Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

Thread moderators: ПЗ
Я поднял РЭ на самолеты поздних серий (Ту-144Д), там многое уже изменилось, но "варик" остался в "Т"!
 
Ну а мы за истекший период, играли в пятнашки креслами в 3ем салоне. Расставляли в соответствии с документацией, чтобы каждый ряд был строго под своим пультом-нумератором, и чтобы все ряды поместились. Кресел много, салон узкий, и работа весьма не простая.

Нас вновь посетило телевидение.  На этот раз телеканал "Россия". Обещают сделать большой сюжет, посвященный Монинскому музею, и конечно, работе волонтеров. Пока, правда, ни один из телесюжетов, никакого результата не принес. Тем не менее, будем ждать...
178008_900.jpg


Зато частный спонсор, давно сочувствующий нашей деятельности, сегодня сделал приятный подарок. Получили целую машину колючей проволоки. Теперь нам точно хватит обнести весь оставшийся периметр. В качестве ответного гешефта, мы провели мини-ДОД для всего коллектива нашего мецената. Побольше бы таких людей в России...
178376_900.jpg


Ведем переговоры с руководством ВАСО, где 40 лет тому назад, был пстроен наш самолет. Через тамошних энтузиастов, пытаемся получить шефство завода над экспонатом, в частности, по покраске. Надежда, конечно, слабая, но мы стучимся во все двери.
 
Удалось оживить выпуск посадочных фар носового обтекателя. Для пробы пока выпустили-убрали две из четырех:
178469_900.jpg

178931_900.jpg

В перспективе хочется все огни на самолете засветить, но для этого нужен источник питания 115В, которого пока нет.
179631_900.jpg


Сделали профилактику системы опускания самого носового обтекателя. Прокрутили вручную, проверили срабатывание концевых выключателей в крайних положениях, проверили инвертер, провели пробное опускание и подъем из кабины.
179291_900.jpg


Пользуясь наступающим теплом, удалось наконец покрасить каркас потолочной панели для хвостового туалета. В следующий раз обтянем ее кожей молодого дермантина 🙂 Правда, надо еще добыть 88го клея.
179878_900.jpg


Заодно подклеили развалившийся от сырости лючок с потолка салона "люкс":
179970_900.jpg


Частный спонсор выделил средства на закупку прожекторов уличного освещения. Т.к. речь идет о вопросе безопасности от вандализма и грабежей, пришлось самим закупать все необходимое, прерывать работы на самолете, и заниматься установкой:
180273_900.jpg


Чертовски пригодилась "Яковлевская" 8-ми метровая стремянка!
180506_900.jpg


К сожалению, установленные еще к празднику "Летающие легенды-2005", прожекторные мачты к сегодняшнему дню уже почти все погасли. В прошлом году мы с пожертвований на ДОД, полностью оснастили мачту у Ту-144. Сам музей этим вопросом не занимается и никакого интереса не проявляет. А жаль. Каждый прожектор обходится в 5-6 тыр.
 
Небольшое видео с фарами. Снимали камерой от домофона, но эффект в принципе виден:
https://vimeo.com/125614379


Пытался сдать китель в химчистку. Сказали, ввиду разрывов обветшавшей подкладки, оная может вообще разлезться. Отправили сначала в ремонт. Но замена подкладки в ателье будет стоить дороже самого кителя. Можно было бы постирать его в машине в холодной воде, но хотелось бы знать свойства ткани, а то можно испортить.
 
Стирайте сами, думаю до +30 ни чего не случится, только погоны надо отпороть, а дальше утюгом, отпаривателем или сам отвисится. Брюки же стирали многократно. А в химчистке бывали случаи когда подкладка расплавлялась
 
О, большое спасибо за совет. Так и сделаем!



