Солидарен. Но добавлю.
Это не цена разработки. И даже не себестоимость. А часть себестоимости.
Это просто фонд зарплаты одного из этапов – разработка (выпуск) чертежей (КД) на самолёт. В приведённом примере (15 тыс. человеко-часов) – планера очень простого лёгкого самолёта типовой конструкции.
Что значит – очень простого?
Без механизации крыла, без закрытой кабины, без дизайна, без тормозов колёс и т.д.
Что значит – типовой конструкции?
Вариант 1:
Перед вами стоит готовый самолёт. Его надо обмерить (все детали) и изготовить чертежи. С внесением каких-то изменений. Распространённая ситуация и в 30-е годы, и сейчас. Достаточно конструктора 2 категории.
Вариант 2:
Нужно разработать чертежи на основе чертежей ранее разработанного прототипа. Ещё более распространённая ситуация. Достаточно конструктора 2 категории.
Вариант 3:
Нужно разработать чертежи самолёта, ничем существенно не отличающегося от существующих прототипов, и на основе готовых (покупных) агрегатов. Очень частая ситуация. Достаточно конструктора 1 категории.
Почему только часть себестоимости?
Если это новый самолёт, то потребуется проведение опытно-конструкторских и экспериментальных работ, а если в самолёте есть инновации, то и научно-исследовательских работ (НИОКР). Размерность самолёта так же имеет значение.
А это могут быть совсем другие трудоёмкость и квалификация. Трудоёмкость разработки такого лёгкого самолёта может превысить 200 тыс. человеко-часов. Не каждый конструктор 1 категории или ведущий конструктор с этим справится.
Даже грамотное ТЗ на такой самолёт (1-3 листочка) – результат большого труда. Но именно оно (ТЗ) всё определяет.
Про аренду площадей и оборудования, эл/энергию умолчу.
Но это только сам самолёт. Если потребуется разработать технологический процесс (ТД) и разработать КД на оснастку, то это никак не меньше себестоимости разработки самого самолёта.
Я понимаю, что многие самодельщики обходятся вообще без всего этого (без НИОКР, без чертежей, без оснастки). Вот и результат соответствующий – не конкурентоспособный самолёт, как правило. Но авторам это не важно – делают для себя и лишь бы летал.
Я понимаю, что пилотам-частникам, покупателям всё это не интересно. Пилоты и конструктора вообще редко друг друга понимают. Покупателей интересует недорогой, качественный товар под их хотелки СЕЙ ЧАС и сервис при эксплуатации. А это совсем другая история.