Самолёт ULF-2

Ульф не перестаёт интриговать своими загадками. Летал на прошедших выходных в Амстердам (Хильверсум), на обратном пути пришлось лететь в аэропорт Мюнстер-Оснабрюк, из-за того что Голландия до сих пор зона риска по короне. И вот, вылетая из аэропорта, ещё в контрольной зоне, снова услышал громкие периодические звуки, типа треска или дребезжания, из редуктора, с частотой повторения порядка раз в секунду. В процессе последующего 2,5 -часового полёта звуки постепенно прогрессировали. Надо ли говорить, что удовольствие от полёта было существенно подпорчено. Я уже не раз сталкивался с такими звуками, о чём здесь неоднократно писал. Особеннось в том, что если потянуть ручку на себя, то звуки усиливаются, если отдать от себя - пропадают. За пару лет более-менее интенсивных расследований, установить причину так и не удавалось, постепенно становится понятно, что ничего очень опасного эти звуки не означают. Но сегодня мне удалось существенно приподнять завесу тайны, по-крайней мере, удалось понять, что там происходит раз в секунду.
Дело в том, что из картера двигателя постепенно сочится масло. На стоянке, в жаркое время года после полёта, масло по коленвалу стекает на шкив и затем на ремень в нижних их точках, образуя и на том, и на другом узкую промасленную полоску. Длина ремня 762 мм, диаметр шкива 70мм. За один оборот ремня шкив успевает провернуться 3,46 раза, за два оборота - 6,93 раза. Итак, за 7 оборотов шкива возникает сдвиг масляных полосок относительно друг друга на 0,07 длины окружности шкива. Полную длину окружности шкива этот сдвиг пробегает за 1/0,07х7=100 оборотов шкива. А в секунду коленвал делает 75 оборотов. То есть, раз в 100/75=1,33 с мокрые полоски совпадают и шкив проскальзывает. Так что про утечку масла в редуктор - это уже не фантазия, это уже гипотеза. Она подтверждается тем, что при изменении скорости полёта изменяется и режим проскальзывания, из-за изменения момента на валу. По крайней мере, других источников периодического звука со стабильной частотой около 1 Гц я не себе представить не могу.
Ну, что теперь делать.
1) заменить сальник коленвала, уже заказал. Может быть, но вряд-ли поможет. По крайней мере, масло хоть на стоянке будет меньше течь.
2) Натянуть или даже заменить ремень, у этого налёт уже почти 700 часов. Но тоже вряд-ли надолго поможет: масла на ремне быть не должно, хоть на старом, хоть на новом.
3) Заменить масло с дешёвого 15W40 на 15W50. Говорят, повышает давление масла (у меня давно уже 3 бара вместо 5, 5 только на холодном) и уменьшает протечки. Ну - не знаю.
4) Улучшить клапан отсоса газов из картера. Это - точно поможет, но вряд-ли получится. В декабре я измерял давление в картере, так на холостых от разрежения в картере поднимается столб масла в 30 см, на 2500мин-1 тоже в 30 см, но при максимале на стопе разрежение пропадает и возникает лёгкий наддув картера. Конечно масло так попрёт из всех сальников! А вот что с этим делать - непонятно. Очевидно, нужна конструкция быстрого клапана, который может открываться и закрываться 75 раз в секунду и пропускать при этом большие объёмы. Я так думаю, именно из-за недостаточной скорости работы клапана вентиляции картера на низких оборотах есть разрежение, а на более высоких - нет. Другая возможность - прорыв газа в картер через неплотности в кольцах. Я при сборке цилиндров забыл проконтролировать взаимное расположение разрезов колец, так что если не повезло, может быть это. Сложно определить на максимальном режиме, сколько газа выходит через трубку вентиляции катрера. Да и сравнить не с чем. Вот такие дела. На фото мы с Ульфом стоим в Мюнстере.

IMG_20210613_143020.jpg
 
ikono
Игорь за время твоей эксплуатации я из твоих описаний многое уже представляю о тебе как о человеке и о твоём самолете. Ты большой молодец , умница и смельчак, но знаешь скажу тебе по дружески наверно пора менять движок.Твои изыскания и умозаключения все это хорошо для форума, а по жизни нет, поверь мне старому лекаке который уже этим сыт по горло.Мотопланер тем хорош , что позволит в аварийной ситуации побольше подумать где произвести посадку, но не стоит обольщаться, ведь летать иногда приходится черти где и я так понимаю в горах так , что подумай. Мотор-это в нашем деле все и эксперименты тут ни к чему.Рад за твои успешные полеты, успехов. 😉
 
Возможно Виктор прав с заменой двигателя на более новый, к примеру можно приглядеться к опозитам от bmw но у них водянка и думаю они тяжелее да и редуктор подгонять под новый вариант.......
Как временная мера (она же безвременная)возможно поможет шайба под шкив который на коленвалу с небольшим отвалом кромки назад во избежание подрезки ремня толщиной до 1 мм аллюминька какая ни будь и сплошной без повторений отверстий в шкиву, подогнать по месту к основанию конуса ,поидее должно проканать ,может к шкиву приклеить или двумя клепками (
шкив.jpg
 
Последнее редактирование:
ракурс классный на фото ,красава, клапанные крышки надо порошком в черный покрасить, хрен с ним с маслом)))).
 
Скажите, а сколько масла уходит в воздухе, часто подливаете? Если я правильно понял то эксперименты показывают, что картерные газы выходят с большим давлением на холостых и с меньшим на полетных? У меня на субару тоже уходит грамм 150 за 2часа, не пойму от куда , один раз зимой прилетел выбило часть масла через суффлер картерных газов и утекло по борту прилично!
 
