Сверхлёгкий мотопланер "Беркут".

...при определенных погодных условиях планера для начального обучения способны держаться в воздухе...
Как и любой другой самолёт. И даже ракетоплан, при "определённых" погодных условиях. Бывает погода даже фуры летают 🙂
...Что вообще является мерилом классификации летательных аппаратов на самолёты и планеры?
Предположу, что если >50% полётного времени, при самых обычных среднестатистических погодных условиях в районе полёта, проходит без включения мотора, то можно звать мотопланёром начального уровня 🙂

P.S. Скиньте пожалуйста ссылку на видео, как Коршун/Беркут накручивает в термике без мотора. Не смог нагуглить.
 
Очень печально мне всё это читать. Некоторые "авиаторы" все свои знания черпают не из книг, а из Гугла. А откуда эта информация появляется в гугле? Её туда что, авиационные спецы сгружают? Да такие же умники, как и здесь на форуме сгружают. И получается вместо стройных знаний - каша в голове. Никто не знает, где начало и где конец. По полочкам никто ничего разложить не может. Я знаю ребят из Комсомольска - на Амуре и даже сам много лет тому назад чуть не уехал туда жить и работать, да Шубин к сожалению разбился... Но этот кадр из славного города авиаторов меня просто удручает. Именно, единственная причина считать себя авиатором - это что над головой каждый день истребители летают. Так они летают над всем городом, мой милый! Учиться надо, чтобы стать профессионалом, а знания по-наслышке знаниями не считаются. И хватит уже умными словесами кидаться, смысл которых сам не понимаешь. Вопрос же мой совершенно конкретный: При какой нагрузке на крыло летательный аппарат переходит в разряд мотопланеров?
Ну и немного объясню, поскольку я вижу, как многие пытаются трактовать теорию так, как им это удобнее. Что есть мотопланер? Мотопланер - это тот же планер, который снабжён автономной силовой установкой для набора высоты и последующего парящего полёта. Его придумали, чтобы отказаться от набора высоты путём буксировки за самолётом, что очень накладно и именно поэтому планерный спорт называют королевским видом спорта, только королям по-карману такое удовольствие. А полет на мотопланере получается значительно дешевле и поэтому доступнее для населения. Действительно, от физики никуда не уйдёшь, силовая установка ухудшает качество машины из-за лишнего веса и более грубой аэродинамики, но это вовсе не значит, что мотопланеры не могут парить! Тут всё зависит от мощности восходящего потока а потоки бываю такие, что и автомобили парят в небе. Но такие потоки бывают редко, в основном в нашей полосе мы имеем довольно спокойную термическую деятельность. И вот в этой спокойной термической деятельности потоки мощностью 3 м/с бываю летом почти всегда. И нашему мотопланеру такого потока уже достаточно, чтобы начинать выпаривать без мотора. Кажется я на русском языке тут говорил, что с выключенным мотором при планировании вертикальная скорость снижения у нас 1,8 м/с, то есть при восходящем потоке 3м/с у нас получится на вариометре +1 м/с. Ну а чем выше, тем потоки мощнее и соответственно скороподьёмность выше. Мне довелось видеть на вариометре +6 м/с, пёрло вверх так, что уши закладывало. Один виток спирали мне давал превышение в 300 метров высоты. Необходимости снимать всё это при парении у нас не возникало, там работать надо, некогда с камерой выделываться. Поэтому таких видео мы вам не предоставим. А если бы и предоставили - разве это вас бы успокоило и вы бы признали свою ошибку? Да ни за что на свете! Ведь, как правильно подметил тут один товарищ, спор идёт не о технике, а чтобы дерьмом конкурента закидать. Поэтому и никакое видео тут не поможет. Естественно, любой самолёт может планировать без мотора! Но не любой самолёт может без мотора выпаривать. А мы - можем! Аэродинамическое качество у нас получается в пределах десятки, так что мы создали машину как раз на пределе её способностей к парению. Для рекордов это маловато, но для обучения - самое то, что надо. И КПД силовой установки у нас едва хватает для обеспечения вертикальной скорости в 1м/с. Это не много, это тоже на пределе, но при выходе на высоту уже 50 метров, начинают подкидывать пузыри и скороподьёмность растёт уже в геометрической прогрессии. А выйдя на километр высоты и найдя там себе подходящий термик, можно выключать мотор и работать в потоке, как чистый планер. Я понятно объясняю?
И ещё тут задавался вопрос, почему у нашего с размахом 8,4 метра, качество оказалось такое-же, как и у харьковского с размахом в 9 метров? Для ответа на этот вопрос надо поставить рядом эти два мотопланера и сравнить их. И вот тут только можно будет найти массу , на первый взгляд незначительных, отличий. Наш Беркут более облизанный и оптимальный получился, всё-таки не зря столько лет пошло на его усовершенствование. Вот и натянули немного качества с меньшим крылом. А крыло мы сделали меньше, чтобы на посадке задом не летать, потому что на Смоленщине ветра дуют чуть сильнее, а машина-то тихоходная!
Не знаю, зачем я это пишу, но надеюсь, что умные люди кое-что из этого себе на вооружение возьмут. Мы имели опыт совместного пребывания в небе нашего Беркута и Бланика. Один под одним облаком висит и кружит - другой - рядом под другим. И со стороны смотрится так, что летают они наравне и парят одинаково. Почему это происходит, ведь качество Бланика вдвое выше нашего мотопланера? А всё дело в высоте парения и в скорости полёта. Бланик идёт на скорости 90 км\час и узкий поток не может обработать из-за большого радиуса виража. А плохонький Беркут на скорости 65 км/час не вываливается из потока и постоянно в наборе, когда Бланик только чиркает поток и снова из него вываливается. Вот и вся кухня! Но если поток будет достаточно широкий, то Бланик нашего сделает и говорить нечего. Но родителей не выбирают. Кому парить в небе орловщины, а кому и на смоленщине. Естественно качество парения сильно зависит от опытности лётчика, потому что потерять поток - как два пальца об асфальт! Но до сегодняшнего дня мы всегда возвращались на базу, кроме одного случая зимой, когда наш товарищ заблудился. Но и тогда назавтра мы вернулись на аэродром своим ходом. Потому что сели в снег на вынужденную. Потом нашли подходящую тропинку и с неё сами взлетели. Самолёт бы там не смог никакой, чтобы утащить планер на базу. Так что иногда довольно хорошо летать на мотопланере и ни от кого не зависеть! И пожалуйста, прекратите свой ср..чь на ветке, противно читать. Кстати посмотрите, как эта ветка называется и не суйте сюда больше вещи, не относящиеся к теме. Как например этот рисунок великого конструктора из подворотни, с английским названием. Здесь Россия и говорите пожалуйста по-русски, чтобы вас понимали.
 
