Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ
Да, посадочная скорость 350-400 тоже доставляет. Спейс Шаттл.
На самом деле, по РЛЭ над торцом ВПП 270-280. Вентилируемые тормоза тогда уже на многих лайнерах стояли, просто здесь к ним еще широкие титановые рубашки охлаждения прилагаются.
Реверсивные устройства предполагалось устанавливать начиная с поздних серий, кто был в Жуковском на Ту-144Д 77115, может видеть в кабине РУРы (рычаги управления реверсом).
Про зависающие элевоны уже писали.

Короче, лучше уж на странице ОАО "Туполев" почитать, либо обратиться к многочисленным публикациям ветеранов-разработчиков самого Ту-144.

Ну а пока пара предновогодних фото из мастерской по перетяжке кресел:
6701857.jpg

6714145.jpg
 
Блин народ ну хорошо ,что вы такие информированные.
Я ссылку дал просто для информации.И фото есть интересные. Автор не я.
 
Состоялся очередной субботник. Приятно, что снова приехало много народу и дела пошли веселее.

На борту продолжили работу с креслами. Поставили еще три ряда по правому борту, разобрали последние оставшиеся в передних рядах 3го салона. Как только их сделают, останется обновить только второй. Денег, впрочем, уже почти не осталось. Пожертвования кончились.
163289_900.jpg


Наконец, удалось установить кнопку на штурвале, которую в прошлом году разбили представители неизвестной съемочной группы. Новую кнопку удалось купить в "Радиодеталях", а оригинальный значок на ней выгравировали в макетном цехе ОАО "Туполев". Стыдно было с такой просьбой обращаться, но пришлось.
162309_900.jpg


Залезли под пол в багажное отделение, где когда-то должны были автоматически перемещаться грузовые контейнеры, а сейчас стоит топливный бак.
162209_900.jpg


161896_900.jpg


Сергей починил там дежурный свет на 27В. Выяснилось, что у нас дефицит лампочек СМ-28. Есть много ламп с двумя контактами на цоколе, а на Ту-144 стояли с одним, и они в дефиците.

161719_900.jpg


162972_900.jpg


Под пол пришлось лезть, чтобы проложить кабель 220В для дневного освещения в салоне по левому борту. К концу дня
благодаря нескольким ассистентам, эта задача была решена.

162645_900.jpg


163606_900.jpg


Также силами героя-одиночки, был почищен снег на левом крыле. На правое сил уже не хватило.
163418_900.jpg


Также с утра счистили снег с хвостов на линейке Сухих, которые очень любят опрокидываться.
 
Во время праздничных каникул, после наших настоятельных приглашений, музей посетил зам. директора ОАО "Иркут" при Воронежском авиазаводе, Валерий Андреевич Шалиткин. С 1969г он работал и возглавлял филиал фирмы Туполева на Воронежском заводе и лично прошел все этапы производства серийных Ту-144. Статья об этой работе была опубликована на нашем сайте. Ранее мы обстоятельно беседовали с Валерием Андреевичем о нашей работе и возможной взаимопомощи. В канун рождества 2015г, Валерий Андреевич спустя много лет снова оказался на борту Ту-144. Пока не хотелось бы ничего загадывать, но проговорить удалось многое и вариантов содействия нашему делу также намечено несколько. Со своей стороны мы готовы принять молодежь, приходящую сейчас на работу в "Иркут" (читай, фирма Яковлева) с целью непосредственного знакомства с историей авиации. Вполне возможно, посетители из Воронежа прилетят своим ходом по воздуху, т.к при заводе работает аэроклуб и Валерий Андреевич активно привлекает молодежь к полетам.
165459_900.jpg


165663_900.jpg


Ну а в эту субботу, чертыхаясь и падая на голом льду, мы продолжали свою работу на борту. Приятно, что в команду вливаются новые энтузиасты, без которых поддерживать огромный лайнер было бы невозможно. Мы открыты для всех неравнодушных, приходите!

Общими усилиями приближаем кресельную эпопею к финалу. Сняли последние три ряда уже из второго салона, которые последними поедут на реставрацию. После обеда начали ставить предыдущую партию отреставрированных обратно в третий салон. Такой вот каламбур.
164709_900.jpg

165104_900.jpg

165126_900.jpg


Сергей кропотливо вызванивал цепи управления освещением среднего вестибюля, буфета и третьего салона. В скором времени должны загореться новые лампы.
164590_900.jpg


Музею на этот год выделяется 3 миллиона рублей. К сожалению, как и все предыдущие годы, эти средства не пойдут на Ту-144 (равно как и на другие работы, проводимые нашей организацией). В этом году исполняется 10 лет нашего странного сосуществования с бессменной музейной администрацией, которая все эти годы демонстративно игнорирует нашу деятельность. Что ж, в следующее десятилетие в музее должны произойти какие-то перемены. Или он перестанет существовать.
 