У нас ураган треплет верхнюю часть руля направления. Нижнюю мы в прошлом году застопорили струбциной. До верхней не дотянуться. Даже автовышку за деньги не вызвать, т.к. из-за сгруженных вокруг истребителей, она не подъедет к килю 🙁

После разделки Як-40 в Жуковском, нам достался в частности, гироагрегат ГА-6 от аварийной курсовой системы.
181418_900.jpg


На Ту-144 стояло два таких. Один полностью уничтожен вандалами, второй поврежден, но уцелел:
181239_900.jpg


Дабы хороший прибор не лежал мертвым грузом в ангаре, решили установить на законное место. Сделать это (как и все на Ту-144) оказалось технически не просто. Но через пару часов мата и разодранных рук, агрегат вместе с амортизированной рамой встал в этажерку:
181667_900.jpg


Кроме того, удалось продвинуться с дневным освещением левого борта в третьем салоне. В прошлый раз что-то помешало засветить лампы. Разобрались, первая пошла:
181831_900.jpg


182089_900.jpg


Намедни обратились с просьбой о спонсорской помощи к игроделам Warthunder, известными реставрацией раритетных танков. Получили письменный отказ.
Также обращались в Wargaming. Московский офис компании закрыт, дали координаты в Белоруссии. Будем звонить.
Обращались в филантропический фонд Потанина. Пока ответа нет.
 
В Монино состоялся очередной майский ДОД.
Подготовка началась 8.05.2015. Основную работу заняло конструирование информационных стендов. Благодаря накопленным пожертвованиям, удалось наконец привести наглядную агитацию в цивилизованный вид:
182723_900.jpg


Для экономии средств, пришлось использовать имеющиеся в музее старые каркасы. Часть из них требовала ремонта. Впервые в нашей практики на помощь пришли музейные сотрудники и оперативно подварили нам металлоконструкции прямо на месте:
182905_900.jpg


183206_900.jpg


Также спасибо коллеге Олегу, который по частям сумел добыть где-то почти все фрагменты манекена для демонстрации униформы Аэрофлота 70х годов. Собирать его пришлось буквально на шурупах:
183401_900.jpg


Уже на борту Франкенштейна нарядили в форменную одежду:
183696_900.jpg

183975_900.jpg


Ну а 9го числа сам праздник прошел в общем-то, как обычно. Посетителей было много и по плохой традиции, под конец дня не все успели попасть на экскурсию, т.к. музей закрывается независимо от длины очереди желающих.
185190_900.jpg


184552_900.jpg


184792_900.jpg


184849_900.jpg
 
8 мая в процессе подготовки к Дню открытых дверей еще раз прогнали носовой обтекатель из кабины. Кому интересно, вот видео:
[media]http://www.youtube.com/watch?v=H85DB5a7kQ8&feature=player_embedded[/media]


Сегодня пользуясь последними днями отпуска, провели внеочередной субботник по антикоррозийной обработке механизма выпуска ПК. Долго возились вдвоем с установкой тяжелой стремянки:
683471_c18e13ae847bb34877c324cbe793bd12.jpg


Внутри к 40-летней ржавчине добавилось еще после таяния снега, т.к. самолет у нас зазимовал с выпущенным ПК. Почистили все наждачной бумагой, дрелью с "ершиками" и железными щетками:
683474_e16f46eb6ea56812cc48c8b8e7cd3d21.jpg


Затем протерли и прокрасили серой грунт-эмалью по ржавчине.
683475_e365c6d7fb00068d6b9ce50b8d6501e6.jpg



Продавили шприцем пресс-масленки в подшипниках, а все подвижные элементы густо промазали авиационной смазкой.Провели аналогичные работы и по левому борту.

В субботу надо будет снова открыть люк сверху и почистить, помазать все механизмы там внутри. Если повезет, то в субботу уже можно будет погонять крылышки туда-сюда. Кому интересно, приезжайте помогать!

Для желающих помочь денежным пожертвованием, реквизиты прежние:
http://aviarestorer.ru/about-us/rekvizity/
 
Сняли люк над кабиной, провели осмотр и смазку привода переднего крыла, и наконец-то благополучно убрали его, сделав несколько пробных прогонов. Теперь будем на ДОДы выпускать-убирать! Вот видео процесса:
[media]http://www.youtube.com/watch?v=A4tDlTJkquk[/media]

Кроме того, по наводке участников форума, получили посылку из Омска с закупленным блоком БСПК для кабины! Установили на место. Приобрести удалось по сходной цене. Жаль, ШРы к нему на самолете отрублены.
187464_900.jpg

На этом же фото виден БК-2Р из АУАСП, который приобрели аналогичным способом аж с Украины пару лет назад. Вот так и собираем самолет с миру по нитке...