Опишите пожалуйста порядок ввода в строй учлета применительно к юмпш.прям по пунктам.
очень Интересно какими этапами проходит обучение и допуск к самостоятельному полету.
если не сложно то прям по упражнениям,отрабатываемым элементам и тп…
ато 500/страниц а никакого опыта из них не перенять..
 
Мы с вами не в равных условиях. Я с открытым забралом и вы знаете кто я и где я. А я знаю про вас, что вы какой то випер, и всё.! Сбрасывайте маску, давайте знакомиться. Или читайте Остапа Бендера: " Может быть вам ещё и ключи от квартиры, где деньги лежат?"
 
...Вопрос же мой совершенно конкретный: При какой нагрузке на крыло летательный аппарат переходит в разряд мотопланеров?...
Ваш вопрос напрочь лешён смысла.
Нагрузка на несущую площадь планеров-парителей колеблется в районе ~10...60 кг/м²
У самолётов диапазон на порядок шире ~10...600 кг/м²
...потоки мощностью 3 м/с...
Единица измерения мощности - ватт.
М/с - это единица измерения скорости.
Нас, гуманитариев, без особого авиационного образования, так учили.
...с выключенным мотором при планировании вертикальная скорость снижения у нас 1,8 м/с, то есть при восходящем потоке 3м/с у нас получится на вариометре +1 м/с...
Это если лететь по прямой. В спирали с креном ~45° снижение в спокойном воздухе должно быть ближе к 3 м/с.
Теоретически.
...Мне довелось видеть на вариометре +6 м/с, пёрло вверх так, что уши закладывало...
При наборе высоты и понижении давления, воздух безпрепятственно покидает организм. Возможен некоторый дискомфорт, который лучше назвать "раскладывает" и что совсем безопасно для организма.
Ужи "закладывает" при резком снижении и желательна продувка евстахиевых труб. При насморке может что-нибудь полопаться. Физиология у людей такая.
...Мне довелось видеть на вариометре +6 м/с, пёрло вверх так, что уши закладывало. Один виток спирали мне давал превышение в 300 метров высоты. Необходимости снимать всё это при парении у нас не возникало, там работать надо, некогда с камерой выделываться. Поэтому таких видео мы вам не предоставим...
Давайте считать.
Получается время одной спирали 50 секунд.
При крейсерской скорости Вашего "мотопланера" 65 км/ч, диаметр ядра восходящего потока ~287,3 м, в котором скорость восходящего воздуха ~8 м/с (показания Вашего вариометра плюс минимальная скорость снижения аппарата в спокойном воздухе). Диаметр всего потока наверное с километр? Это в средней полосе россии? На равнине? Искренне рад, что Вы живой и здоровый после этой грозы.
Центростремительное ускорение в такой "спирали" ~0,231g.
Полёт в восходящей спирали проходил с креном ~13°.
...при выходе на высоту уже 50 метров, начинают подкидывать пузыри и скороподьёмность растёт уже в геометрической прогрессии...
Не уверен, стоит ли здесь описывать на что похожа "скороподъёмность в геометрической прогрессии"? 🤐
...у нашего с размахом 8,4 метра, качество оказалось такое-же, как и у харьковского с размахом в 9 метров...
...А крыло мы сделали меньше, чтобы на посадке задом не летать, потому что на Смоленщине ветра дуют чуть сильнее...
По данным карты ветров, среднегодовая скорость ветра в Харькове 4 м/с. Летом снижается до 3,3 м/с.
Смоленские показатели 2,5 и 2 м/с соответственно.
...Мы имели опыт совместного пребывания в небе нашего Беркута и Бланика...
...со стороны смотрится так, что летают они наравне и парят одинаково...
В планеризме технику оценивают по средней скорости прохождения маршрута.
Сравнение Беркута и Бланика невозможно, по пречине неспособности одного из летательных аппаратов совершить безмоторный полёт по маршруту, с набором высоты более чем в одном единственном, пойманным на моторе, восходящем потоке.
Наверное в этом и есть разделение на планёры и самолёты.
...видео мы вам не предоставим. А если бы и предоставили - разве это вас бы успокоило и вы бы признали свою ошибку? Да ни за что на свете!...
Вообще-то я спокоен. Зайдя в Вашу тему, начал с хвальбы аппарата. И до сих пор не озвучил ничего плохого про Ваш самолёт. Просто у Вас, как и у многих созидателей, слишком ревностное отношение к своим полелкам.
У "нищебродов-парапланеристов" почти у каждого на шлеме если не гоупрошка, то дешёвенький видеорегистратор. Ни в каких ядрёных восходящих потоках сей девайс работать не мешает.
Ну или смартфон в кармане сам по себе способен записывать треки. Меня бы это вполне устроило. Люблю разбирать чужие треки.
Так же меня интересуют "сухие" цифры, без эмоций.
Хотя, Ваш ответ уже знаю.
 