На прошлой неделе позвонили из администрации Щёлковского района, на территории которой находится Музей. Ранее мы обращались в местные органы власти за помощью в поиске финансирования. Ничего конкретного нам не сказали, но обращение не выкинули.

Ну а наш традиционный субботник прошел под непрерывным снегопадом. Делать что-то в таких условиях очень сложно. Но мы стараемся.
166058_900.jpg


После обеда неожиданно пожаловал Артём, которого не видели с лета. И не с пустыми руками. Привез простроченную простыню, из которой самолично взялся нарезать мешочки для силикагеля. В прошлый раз еще небольшую партию привезла Аня. До этого - Лёша и Transit. Ближе к весне можно будет расфасовать один из непочатых мешков силикагеля, что лежит в домике про запас. Всего их там остается три, так что мешочки нужны еще и еще. Кашу маслом не испортишь.

166364_900.jpg


Ну а мы планомерно продолжаем заканчивать работу по креслам. На этот раз демонтировать уже было нечего. Привез очередную паптию, которую с горем пополам на мотоблоке удалось дотащить от автостоянки до самолета. Это была последняя партия 3го салона. К вечеру 3й салон был полностью переоснащен отреставрированными креслами. В хвосте есть одно маленькое приставное креслице, которое мы решили не реставрировать. Будем наглядно показывать посетителям "было-стало".

166503_900.jpg


166789_900.jpg


Вообще, есть идея сделать в третьем салоне фотогалерею, посвященную этапам реставрации. Уже сейчас люди, попадающие на экскурсии, не подозревают о проделанной работе, т.к. не видели того апокалипсиса, что был в самолете несколько лет назад.

К сожалению, внешний вид самолета по-прежнему не внушает оптимизма. Администрация музея наши работы не поддерживает, и финансирования не предвидится. На неделе снова звонили с ОАО "Туполев", хотят продолжать сотрудничество. Постараемся максимально поддерживать их интерес. Ребята из их макетного цеха сделали нам пару маленьких, но очень нужных железячек для восстановления утраченных элементов кабины. Большое им спасибо!
 
В минувшею субботу наша  скромная команда продолжала работы с электорооборудованием. После капитальной расчистки снега, несмотря на крайне не комфортные условия (высокая влажность при отрицательных температурах), успешно начата прозвонка обрезанных вандалами электрических жгутов для восстановления освещения 3го салона.
К концу дня запущены цепи управления основным освещением салона (пока правого борта) максимально близко к штатной схеме. Подключены и опробованы две секции дежурного освещения (одна с левого и одна с правого борта). При этом получен очень полезный опыт соединения коротко обрезанных проводов в неудобных местах.
В ближайшую субботу надеемся установить последнюю партию отреставрированных кресел уже во 2й салон.
Фото позже.
 
Основным событием в субботу стал визит известного  авиафотографа Марины Лысцевой в сопровождении коллеги и двух больших фотоаппаратов. Надеемся, профессионалам удалось сделать подходящие кадры!
К сожалению, наиболее удобная для подъема гостей, стремянка, сейчас в ремонте. Коллеги варили ее конструкции подаренным спонсорами сварочным аппаратом после того, как еще летом сотрудники музейных мастерских покалечили ее при побелке ангара:
167039_900.jpg


167281_900.jpg


А для нас минувший субботник был финальным в кресельной эпопее. Все 120 пассажирских кресел туристского класса получили новую начинку взамен сгнившего за 40 лет поролона. Операция заняла около 3 месяцев и стоила 120000р, накопленных в качестве пожертвований через интернет и от посетителей музея. Отреставрированы кресла салона №2 и №3.
167591_900.jpg

167886_900.jpg


Параллельно опробована вторая очередь дневного освещения третьего салона по правому борту. Свет управляется от щитка бортпроводника через силовые контакторы. Кроме того, запущена примерно половина 27В-лампочек дежурного освещения.
168046_900.jpg

168402_900.jpg


Обрезанные жгуты приходится сращивать навесу обжимными гильзами.
168543_900.jpg


Также заработал светильник в среднем гардеробе.
168804_900.jpg


Работы продолжаются. Основная проблема - по прежнему поиск спонсора на покраску самолета. Готовим очередные письма с просьбами о поддержке...
 