В 3ем салоне продолжили прерванный ранее монтаж дневного освещения и расставили остававшиеся кресла в хвосте.
 
Сделали небольшой промо-ролик о нашем проекте. Будем использовать для привлечения энтузиастов и желающих помочь.
[media]http://www.youtube.com/watch?v=P73FwRfpdQY[/media]

Кроме того, на канале "Россия-1" вышел очередной сюжет о положении Монинского музея, особенно в части угрозы растаскивания экспонатов со стороны строящегося парка "Патриот" в Кубинке:
http://russia.tv/video/show/brand_id/12506/episode_id/1202997/
 
Помаленьку продолжается изготовление деталек для реплики наборников радиочастот РСБН. Остается изготовить звездочки для храповых механизмов. Ранее изготовленные детали прошли гальванику и получили характерный золотистый цвет.
188504_900.jpg


Начали реставрировать обтекатель РЛС. От времени стеклопластик начинает расслаиваться.
188878_900.jpg


Надо счистить верхний грязный слой, пропитать эпоксидной грунтовкой, зашпаклевать, загрунтовать и покрасить. Вчера начали шлифовать.
189045_900.jpg


189413_900.jpg


Кроме того, удалось добыть еще немного х\б мешочков, в которые расфасовали 50кг силикагеля.
189767_900.jpg


Эту партию разложили в техотсеке под полом салона.
190126_900.jpg


А в салоне закончили крепить пассажирские кресла, которые все предыдущие годы таскали туда-сюда, освобождая места для различных работ.
190645_900.jpg
 
За годы в музее скопилось много остатков всяких лакокрасочных материалов как отечественных, так и импортных (AkzoNobel, PPG). Вот, например, хотелось бы опознать грунт Akzo. Фото пока предварительное, на телефон, но буквы вроде читаются:
dr5Mwg6.jpg

uaS1aYF.jpg

fXvdc2w.jpg
 
Удалось получить копию всамделешнего чертежа покраски Ту-144. Образмерены все границы цветов, полосы, а надписи и символика даны отдельными листами со своими размерами. Реликвия однако...
 
Назревает необходимость замены уличного щитка электропитания в связи с повышением энергопотребления борта. Соответственно, надо менять и наш силовой кабель 380В. Наиболее подходящий пожалуй будет марки КГ 5Х4.0кв.мм длиной около 20м. Если вдруг кто богат излишками, будет очень кстати.
 
На Ту-144 продолжали реставрировать стеклопластиковый носовой обтекатель. Вся верхняя часть давно облезла, связующее начало вымываться дождями, стеклоткань полезла наружу. На более старом Ту-114 такой процесс привел к полному разрушению законцовки киля, куда теперь хлещет вода и снег. На подходе Ту-95Н и Ту-16. Чтобы 44ка избежала этой участи, мы решили зачистить накопившийся сверзу мох и плесень, зашпалкевать оголившуюся стеклоткань и перекрасить весь обтекатель. В прошлые разы его упорно зачищали шлифмашинами. В этот раз прогрунтовали облезлый верх и начали шпаклевать.
192235_900.jpg

192382_900.jpg



Ветер сдувал факел от краскопульта, половина грунтовки растворилась в турбулентной атмосфере. Тем не менее, операция прошла успешно. А вот со шпаклевкой получилось хуже. Опыта шпаклевания таких больших площадей у нас нет. Успели сделать половину необходимого, да и то, весьма не качественно. Слой шпаклевки получился толстый, неравномерный и весь в дефектах. В ближайшие субботники будем добивать до конца, затем долго и упорно шлифовать, после чего, наверное, понадобится шпаклевать снова, возможно не раз.
192558_900.jpg


Сергей завел выпуск всех четырех фар на штатные тумблеры. Фары пока не горят, зато выпускаются и убираются с забавным жужжанием:
192974_900.jpg


Также нас навестил Алексей, который умеючи заклепал пневмомолотком вновь изготовленный кусок каркаса этажерки в кабине. Вандалы, грабившие самолет, раскурочили этажерку с корнями. Многие элементы требуют замены. Один из них сделан:
193161_900.jpg


И вот результат:
193345_900.jpg


Также приезжал Эдвин, горячо сочувствующий нашему делу, подарил бухту кабеля ПВС для хозяйственных нужд.