2 Pilot737: из-за нештатного положения двигателя на стоянке, винтом вверх, штатный указатель масла всегда показывает чёрт-те что. Но в картере почти 3 литра масла, это успокаивает. Доливаю регулярно, трудно сказать сколько. Я думаю стакан за 10 часов, где-то так. Масло в полёте вытекает в характерных местах, ничего, после посадки вытираю туалетной бумагой.
2 мир: с возрастом ты становишься осторожнее, я тоже. Но мотор можно заменить только на другой мотор, и не факт что удачно. Сама Виза - очень надёжный двигатель. Все Ульфы на ней летают, никогда не слышал о поломках самого двигателя. Обвес - да, ломается, и у меня, и у других. Чтобы менять сам двигатель нужны веские причины. Давление масла с 15W50 , думаю, будет в норме, все другие на нём летают. И меняют регулярно сальники, моим уже 12 лет.
2 Gavr: подходящего надёжного двигателя с 35 лс на горизонте не видно, не даром все летают на Визе. Колхоз с приклеенной пластиной отвалится уже часов через 100, потому что там настоящий Адъ. Но можно выточить новый шкив с буртиком, что очень рекомендую делать последователям. Чёрт всегда кроется в деталях.
 
У вас стоит клапан на выпуске картерных газов, может просто шланг вниз под мотор опустить? Может ли быть такое,что при работе на земле коленвал цепляет масло, оно пенится и его выбивает через суффлер.
 
ikono
По жизни авиаторы делятся на молодых и осторожных. Да так уж приучила меня жизнь, дую на холодное почти всегда особенно в полетах, это дело такое , сам понимаешь. а насчет ротакса 912-годаже б/у подумай 80 л.с. будет планер летать как ласточка на пол мощности..........думаю у тебя там это дешевле чем у нас.
 
На мотор от визы видел в продаже всё и все валы и поршневые с кольцами , прокладки. Думаю ротакс будет гораздо дороже в обслуживании и по запчастям , тембелее и самое главное улф сертифицирован с мотором от визы ,вот реально если человек маломальски знаком с конструкциями ДВС то мотор от визы можно принять за эталон простоты конструкции и гениальных решений, в юности если б у меня был такой двигатель я б с коленвалом под подушкой спал ))) а распред вал на прикроватной тумбочке положил бы в предвкушении сборки двигателя )))
 
Кажется, всё проще: по моим записям я с 2018 года не подтягивал ремень 🙂 Посчитал по данным производителя силу преднатяжения ремня - 3003 Н (неслабо так). По формуле струны получается, что частота вибраций ремня как струны должна быть 346 Гц. Померял смартфоном - у меня 110 Гц. На картинке видна и мощная 2 гармоника. Так что надо тянуть сильнее. Продолжение следует...

21_06_16_vor.jpg
 
Да, профессор есть профессор................... 🤣
 
Так никто ж не спорит, хочу разобраться и всё контролировать с помощью современных средств, доступных каждому. Итак, продолжим. Удалось разобраться в спектре предыдущего поста. Более высокочастотные колебания при порядка 200 Гц это крутильные колебания ленты ремня, в то время как более низкочастотные при 110 Гц это колебания струнного типа, которые нам и нужны. Выяснил очень просто: сравнил спектры при ударах по ремню посередине ленты и записи с микрофоном посередине ленты, с ударами по краю ленты и записью на противоположном крае. В последнем случае спектральная компонента при 200 Гц сильно усилилась, а при 110 Гц наоборот, снизилась.
Подтянул ремень, обе частоты, как и ожидалось, увеличились. На спектре видно, что нижняя частота поднялась до 160Гц, что соответствует вдвое большей силе натяжения, чем прежде, но и четверти требуемой силы натяжения, т к. по теории частота должна быть 346 Гц. Зависимость силы от частоты корневая, вчетверо большая сила увеличивает частоту лишь вдвое. Крутильные колебания улетели по частоте вверх до 250 Гц (см. спектр). Сильнее натягивать как-то побаиваюсь, всё-таки консоли кругом. В номинале на коленвал и раму редуктора ремень давит с силой полтонны!

21_06_17_vor_nach.jpg


21_06_17_nach2.jpg
 
В номинале на коленвал и раму редуктора ремень давит с силой полтонны!
Если в редуктор поставить натяжной ролик так, чтобы охват ведущего шкива составил 270 + градусов - радиальная нагрузка на коленвал снизится в 1.41+ раза. Кроме того, увеличив охват, потребная величина натяжения ремня снизится.
Но, с другой стороны, давление шатуна на коленвал представляет собой тот же порядок величины: исходя из этого, можно считать натяжение ремня некритическим
 
Стройте ремень на «ля» не ошибётесь )))
Ремень не стоит заменить , в масле всё-таки был? Темболее натяжка как на барабане
 
Игорь , как у вас с наводнением?
Ульф в водоплавающего не превратился ?
 
Наконец то дочертил основные элементы планёра в солиде
Начал потихоньку делать шаблоны и собирать детали
B71A2D4D-6F94-4F02-AEB6-DB35DF08F215.jpeg
7FD1EA3C-7E18-4233-AEA2-DF308CA04BC9.jpeg
6D693050-0468-420C-BBED-C474BA70DBFB.jpeg
 
Вы это видели? Почему у вас детали плоские? Их толщина 11 мм, пояса примерно квадратного сечения!
1627080204408.png
 
В чертежах все размеры есть, но их бывает очень непросто найти. Фантазировать в планере ничего не надо, если какой-то размер не находите - спросите, прежде чем делать наугад. Мне очень жаль, но придётся лонжероны переделывать...
 
Как мне видится, полки лонжеронов у него не плоские, просто они на фото утоплены в стапель.
 
Назад
Вверх