7 февраля по приглашению бригады Ту-144 в гости приезжала блогер Марина Лысцева (fotografersha). Она не только поснимала сам самолёт и работы, проводимые в тот день на борту волонтёрами, но и – что особенно радует – подробнейшим образом ознакомилась с хроникой его реставрации на нашем сайте. Используя отчёты и фотографии, которые выкладывались там на протяжении нескольких лет, Марина излагает краткую историю монинского Ту-144 и его восстановления – пост сегодня опубликован в жж: http://fotografersha.livejournal.com/636256.html
 
Итак, усилиями Марины Лысцевой, на реставрацию Ту-144 77106 пришло более 100 000р пожертвований сов сей страны. Один перевод был даже из Луганска!

Между тем, учитывая погоду, чувствуется необходимость снова запускать осушители в салоне и Горыныча МП-85, в самолете сыро.

Обдумываем оживление системы кондиционирования. Чтобы открылись нужные клапана, требуется давление не менее 2атм при большом расходе воздуха. Компрессор не годится, ВСУ сложно и опасно 🙁

Примеряли присланный из Казани плафон проблескового маяка под брюхом. Родной давно украден.
К сожалению, крепеж от другого маяка не подходит. Соответственно, нужно заказывать токарю кольцо диаметром ~200мм. Если кто готов сделать, это было бы очень кстати!
169068_900.jpg


Продолжали колдовать над освещением 3го салона.
169406_900.jpg


Закрутили пару остававшихся винтов на креслах. К сожалению, один обломан внутри каркаса. Болт каленый, засверлить не получилось 🙁

Зато весело доставали для Сергея обрезанный жгут из-под потолочной панели. Достали! Дежурное освещение 27В теперь горит по всему салону!
169515_900.jpg


А в среднем вестибюле, чтобы не тянуть 220 под потолком, поставили диодную ленту в дневной плафон:
169853_900.jpg


Загорелось дежурное освещение в обоих хвостовых туалетах:
170111_900.jpg


Туалеты требуют серьезной реставрации. Но главная проблема - по прежнему, покраска. Снаружи самолет никакой, и коррозия потихоньку делает свое дело 🙁
 
В субботу сушили самолет с помощью "Горыныча". Долго вспоминали, как его разжигать.
170334_900.jpg


170513_900.jpg


Поскольку "Горыныч" занял розетку 380В, решили осмотреть отсек ВСУ на предмет подключения к системе кондиционирования воздуха, что позволило бы в будущем сушить/продувать максимально эффективно:
170847_900.jpg


Сама ВСУ была демонтирована при перегонке в музей в 1980г, но штуцер отбора воздуха для СКВ, остался.

171159_900.jpg


Канал перекрыт электроклапанами, которые можно открыть после продолжительного изучения и ремонта электроцепей, а главное - заслонками, срабатывающими при давлении 0.8-1.6атм. Расход воздуха не менее 2800кг/ч. Пока непонятно, что с этим делать. Попробовали запустить трофейный промвентилятор в ангаре, но толку от него мало. А УВЗшки у нас нет.
172718_900.jpg


Установили плафон проблескового маяка. Крепежное кольцо пришлось заказывать на заводе новое из цельного куска алюминия:
172037_900.jpg


172358_900.jpg


Сняли лампочку для проверки. Есть надежда, что  самолет замигает огнями!
171736_900.jpg
 
Сегодня  нас навестила съемочная группа телеканала "Подмосковье". Ждем выхода сюжета о наших работах!

Кроме того, нам подарили целый ряд наименований приборного оборудования в ремфонд.
Благодаря этому на рабочих местах экипажа в кабине теперь появились гарнитуры! Пустячок, а приятно.
172889_900.jpg


Коллега Дмитрий в своей гаражной мастерской покрасил крепежное кольцо проблескового маяка, который наконец занял постоянное место на мотогондоле.
173243_900.jpg

В перспективе есть желание оживить АНО, фары и проблесковые маяки, но к сожалению, пока у нас нет источника тока 115В 400Гц.

За самолетом приварили перекладину к мачте освещения, где установили будущий распределительный щит:

173507_900.jpg

173750_900.jpg


А Сергей с коллегой продолжали колдовать на борту. По примеру третьего салона, начата переделка освещения первых двух, где почти 10 лет назад методом проб и ошибок были смонтированы первые дневные лампы освещения. Теперь там появится дежурное освещение, силовые контакторы, щиток управления и т.д.
173831_900.jpg


174251_900.jpg


А для завершения освещения третьего салона нам требуется целых 30 дневных ламп ЛБ-30 на левый борт.
 
В музее продолжаются случаи посещения бортов мародерами, особенно на дальних стоянках.
Сейчас все вместе думаем, где взять колючую проволоку для обнесения дальней части музейного забора, а также прожекторов на мачты освещения, которые давно вышли из строя.

Кроме того, у нашего "Горыныча" МП-70 повреждено колесо. Нужно заменить камеру. Пока непонятно, какие камеры туда вообще подходят...
 
