сей день, т.к. ничего нового до сих пор не придумали.

Также выяснилось, что жаропрочные панели на хвосте не титановые, а из нержавеющей стали, т.к. титан не выдерживал температурных циклов.

Ну а мы в оставшееся время, плодотворно поработали на борту.Починили еще три шторки.
234675_900.jpg


234803_900.jpg


Осталось восстановить всего несколько штук, но для них нет ткани. Оригиналы полностью утрачены. Будем искать наиболее близкую замену.

Сергей смонтировал короткие 15-Ваттные лампы в начале 3го салона. Теперь левый борт светится полностью, правый пока частично. Как смог, сфотографировал укрупненно, особенности монтажа перед закрытием плафона:
235090_900.jpg


Как видно, слабина проводов в основном убирается, оставляем только необходимые хвосты для замены ламп и навесного монтажа дросселей. Принципиально не хотим сверлить оригинальные светильники. Все вешаем на стяжках, не убирая и не повреждая сохранившуюся оригинальную арматуру.

235289_900.jpg


Подводка на 220В выполнена параллельно оригинальным трассам с использованием авиационных проводов где это возможно. управление светом через контакторы выведено на штатные АЗС панели бортпроводников. Работает дежурное и основное освещение.

P.S. Неожиданно встретили у самолета съемочную группу телеканала Discovery. Оказалось, снимают новый документальный фильм о Ту-144. Будем ждать.
 
Вернулись зимние морозы. Но времени на ожидания тепла у нас нет, приходится продолжать работу невзирая на холод. В минувшую субботу, в частности, Сергей на борту доводил освещение правого борта в 3ем салоне, чтобы к ДОДу этот вопрос закрыть. Остается подключить всего несколько светильников.

235551_900.jpg


235890_900.jpg


Мы с Женей в это время на улице начали наконец заниматься Внуковским трапом, без которого показывать весь Ту-144 на ДОД не получится.
Выбрали наиболее сохранившийся. У этого силовой набор лестницы еще цел, кое-где есть не сквозная коррозия. Внешнее состояние у всех 4х примерно одинаковое. Нужна рихтовка многих деталей, иные требуют замены. Ну и конечно, полный перекрас, который обойдется тысяч в 100.

236095_900.jpg


Первым делом выкинули старые аккумуляторы. Их там аж 28 штук. Все ессно, давно мертвые, ржавые, и зарядной станции для них в любом случае нет. Нет смысла на руках катать лишний вес.

236363_900.jpg


Осмотрели силовой набор рамы, особенно балок, к которым крепится подъемный механизм и лестница. Все это изрядно проржавело, но швеллеры изначально толстые, запаса прочности должно хватить, если без фанатизма эксплуатировать.

236608_900.jpg


Никак не удается понять, каким образом крепятся огромные "поплавки", прикрывающие колеса. Они цельноклепанные алюминиевые, местами сильно помятые. На месте особо не отрихтуешь. Пока загадка.
С горем пополам отодрали по местам предыдущих колхозных ремонтов помятое заднее крыло.

236854_900.jpg


Состояние его удручающее. Все кое-как склепано-свинчено из заплат, зашпаклевано и закрашено множеством слоев. Унесли в ангар, высверлили разношерстные заклепки и винты, полностью разобрали. Штампованный элемент Женя отрихтовал молотком, остальное будем заново переклепывать из чистого листа алюминия. Заодно и потренируемся в клепке впотай. Но это уже в следующий раз. Дубак был жуткий, телефон разрядился, сфоткать уже ничего не удалось.
 
Заканчиваем освещение 3го салона. Вчера заработали все без исключения лампы по обоим бортам. Осталось уложить все жгуты, убрать сопли, всю арматуру закрепить внутри плафонов и закрыть крышки. Это еще пара субботников.

237597_900.jpg


237328_900.jpg
 
Показывать самолет посетителям целиком от носа до хвоста теперь мешает только отсутствие второго пассажирского трапа. Именно поэтому, второй субботник мы посвящаем ремонту одного из подаренных нам списанных трапа СПТ-154 из Внуково. Вчера продолжали латать ему заднее крыло, которое было сильно помято и повреждено многочисленными ремонтами еще в эксплуатации. Для этого решили освоить клёпку впотай. Купили быстросъемные разъемы, запустили наш старенький компрессор на 380В, подключили пневмомолотки, нашли поддержки, заклепки, сверла и простенький зенкер.
237875_900.jpg


238139_900.jpg


Поскольку опыт клепки у нас отсутствовал, полдня тренировались на кошках.

238427_900.jpg


238783_900.jpg


Заколотив пару десятков заклепок, решили взяться за "боевой" вариант. Благо, заднее крыло трапа сложно назвать ответственной деталью и это тоже своего рода тренировка.