Валера, я вкрутился в темик в оренбургской степи 4м/сек на Птенце, который мотопланером,отнюдь, не является.
Мотор R582 был на 4000 об/мин, когда Птенец устойчиво снижается 2м/сек, т.е. меня пёрла вверх "нечистая" сила с вертикальной 2м/сек.
"Выпарил" с 200м до 700 центрируя поток по вариометру, мог бы и дальше набирать, но вблизи был аэродром с Ил76 и они могли не понять, откуда вылез партизан без р/связи...
 
Наш "свободник" наговорил кучу глупостей, но так и не ответил на главный вопрос: по каким критериям он разделяет классы аппаратов и в каком случае аппарат можно считать мотопланером?
Про 6 м/с я говорил без мотора. С мотором было бы побольше. И при парении на виражах мы никогда не держим угол крена 45 градусов. Это всё равно, что у самого себя деньги воровать. Но я смотрю, что товарищ "свободник" у нас самый великий планерист, а все остальные - так себе, погулять вышли. Ну пусть потешит своё самолюбие, теперь это главное.
Ну а про мощность потока в ватах - тут уже и говорить не о чем. Грамотный товарищ. Наверно тоже в гугле подсмотрел?
Карта ветров - это здорово! Но летать приходится не по карте, а по воздуху. И далеко не каждый может справиться с разбушевавшейся атмосферой. То есть товарисчь так и не понял, почему у нас с меньшим размахом качество получилось, как у девятиметрового Коршуна. Какой-то капризный мне собеседник попался. Ничему не верит, обвиняет во лжи. А на простой вопрос ответить ни хрена не может. Беда...
 
И ещё интересно. Из чего это получается, что время одной спирали 50 секунд? А уши закладывает при любом перепаде давления. Ну хватит. Надоело. Время всё расставит на свои места .
 
Да ладно заливать то . (смех)
Знакомый, мастер спорта по планерам, учился на пилота цесны. В одном из упражнений выключался двигатель и совершался безмоторный полёт с заходом и посадкой. Ну вот, двигатель выключен, летят и случайно влетают в поток. Планерист не смог пропустить его, всё на автомате. Инструктор в ахуе, у него как бы не штатная ситуация, а курсант, разгильдяй, не вникся в сложность и опасность упражнения и начинает спокойно в потоке набирать высоту. И это на цесне. А вы не верите.
 
