Самодельный вертолет Джидж кай

Вот тоже техника 70-х годов, вертолет ныне покойного Василия Яковлевича Артемчука до сих пор в строю. Прошу прощения у Евгения, просто ни где не нашел ветки о нем.
Прошу прощения у Евгения за разведение беседы в его ветке.
В одном из своих интервью Василий Яковлевич обмолвился о постройке нового вертолета, 2х местного и с автомотором, тот вертолет даже мельком попал в объектив. Может кто знает что-то о том проекте?
 
Приветствую всех на этом форуме!

Да после прочтения всей этой ветки и пересмотра всего видео хочу тоже присоединиться к поздравлениям Евгения за постройку такого аппарата и пожелать ему и дальше продвигаться в своем деле и конешноже здоровья для дальнейших полетов!

Еще также от Вас хотелосьбы увидить видео глазами пилота.
 
Доброго Всем здоровья!
Чуть было не прозевали" круглую дату: 1 мая исполнилось 10 лет со дня первого запуска мотора на Джидж кае. Первый запуск , почему-то запомнился в деталях, хоть и без лопастей, лопасти изготовлены на месяц позже.Долго не запускался мотор...
Прошло 10 лет и вертолет, по прежнему, на ходу. Правда не все десять лет были летными. Почти три года ( столько ушло на поправку здоровья) аппарат простоял в неотапливаемом, сыром гараже, а температура здесь, временами опускается ниже 45. Думал, что все , ан нет- вертолет все перенес хорошо.
Интенсивные, по меркам самодельщиков, полеты начались в 2017 году. В 2019 году, по моей вине, в горизонтальном полете на высоте 3.5-4 метра отделился ( именно отделился) хвостовой редуктор. вертолет закрутило, но я сумел его посадить ( видео есть, но только в личку).Причина простая:снял редуктор на осмотр и....попал в больницу.А после больницы забыл поставить гайги на болты крепления редуктора.Фактически редуктор 20 минут держался только тросами управления, благо они натянуты хорошо ( кстати одно из преимуществ двух тросов управления- если "улетит крепление редуктора, то редуктор "уйдет не раньше 20 минут!).
Все это учли и продолжали полеты. 10 августа 2020 года, при приземлении вертолет, свалился на бок, по вине пилота.Причина: левый полоз попал в канаву для спуска воды.Пострадали только лопасти.
Если же следовать принципу: все что ни делается, делается к лучшему то было интересно исследовать лопасти у которых календарный срок эксплуатации- 9 лет. Распилив на расчетные отрезки одну лопасть выяснили, что расчетный вес отсека полностью совпадает с действительным. Кроме того были проверены отрезки лопастей на предмет отслоения обшивки из Т-10-80 ( связующее ЭД-20+М4+лапроксид301Г) от пенопласта ПС-4-40 и ПС4-60. Отслоений не обнаружено.
В данный момент, с потеплением на улице, а, следовательно, и в гараже.ведется подготовка к изготовлению новых лопастей. Технология изготовления останется прежней- свободная ручная выкладка и безматричная полимеризация.
Прошло десять лет; вертолет помог мне научиться летать, а главное теория совпала с практикой. За это время налетал около 50 часов (время до "попадания" в больницу не учитывалось).
Есть много видео но только в личку.... хотя видео с камеры на шлеме выложу чуть позже.
С уважением Евгений
 
Доброго Всем здоровья!
Чуть было не прозевали" круглую дату: 1 мая исполнилось 10 лет со дня первого запуска мотора на Джидж кае. Первый запуск , почему-то запомнился в деталях, хоть и без лопастей, лопасти изготовлены на месяц позже.Долго не запускался мотор...
Прошло 10 лет и вертолет, по прежнему, на ходу. Правда не все десять лет были летными. Почти три года ( столько ушло на поправку здоровья) ..................
С уважением Евгений

Здоровья ВАМ и творческих сил !!!!!!
 
Евгений, что же так, берегите себя.Пора уж молодежь приближать к делу, а то таки мастеров единицы. Здоровья и счастливых полетов.
 
Доброго здоровья Всем!
Вот те раз...вот так неожиданно встретил на форуме институтского друзьяка ( не виделись с 1986 года)... а он оказывается на форуме с 14 года и тоже в самодельной авиации...и после этого мне будут говорить- чудес не бывает!
Но продолжаем...конечно же всем Форумчанам спасибо за пожелания здоровья. Все-таки есть желающая научиться летать- молодежь- есть! И это радует.
Обучение начнем после изготовления лопастей.Инструктор останется тот же -Мингалев.Система обучения - опробована на мне, т.е вертолет на привязи до тех пор пока обучающийся не управится с раздергиванием вертолета веревками. Это очень сложно для новичка, но эти раздергивания с первых минут заставляют пилота чувствовать аппарат нутром. А в дальнейшем, в воздухе не боятся резких рывков и, больше того, своевременно реагировать управлением на такие возмущения.
А вот от обучения на удлиненных трубах отвергли сразу. потому, что сложно обучаемому одновременно следить за оборотами, высотой и перемещениями. Он один на аппарате, т.е. нет инструктора, который поправит если что...
Видео забыл как выкладывать. Вообще не очень хочется светиться на ютубе.Может можно как -нибудь указать ссылку на видео, находящееся в облаке.
А пока только фото
С уважением Евгений

img032.jpg
 
Вот радуют такие моменты, заходишь раз в несколько месяцев на форум, а тут на первой странице такая приятная тема!
Прям настроение поднимается!!!
Евгений, очень рад за Вас! Текущие неурядицы это всё-таки мелочи, главное что жизнь, здоровье и дух в норме, а лопасти получатся не хуже тех что были.
Нет худа без добра - провели контроль теоретических результатов. Уверенность в себе это ведь очень много.
Желаю Успехов и Удачи! Что бы не говорили, а эти факторы нужны!
 