Продолжаем работать. Ряд важных задач решается на борту, но вот интересный пример, что можно сделать в домашних условиях.
Удалось восстановить работоспособность одного из основных пилотажных приборов Ту-144 - индикатора вертикальных режимов (ИВР):
[media]http://www.youtube.com/watch?v=zj_diZdGD7I&feature=player_embedded[/media]

Отображает текущие значения асболютной высоты, приборной скорости, рекомендуемый режим работы двигателей, и границы допустимого диапазона возможных режимов полета.
 
Поскольку ситуация с охраной в музее не улучшается, один из наших коллег взялся возобновить работу по монтажу колючей проволоки. В 2009-2010гг руками волонтеров на спонсорские деньги была обнесена колючкой примерно половина общего периметра. Сейчас надеемся закончить начатое, чтобы хоть как-то обезопасить свой труд. Соответственно, в минувшую субботу пришлось отработать часовую вахту сменным молотобойцем. По очереди разбиваем бетон на секциях забора, а Дмитрий следом и варит рога для установки колючей проволоки.
176818_900.jpg


Сотрудники музея внимательно контролируют нашу работу с безопасного расстояния:
176967_900.jpg


Также продолжалась реставрация салона на Ту-144. Сергей с Павлом установил закупленные ранее лампы на весь левый борт. Начали разводку.
177174_900.jpg


177731_900.jpg


Мы с Лешей занимались перетасовкой кресел. Установили еще один ряд во втором салоне. Заменили все разноцветные кресла на однотонные, а пестроту поставили в третий. Вот такая теперь красота:
177596_900.jpg
 
Хорошим делом занимаетесь!
Подаренная и судя по фото изрядно изношенная форма это форма уровня руководителя Объединенного Авиа Отряда. Такую форму реально еще найти где нибудь в училищах , в Ульяновске , сасово, кр.кут. Кстати, вы могли бы хоть какую копейку на фото в форме заработать.
Просушить такой самолет очень тяжело, любой самолет протекает, в основном через щели в дверях плюс конденсат, как правило в хорошую погоду открывают все что можно, чтоб сквозило , на ночь багажники оставляют открытыми, но раз вандалы еще ходят, то этого делать не стоит, даже снаружи у этого самолета есть что украсть, с этим столкнулись в Жуковском на том в который пускают зрителей. Подать воздух через отсек всу не получится, т.к. Самолет не под током , да и провода должны были осыпаться, в трубопроводах скв стоят электро заслонки и вентиляторы, в данном случае наверно грамотнее МПшкой или электро пушкой греть
В Жуковском видел как красили киль тушки в старом немецком ангаре, может там что то подскажут.
Конечно проще советы давать, чем в капсуле ковыряться, удачи вам.
 
Jumbo, спасибо за Ваш комментарий.
Мы хорошо (и взаимно) знакомы с энтузиастом, который все еще поддерживает два оставшихся Ту-144 в ЖЛИиДБ. И даже сами ездим помогать иногда (см. выше). Так что, мы хорошо и из первых рук знаем, с чем там столкнулись.

Дело в том, что у нас нет задачи зарабатывать. Это задача музея. Наша работа сугубо благотворительная, мы стараемся, чтобы наши с Вами дети еще застали эти самолеты. Мы стараемся привлекать добровольные пожертвования от всех, кто солидарен с нами в этом деле. По принципу "кто сколько может". На униформе имеется несколько отверстий для знаков различия и возможно, наград, которые там когда-то были. Пока у нас таковых не имеется, ищем!

Проветриваем мы самолет так регулярно, как можем, но этого мало. В салоне распределен силикагель, а в сырую погоду по субботам атмосферу внутри просушиваем с помощью двух мощных промышленных осушителей воздуха.

Что касается СКВ, то вентиляторов там нет. Документация на систему имеется в полном объеме, там все изложено. Открыть электроклапана 27В мы в перспективе сможем. Вопрос лишь в источнике воздуха, который даст расход хотя бы 2500кг/ч и создаст давление >0.8атм. Пока такового не имеется.
 
Мне кажется, что на фото приборной доски в ответе №102 высотомер и вариометр поменяны местами. Обычно в Т-группе пилотажных приборов (обведённых белым кантом) справа установлен высотомер, а вариометр как раз под ним, вне Т-группы. Этот стандарт эргономики как раз и был введён в конце 60-х - начале 70-х годов, а туполевское КБ тогда было на острие прогресса.
 
Нет, не правы 🙂
Вот скан РЭ конкретно на Ту-144 зав.№04-1:


Вариометр справа!
 
Странно.
Видемо их "вертикалка" больше волновала - чем высота.
Не понятно.
 
Назад
Вверх