P.S. Для реставрации панелей облицовки разыскивается поролон толщиной 3-5мм!
P.P.S. Для переделки электрощита в связи с возросшим энергопотреблением нуждаемся в электрическом кабеле марки КГ на 4 или 5 проводов по 4.0кв.мм сечением длиной не менее 20м.
 
В субботу пришлось ловить просветы в тучах, чтобы закончить шпаклевать. Сушили мокрую от дождей поверхность носового обтекателя феном. С опытом, шпаклевать получалось все лучше. Под вечер попробовали шлифовать ранее зашпаклеванный участок. Работы предстоит много.
194755_900.jpg

195183_900.jpg



Пока лил дождь, помогали Сергею с освещением в 3ем салоне:
193685_900.jpg


194008_900.jpg



Сам Сергей провел эксперимент с включением посадочных фар. Самолет еще немного оживает:
194888_900.jpg


194346_900.jpg



К сожалению, о полноценном включении фар говорить пока не приходится за отсутствием достаточно мощного источника питания.

Также нас посетил Валерий Федорович Ваньшин, который сейчас занимается установкой бывшей летающей лаборатории Ту-144ЛЛ СССР-77114 в качестве памятника в Жуковском.


P.S. Сайт нашей организации www.aviarestorer.ru претерпевает значительные перемены. Теперь все материалы будут организованы по-новому, а старый форум помаленьку будет отходить. Уже сейчас организована удобная форма для желающих внести пожертвования. Расходные материалы и принадлежности, как шпаклевки, краски, лампы и проч. закупаются постоянно, так что финансовая поддержка даже в малых дозах, весьма необходима!
 
Приближается августовский день открытых дверей (дата пока не определена).

На неделе закупили финишную шпаклевку и расходные материалы. Спасибо всем, кто жертвует посильные суммы.
К сожалению, постоянные дожди не позволяют толком работать. В минувший субботник между ливнями успели зашпаклевать 2/3 носа и снова полило. Такими темпами в этом году мы закончить можем не успеть.
196771_900.jpg


196900_900.jpg


Пока лил дожть, в домике вернулись к нашей многострадальной потолочной панели из заднего туалета. Тонкого поролона купить так и не удалось. Купили подложку для ламината. Обклеили каркас ею, а сверху кожей молодого дермантина на 88й клей🙂

197227_900.jpg


197610_900.jpg


Оставили под грузом на просушку. Сложно сказать, как павинол будет взаимодействовать с клеем. Возможно, появятся пузыри или еще что. Тогда придется оторвать и думать над другими вариантами.

Сергей на борту менял перегоревшую лампу-фару в носу. Лампы брали с доноров, некогда вывезенных из Шереметьево при утилизации отечественных самолетов Аэрофлотом.

197787_900.jpg


197970_900.jpg


К сожалению, наш запас ламп не велик. Если еще будут выходить из строя, придется искать деньги и закупать. Включаем только в рулежном режиме, там всего 150Вт, но время работы не ограничено. В посадочном 600Вт (а есть и 1000) и включение допускается кратковременно при условии хорошего обдува.

Еще Сергей починил электрической механизм эффекта триммера (МЭТ). Теперь в кабине можно нажимать специальные кнопки и штурвалы сами отклоняются в заданную сторону. Вот только все это оживление требует источников питания 200, 115 и 27В. Наши кустарные источники годятся разве что для проб. Нужен нормальный источник аэродромного питания. Или деньги на его закупку.
 
В минувшее воскресение в Монино прошел День Открытых Дверей, посвященный Дню воздушного флота.
Несмотря на непогоду, народу набралось немало.

