мне например, известно уже много лет, так что ничего нового для себя не увидел
В постах выше есть упоминание, что эллиптические зубчатые колеса подсмотрены у Артоболевского
🙂
Разумеется, вытащил не для "новостной ленты" и не для узкого круга лиц, а также не только во славу могучего соотечественника.
Просто хочется немного осветить "темное пятно" роторно-лопастного двигателя - механизм связи на примере неудачной попытки с эллипсными колесами. Разумеется и частично решенного и проблемного на деле много больше, чем в одном очерке.
Надежда на молодежь - иначе не на кого надеяться... Они смогут пойти дальше, если будут знать еще одну крупицу "уже топтанного"
🙂
О том, что современные двигатели требуют высокой точности и сложной новой технологии - согласен! Только это для немцев, например, не проблема. Почему для нас это должно "вечно" оставаться проблемой? Думаю не стоит "хоронить" попытки решать проблемы
🙂
К приведенному выше "эллипсному" примеру хочется сделать еще один штрих, освещающий заодно некоторые зависимости по выбору угловых размеров лопасти.
Выше было сказано, что при "степени эллипсности" колес 1,73 (отношение длинной оси к поперечной малой оси эллипса) может быть обеспечено отношение углов раствора между осями лопастей 135:45=3.
(Для симметричных эллипсов, степень эллипсности в квадрате дает отношение смежных углов раствора между осями лопастей, т.е. приближенно 1,732·1,732 =3)
Для других механизмов связи показатель данного примера 1,73 можно интерпретировать просто как выбранное соотношение максимальной и минимальной угловой скорости лопасти.
То есть, условно говоря, 1,73 - "степень сжатия по осям" лопастей. Чтобы получить реально эффективную степень сжатия объема между реальными лопастями, надо учесть, что лопасти не будут идеально тонкими.
Их угловая "толщина сектора" отберет "свое" как от величины максимального углового раствора 135[ch186], так и от величины минимального углового раствора между осями лопастей 45[ch186].
Если обозначить здесь желаемую эффективную степень сжатия через У, а угловой размер каждой лопасти через Х, то получим выражение для степени сжатия:
У=(135-Х) : (45-Х).
Для рассматриваемой здесь схемы РЛД с двумя двухлопастными парами - сумма угловых размеров, занимаемых секторами "сжатого" и "растянутого" углового раствора между осями смежных (соседних) лопастей , - эта сумма составляет 180[ch186].
Иначе говоря: 180[ch186]=135[ch186]+45[ch186].
А вот практическое угловое пространство между поверхностями соседних лопастей, будет уменьшено на угловой размер лопасти (на ее «толщину»). Максимально раздвинутые лопасти в конце такта всасывания или рабочего хода образуют угловой «объем» 135[ch186]-Х, a объем, в котором будет сгорать сжатая рабочая смесь, составит всего 45[ch186]-Х.
Задавшись степенью сжатия У=10=(135-Х)/(45-Х), определим, что нарисованные выше эллипсы задали угловой размер лопасти Х:
Х=(10·45 –135)/(10-1) = 35[ch186]
Если интересно - можно провести более практичный - обратный расчет, исходя из заданной "толщины" каждой лопасти (как бы высоты двустороннего поршня) и исходя из заданной эффективной степени сжатия объема между смежными лопастями, - oпределить как должны соотноситься экстремальные значения угловых скоростей смежных лопастей (а на примере эллипсов - соотношение большой и малой оси эллипса).