238992_900.jpg


Вот что получилось в результате:

239291_900.jpg


239417_900.jpg


До профессионалов нам далеко, но по крайней мере, мы сделали первый шаг. Разумеется, с таким маленьким опытом клепать музейные экспонаты никто из нас не полезет. Но мы будем набивать руку дальше, бороться с хлопунами, тщательнее и правильнее подбирать размеры заклепок. По крайней мере, это лучше китайских вытяжных заклепок. Очень нужны нормальные зенкеры, чтобы точно зенковать отверстия под шляпки заклепок. Если кто может помочь купить или передать в дар б/у, мы будем очень признательны.
 
В субботу из-за плохой погоды, работы велись только внутри самолета. Сергей закончил монтаж освещения, закрыл почти все плафоны (один предстоит отремонтировать, там поврежден замок).
Дежурное освещение (27В):
239815_900.jpg


Основное освещение (переделано на 220В):
240118_900.jpg


К сожалению, до дня открытых дверей 9го мая, опять же из-за плохой погоды, не успеем покрасить начатый в прошлом году носовой обтекатель. Очень хочется подогнать стремянку и посмотреть, как выдержала шпкалевка и грунтовка прошедшую зиму под брезентом...
 
Вчера решили устроить воскресник.
Я купил ткань на шторки в пассажирском салоне. Часть из них плностью уничтожена вандалами и требует замены. Вчера попробовали на коленке сделать одну шторку из новой ткани.
16369_63671d0b499caf85bdc85f543baeb7b9.jpg


16368_17a9c7031ee6afd29654847bc1d92328.jpg


16370_be6c55a5232e5044c5b116c61cc34e6f.jpg


Получилось неплохо, ткань похожа по фактуре, только чуть плотнее. Но этого почти не заметно, да и выбора особого уже нет. В перспективе запасемся портняжным инструментом и будем делать уже как следует.
 
9 Мая состоялся очередной ДОД в музее ВВС. К сожалению, не все планы удалось реализовать, но
Ту-144 как всегда был гвоздем программы. Не успели в этот раз разложить экспозицию в витринах у трапа, но зато наладили музыку и объявления через колонки для тех, кто ждал в очереди.
0_c794b_86a16527_XXXL.jpg


QGnudk9zxOY.jpg


Трап нам достался тот, что раньше стоял у Ту-114. Состояние его оставляет желать сильно лучшего. По хорошему, ему требуется серьезный ремонт, о чем не раз говорилось. Усугубляется его состояние еще и тем, что в последние годы нам не дают убирать трапы в ангар по непонятным причинам. Уже несколько лет зимой и летом они стоят на улице под солнцем, дождем и снегом, хотя давно уже выработали свой ресурс и как минимум, требуют особо бережного отношения. Пока, слава Богу, не сломались и никто из-за этого не упал, не травмировался.

В остальном, все как и ранее, прошло на оптимистичной ноте.

Gmj_mU1iPLs.jpg


0_c7945_c023a8a2_XXXL.jpg


0_c7948_869b3bb0_XXXL.jpg


Несколько раз за день развлекали посетителей демонстрацией работы механизации. Поднимали-опускали нос, выпускали-убирали крылышки, зажигали фары, гудели багажным люком. В кабине посетители искренне удивлялись электрической механизацией кресел летчиков и педалей.

YRt7cYXRAdU.jpg


Один цикл даже записали на видео:
[media]https://youtu.be/6KHVQxWlQ7Y[/media]

Следующий ДОД будет 12го июня. Ждем новых посетителей!
 
На прошлой неделе ездили на Туполевскую базу в Жуковском. Удалось выменять две вот такие тележки от Ту-144:
243170_900.jpg


В них хранили какие-то документы. Благодаря собранным пожертвованиям, мы купили туполям две книжных полки, а взамен забрали эти тележки в музей. Интерес представляют не сами тележки (такие у нас уже есть), а контейнеры для бортпитания КБН, которые в них вставлены. Благодаря им, удалось закрыть сразу четыре дыры во второй кухне на 77106. Та-дам:
243252_900.jpg


243669_900.jpg



На монинском самолете второй буфет-кухня была совсем пустая, один каркас. За минувшие годы мы добыли и установили 3 из 4 бортовых кипятильника КУ-200, электродуховой шкаф ШЭД, и вот теперь еще 4 КБНа. Остается найти один кипятильник (унифицированы с другими самолетами), и три КБНа (оригинальны для Ту-144). Кипятильник выглядит так:
55.png


Если кто-то может добыть такой, будем признательны!