Доброго Всем здоровья!
Денис-спасибо! А что за надпись под выложенным снимком после иконки с поднятым пальцем. Нажимаю-ничего не открывается.
С уважением Евгений
 
Да, как уже написали выше это отметки других пользователей желающих Вас поддержать, сказать "Спасибо" или просто показать что ему понравилось сообщение. В общем способ выразить положительную эмоцию не прибегая к написанию отдельного сообщения.
 
Доброго Всем здоровья!
В начале ветки я выкладывал посты об изготовлении лопастей. В этих же постах - основные моменты технологии изготовления. Такая технология, ручная безматричная выкладка на "болван" из дерева, позволяла изготовить две совершенно одинаковые лопасти. К моменту изготовления лопастей у меня накоплен большой опыт изготовления стеклопластиковых конструкций, причем силовых. Но все же были изготовлены образцы ( полоски) толщиной 1 мм и шириной 20 мм, которые " дергались" на разрывной машине. Полученный результат впечатлял и здорово отличался от журнальных данных.
Я уже выкладывал, что трудностей в изготовлении лопастей много.Основные, на мой взгляд-это заданная жесткость и качество склейки.
Поэтому для контроля качества процесс изготовления был разбит на части: лонжерон, приклейка груза , приклейка пенопласта, окончательная оклейка наружных слоев, формирование комля.
Для проверки качества выклейки лонжерона весь процесс был разбит на этапы с выверкой веса и положения ЦТ на каждом этапе. Большую головную боль создает непропитка, вернее, некачественная пропитка ткани. Ткань Т-25 хорошо пропитывается смолой консистенции "подсолнечное масло", поэтому главное- иметь "жидкую смолу".Здесь два способа: подогреть или разбавить.Выбрали -подогревание. Но при этом способе нужно было выложить всю ткань за 20-25 минут. ( Ткань укладывалась за 8-10 минут). Выложить все шесть слоев сразу не получилось бы, поэтому разбили укладку на две части, по три слоя. Что бы облегчить" намотку ткани и применяется формообразующий деревянный стержень, который участвует в прочностном расчете лопасти.
Полимеризованный слой шлифуется и на него укладывается вторая часть. Так изготавливается лонжерон. Да, наложенная ткань сразу же после укладки, "проходится" феном-так удаляется оставшийся воздух. Удаление хорошо видно на свет"-смола "кипит". Здесь нужно быть очень аккуратным, что бы не получить местный перегрев и местную полимеризацию.
Почему именно шесть слоев ткани ,а не 5 или7. Толщина ( количество слоев ткани) выбрана из условия равной жесткости материалов при растяжении и изгибе, поэтому деревянный стержень имеет такое сечение.
Конечно такой способ изготовления-это не для серийного производства, но я и не ставил такой задачи.Мне нужны были две одинаковые лопасти, изготовленные в гараже.Как показал 10 летний опыт эксплуатации, а так же распиловка их на расчетные отрезки- лопасти получились такими какими рассчитывались.
О приклейке пенопласта и формировании комля в следующих постах
С уважением Евгений
 
Доброго Всем здоровья!
Немного об окончательном весе лопасти. "Легкая" лопасть будет легко раскручиваться в режиме авторотации, а так же при вводе коррекции при снижении оборотов, что положительно сказывается на безопасности полетов. Но такие лопасти имеют увеличенный изгиб в плоскости взмаха, да и переход на авторотацию, при проблемах с мотором, затруднен, а то и не возможен из-за скоротечности режима перехода.
"Тяжелые" лопасти хорошо переходят на режим авторотации, значит есть некоторое время, что бы среагировать на остановку мотора. Это важный фактор. Но такие лопасти замедленно реагируют на ввод коррекции, при снижении оборотов винта и дополнительно нагружают качалку втулки на переходных режимах.
Вывод напрашивается сам собою : нужны лопасти оптимальные для вашей конструкции вертолета.
Поскольку мы не знали точно какие лопасти нам нужны, хотя расчет несущего винта уже был, то пошли простым путем: утяжеленные лопасти , но вопрос быстрой раскрутки несущего винта, при падении оборотов, решить увеличенной мощностью мотора.( к слову сказать- выбор мощности мотора невелик и 503 мотор как раз в точку.") Увеличенные нагрузки на качалку и втулку от сил Кориолиса и на переходных режимах, воспринимаются увеличенным сечением деталей. Серьезного вклада в общий вес втулки эти детали не вносят. Последующая эксплуатация показала правильность выбора веса лопасти: винт "легко" раскручивается мотором с крутящим моментом в 5.4 кг*м ( не один раз выводил его в поворотах при снижении оборотов) и "хорошо держит" обороты при резком сбрасывании корректора.
Реакция винта при висении- винт идет за ручкой без запаздывания.
Я специально оперировал, в посте, не моментом инерции винта в плоскости вращения а весом лопасти- так понятнее.
С уважением Евгений
 
Евгений, подскажите, пожалуйста, каким в итоге получился вес лопасти вашего НВ?
Если вы раньше о нём уже написали, прошу извинить за оффтоп.
 
Назад
Вверх