ikono
Игорь, летающий строитель
- Откуда
- Германия, Йена
Ульф не перестаёт интриговать своими загадками. Летал на прошедших выходных в Амстердам (Хильверсум), на обратном пути пришлось лететь в аэропорт Мюнстер-Оснабрюк, из-за того что Голландия до сих пор зона риска по короне. И вот, вылетая из аэропорта, ещё в контрольной зоне, снова услышал громкие периодические звуки, типа треска или дребезжания, из редуктора, с частотой повторения порядка раз в секунду. В процессе последующего 2,5 -часового полёта звуки постепенно прогрессировали. Надо ли говорить, что удовольствие от полёта было существенно подпорчено. Я уже не раз сталкивался с такими звуками, о чём здесь неоднократно писал. Особеннось в том, что если потянуть ручку на себя, то звуки усиливаются, если отдать от себя - пропадают. За пару лет более-менее интенсивных расследований, установить причину так и не удавалось, постепенно становится понятно, что ничего очень опасного эти звуки не означают. Но сегодня мне удалось существенно приподнять завесу тайны, по-крайней мере, удалось понять, что там происходит раз в секунду.
Дело в том, что из картера двигателя постепенно сочится масло. На стоянке, в жаркое время года после полёта, масло по коленвалу стекает на шкив и затем на ремень в нижних их точках, образуя и на том, и на другом узкую промасленную полоску. Длина ремня 762 мм, диаметр шкива 70мм. За один оборот ремня шкив успевает провернуться 3,46 раза, за два оборота - 6,93 раза. Итак, за 7 оборотов шкива возникает сдвиг масляных полосок относительно друг друга на 0,07 длины окружности шкива. Полную длину окружности шкива этот сдвиг пробегает за 1/0,07х7=100 оборотов шкива. А в секунду коленвал делает 75 оборотов. То есть, раз в 100/75=1,33 с мокрые полоски совпадают и шкив проскальзывает. Так что про утечку масла в редуктор - это уже не фантазия, это уже гипотеза. Она подтверждается тем, что при изменении скорости полёта изменяется и режим проскальзывания, из-за изменения момента на валу. По крайней мере, других источников периодического звука со стабильной частотой около 1 Гц я не себе представить не могу.
Ну, что теперь делать.
1) заменить сальник коленвала, уже заказал. Может быть, но вряд-ли поможет. По крайней мере, масло хоть на стоянке будет меньше течь.
2) Натянуть или даже заменить ремень, у этого налёт уже почти 700 часов. Но тоже вряд-ли надолго поможет: масла на ремне быть не должно, хоть на старом, хоть на новом.
3) Заменить масло с дешёвого 15W40 на 15W50. Говорят, повышает давление масла (у меня давно уже 3 бара вместо 5, 5 только на холодном) и уменьшает протечки. Ну - не знаю.
4) Улучшить клапан отсоса газов из картера. Это - точно поможет, но вряд-ли получится. В декабре я измерял давление в картере, так на холостых от разрежения в картере поднимается столб масла в 30 см, на 2500мин-1 тоже в 30 см, но при максимале на стопе разрежение пропадает и возникает лёгкий наддув картера. Конечно масло так попрёт из всех сальников! А вот что с этим делать - непонятно. Очевидно, нужна конструкция быстрого клапана, который может открываться и закрываться 75 раз в секунду и пропускать при этом большие объёмы. Я так думаю, именно из-за недостаточной скорости работы клапана вентиляции картера на низких оборотах есть разрежение, а на более высоких - нет. Другая возможность - прорыв газа в картер через неплотности в кольцах. Я при сборке цилиндров забыл проконтролировать взаимное расположение разрезов колец, так что если не повезло, может быть это. Сложно определить на максимальном режиме, сколько газа выходит через трубку вентиляции катрера. Да и сравнить не с чем. Вот такие дела. На фото мы с Ульфом стоим в Мюнстере.
Дело в том, что из картера двигателя постепенно сочится масло. На стоянке, в жаркое время года после полёта, масло по коленвалу стекает на шкив и затем на ремень в нижних их точках, образуя и на том, и на другом узкую промасленную полоску. Длина ремня 762 мм, диаметр шкива 70мм. За один оборот ремня шкив успевает провернуться 3,46 раза, за два оборота - 6,93 раза. Итак, за 7 оборотов шкива возникает сдвиг масляных полосок относительно друг друга на 0,07 длины окружности шкива. Полную длину окружности шкива этот сдвиг пробегает за 1/0,07х7=100 оборотов шкива. А в секунду коленвал делает 75 оборотов. То есть, раз в 100/75=1,33 с мокрые полоски совпадают и шкив проскальзывает. Так что про утечку масла в редуктор - это уже не фантазия, это уже гипотеза. Она подтверждается тем, что при изменении скорости полёта изменяется и режим проскальзывания, из-за изменения момента на валу. По крайней мере, других источников периодического звука со стабильной частотой около 1 Гц я не себе представить не могу.
Ну, что теперь делать.
1) заменить сальник коленвала, уже заказал. Может быть, но вряд-ли поможет. По крайней мере, масло хоть на стоянке будет меньше течь.
2) Натянуть или даже заменить ремень, у этого налёт уже почти 700 часов. Но тоже вряд-ли надолго поможет: масла на ремне быть не должно, хоть на старом, хоть на новом.
3) Заменить масло с дешёвого 15W40 на 15W50. Говорят, повышает давление масла (у меня давно уже 3 бара вместо 5, 5 только на холодном) и уменьшает протечки. Ну - не знаю.
4) Улучшить клапан отсоса газов из картера. Это - точно поможет, но вряд-ли получится. В декабре я измерял давление в картере, так на холостых от разрежения в картере поднимается столб масла в 30 см, на 2500мин-1 тоже в 30 см, но при максимале на стопе разрежение пропадает и возникает лёгкий наддув картера. Конечно масло так попрёт из всех сальников! А вот что с этим делать - непонятно. Очевидно, нужна конструкция быстрого клапана, который может открываться и закрываться 75 раз в секунду и пропускать при этом большие объёмы. Я так думаю, именно из-за недостаточной скорости работы клапана вентиляции картера на низких оборотах есть разрежение, а на более высоких - нет. Другая возможность - прорыв газа в картер через неплотности в кольцах. Я при сборке цилиндров забыл проконтролировать взаимное расположение разрезов колец, так что если не повезло, может быть это. Сложно определить на максимальном режиме, сколько газа выходит через трубку вентиляции катрера. Да и сравнить не с чем. Вот такие дела. На фото мы с Ульфом стоим в Мюнстере.