В кабине установили пробки для индикаторного силикагеля в боковые окна. Отсутствовали как класс. 8шт нам на заказ изготовил Александр из Нижнего Новгорода! Спасибо!
243885_900.jpg


Также оприходовали часть трофеев из Жуковского с разделки Ту-54Б.
Установлены 6 отсутствовавших пепельниц на кресла туристского класса:
244118_900.jpg


Установили трубку абонентского аппарата бортпроводников. При желании, ее можно даже оживить и сделать рабочей, но пока некому этим заняться:
244323_900.jpg


Натянули трофейный чехол на кресло взамен отсутствовавшего:
244703_900.jpg


Восстановили шторы между салонами. Шторы оригинальные, держатся на полиэтиленовых "пимпочках", которые рвутся от любого рывка. За время многочисленных ДОДов их оборвали почти все. В качестве донора "пимпочек" пошла штора с утилизированного Ту-154Б, а также еще одна, некогда висевшая на министерском Ил-62:
244749_900.jpg


На сладенькое, смонтировали вот такую табличку, которую поставили перед самолетом:
245153_900.jpg


P.S. На неделе в музее снимали кино с Безруковым. К счастью, не на Ту-144. Несколько интересных фото можно посмотреть тут:
http://aviarestorer.ru/forum/threads/film-film-film.1654/#post-62096.


P.P.S. В музее ждут министра обороны. Обстановка крайне напряженная. Есть мнение, что в свете минувшей кампании в защиту музея от растаскивания в пользу парка "Патриот", данный визит не предвещает ничего хорошего.
В сети появились первые кадры с "переезда" музея авиации ПВО из Саваслейки в упомянутый парк в Кубинке. Кадры сняты не нами, но говорят они сами за себя:

13102836_498189130374886_365466822940828662_n.jpg


188664.jpg


188512.jpg
 
После зимовки загрунтованного обтекателя РЛС под брезентом, с солнечной стороны местами потребовалось перешпаклевать.
16459_b5bda23f4003ede2766b6c3ea3a54928.jpg


Но стоило нам начать наконец готовиться к покраске, как с неба полил проливной дождь, на чем процесс и закончился. С тех пор уже неделю льет каждый Божий день 🙁

16461_b56a1ffe4f730f4043a73499d8f23bcb.jpg


Видимо, чтобы подсластить пилюлю, из мастерской декораций одного из московских театров поступило предложение безвозмездно отреставрировать деревянный стол в салоне "люкс". Много лет мы своими силами подклеивали отстающий шпон, но к сожалению, время и сырость делают свое дело. Будем надеяться, хоть с этим все получится.

16464_19bda0f73e81540b4a3c0422657bd7dd.jpg


16465_f1f771419d8f26e43a9b9672049920db.jpg
 
Ну а на День России, в Музее ВВС прошел очередной День открытых дверей.
К сожалению, погода изрядно подпортила людям праздник, но Ту-144 традиционно оставался основным собирателем очереди.

245496_900.jpg


Особенно приятно, что нас посещает немало представителей подрастающего поколения. Это означает, что наши усилия не пропадают зря!

245648_900.jpg


245913_900.jpg


246088_900.jpg
 
Нет. Очередной перенос на очерудную следующую дату. Дай Боже, чтобы он и не состоялся.
 
После дождливого ДОД 12 июня на борту безрадостная картина. Ковролин вблизи входной двери промок и отстал, в салоне влажность как в бане. Повсюду нанесенные посетителями сырые следы и мокрая трава 🙁
 
В минувшую субботу, пользуясь стечением обстоятельств, вновь собрались красить нос. Зачистили ранее подшпаклеванные места, удалили еще кое-где пропущенные ранее места шелушения прошлогоднего грунта, "заматовали" всю поверхность мелкой нажлдачкой и заклеили лишнее оберточной бумагой на малярном скотче. Тщательно помыли обтекатель до скрипа.

246399_900.jpg


Долго собирали и настраивали краскопульт, клмпрессор, влагоотделитель, химзащиту и прочие мелочи.

246753_900.jpg


Наконец, уже после обеда задули все слоем эпоксидного автомобильного грунта по совету экспертов.

246946_900.jpg


Очень хотели сразу же "по-мокрому" и покрасить, но дело уже шло к вечеру, в воздухе снова запахло дождем, и мы решили не горячиться. По пути домой ливанул очередной ливень с грозой, так что выбор наш оказался правильным.

247699_800.jpg
 
Параллельно с нами, Сергей вернулся к работе по монтажу нового распределительного щитка на мачте для подключения большого преобразователя АЭМГ.

247086_900.jpg


Уже к вечеру была начата работа по его обслуживанию в ангаре.

Кроме того, благодаря помощи нашего читателя Александра из Нижнего Новгорода, удалось доделать комплект новых винтов-защелок для люка носового обтекателя, которые в оригинале изрядно корродировали.

247440_800.jpg


Правда, вкрутить их на место в субботу не хватило времени.

Ну и еще повозились со злополучным колесом МиГ-29, снова безрезультатно.
 
Назад
Вверх