Спасибо всем, кто помогал готовить Ту-144 к показу:
199298_900.jpg


Вот такая выстроилась очередь:
199657_900.jpg


К сожалению, 3й салон в этом году так и не удалось подготовить к показу. Соответственно, посетителей принимали и выпускали по-прежнему через одну переднюю дверь. Во 2м салоне Женя традиционно занимал посетителей обширным рассказом.
199772_900.jpg


Ну и конечно, гвоздь программы. В течение дня развлекали посетителей разной машинерией. Гоняли туда-сюда фары, носовой обтекатель, багажный люк (в салоне был шок, когда он гудел под ногами), и даже крылышки. Слабая мощность нашего самодельного источника питания к сожалению, дает себя знать. Но увы, пока найти нормальный аэродромный источник не удалось.
200050_900.jpg


В кабине демонстрировали посетителям, как крутятся штурвалы и педали от кнопок триммирования, как настраивается высота кресел, длина педалей и т.д.
200208_900.jpg

200664_900.jpg


Под вечер ввиду традиционного недовольства долгим стоянием в очереди, были вынуждены запустить на борт всех желающих без экскурсий. Начался полный хаос, чуть не опрокинули трап (да и сам самолет). Больше так делать нельзя. Впредь, будем проводить организованные экскурсии до конца, а уж кто не успел посмотреть - извините. Пока вход и выход в одну дверь, об увеличении пропускной способности мечтать не приходится.
 
Довольно неожиданно побывали на МАКС-2015. Самого МАКСа, правда, практически не увидели, т.к. стали участникми массы новых знакомств, обсуждений, встреч и т.д. Довелось даже сделать небольшой доклад о реставрации Монинского Ту-144 на пресс-конференции ПАО "Туполев", посвященной 90-летию А.А.Туполева.
205551_900.jpg


К сожалению, народу на мероприятии было совсем мало. Очень интересно и живо рассказал о младшем Туполеве его соратник и нынешний Заместитель генерального директора по проектированию, НИР и ОКР В.И.Солозобов. Ну а мы в очередной раз поведали о проблемах 77106.
205767_900.jpg


Вновь встретились с В.Ф.Ваньшиным, который познакомил нас с бывшим командующим Дальней Авиацией РФ генерал-полковником Опариным. Обещал приехать. Будем добиваться.
205848_900.jpg


Познакомились с мадам Alex Solivet - бывшим инженером "Конкорда" и нынешней руководительницей команды волонтеров французского аэрокосмического музея в Ле-Бурже.
206184_900.jpg


Интересно пообщались с командой энтузиастов, воссоздавшей летающую реплику самолета Farman эпохи братьев Райт, тоже загорелись идеей приехать, а еще лучше - прилететь в Монино.
206587_900.jpg


Ну а в самом Монино тем временем продолжалась шлифовка злополучного носа. Собственно, сейчас все зашпаклеванные места зашлифованы, но к сожалению, кое-где еще остаются дефекты. Придется в следующий раз еще немного местами подмазать, затем вновь отшлифовать и только тогда, если еще не настанут холода, грунтовать и красить.
207082_900.jpg


Кроме того, нашлась возможность провести дефектовку одного из пассажирских трапов, подаренных Внуковским аэропортом:
207122_900.jpg


Вскрытие показало, что основные механизмы трапа целы. Коррозия внутри незначительна, гидравлика работает, рулевое управление и тормоза тоже. Надо снять резину со ступенек, оптику, сидения, и готовить трап к покраске для доступа посетителей на Ту-144 через хвостовую дверь. Малярные бригады оценивают перекраску в 70-100 тыс.руб. Кроме пожертвований, пока эти деньги брать негде.
 
Получили замечательный отклик в виде весьма крупной суммы пожертвований, пришедшей на наш счет.  Выражаем глубокую признательность от лица всего коллектива!

В ближайшее время постараемся уточнить стоимость ремонта и приобретения аэродромного источника питания. Если не срастется, то будем закупать строительные леса либо вышку-туру достаточной высоты. С их помощью, надеюсь, Туполя помогут реконструировать отгнившую законцовку киля на Ту-114, Ту-16, а в перспективе, глядишь, музей созреет до покраски больших экспонатов, включая Ту-144.
Собственно, если кто имеет что-то предложить, you`re welcome!
 
Назад
Вверх