Знакомый, мастер спорта по планерам, учился на пилота цесны. В одном из упражнений выключался двигатель и совершался безмоторный полёт с заходом и посадкой. Ну вот, двигатель выключен, летят и случайно влетают в поток. Планерист не смог пропустить его, всё на автомате. Инструктор в ахуе, у него как бы не штатная ситуация, а курсант, разгильдяй, не вникся в сложность и опасность упражнения и начинает спокойно в потоке набирать высоту. И это на цесне. А вы не верите.
Ну как тут на халяву не полетать лишних несколько минут ))) Кайф словить ))) Пилот Чуда на Гудзоне тоже был планеристом и сразу врубился, что высоты не хватит для возвращения в аэропорт и начал искать место для посадки.
 
Наш "свободник" наговорил кучу глупостей, но так и не ответил на главный вопрос: по каким критериям он разделяет классы аппаратов и в каком случае аппарат можно считать мотопланером?...
...капризный мне собеседник попался...
...А на простой вопрос ответить ни хрена не может. Беда...
...совершить безмоторный полёт по маршруту, с набором высоты более чем в одном единственном, пойманным на моторе, восходящем потоке.
Наверное в этом и есть разделение на планёры и самолёты...
Капризный мне писатель попался. Совсем не читатель.
...при парении на виражах мы никогда не держим угол крена 45 градусов. Это всё равно, что у самого себя деньги воровать...
Для планёра крен 45° - привычное положение.
...Карта ветров - это здорово! Но летать приходится не по карте, а по воздуху......Ничему не верит, обвиняет во лжи...
Карту ветров и прочие метеорологические статистические данные, собирают люди занимающиеся этим профессионально.
Вы заявили. Я проверил у профессионалов. Показания не сошлись. Выводы делайте сами.
Из чего это получается, что время одной спирали 50 секунд?
...Мне довелось видеть на вариометре +6 м/с, пёрло вверх так, что уши закладывало. Один виток спирали мне давал превышение в 300 метров высоты...
300:6=50
 
[QUOTE="свободник, post: 2166019, member: ]

Для планёра крен 45° - привычное положение.
[/QUOTE]
45 градусов- это угол крена на котором выполняется экономическая спираль. Т.е спираль наименьшей потерей высоты за один виток.
 
Если поток широкий, то зачем 45, как правило до 30 хватает. Редко видел чтобы прям под 45 и более, хотя в наших краях, говорят, потоки узкие.
 
Если поток широкий, то зачем 45, как правило до 30 хватает. Редко видел чтобы прям под 45 и более, хотя в наших краях, говорят, потоки узкие.
Речь шла о 45 градусах в экономической спирали. В восходящем потоке планер выполняет наивыгоднешиее спирали. Это совсем другой режим полета.
 
Про 45 градусов. Наверно, всё-таки, какой угол крена держать в спирали - это определяется ТТХ самого летательного аппарата, на котором вы летите, а не является неприменной догмой? На каждом аппарате приходится летать так, как он это вам позволяет. И то, что для одного аппарата является преимуществом - для другого может стать недостатком!
Мотопланер же отличается от планера тем, что он самостоятельно способен набрать высоту и найдя себе термик, выключить мотор и парить, как планер. Сколько парить - это как повезёт с потоком и насколько лётчик умён. Можно и на чистом планере не суметь обработать поток и вывалиться из него уже через пару минут. Ну а судя по времени, которое нам удавалось выпарить на мотопланере без мотора, мы и делаем вывод, что это не самолёт, а мотопланер.
Что касается нашего "свободника", то он слишком молод и нагл, раз он даже не знает тех людей, которые в Комсомольске поднимали дело лёгкой авиации. И пусть назовёт свою фамилию, если то, о чём он так спорит тут, для него принципиально. А я через своих людей узнаю, кто он такой и какова ему цена. А то так много разговоров ни о чём.
 
Ну и про математику. За 50 секунд полёта на скорости 65 км/час наш мотопланер пролетит порядка 1000 метров окружности, у которой диаметр получается 1000 : 3,14 = менее 300 метров. Откуда взялся поток диаметром километр? А в тот день я взлетел с военного аэродрома Северный в Смоленске и оказался над территорией завода, которая представляет собой чёрное пятно асфальта крыш и дорог завода, так что неудивительно, откуда взялся такой мощный поток. Я же говорил о том, что и такие скороподъёмности на нашем планере возможны, а не о том, что так у нас бывает всегда. Но язык без костей и наш "свободник" может бросаться какашками сколько хочет. Истина от этого не меняется. А ширина горячего потока над заводом как раз оказалась размером с этот завод. Так и должно быть.
 
Ну расскажу тогда ещё одну историю, раз так интересно. В годы, когда уже СССР ломали так, что аж трещало, на нашем аэродроме Северный стали проводить праздники в честь юбилея полка с приглашением разной авиации для воздушной показухи. В один из таких праздников открытие решили начать со сверхлёгкой авиации. Было не лето, было довольно прохладно, хоть снега уже не было, но и листвы на деревьях тоже. На аэродроме собралась масса зевак и простого народа с детьми и все рулёжки были заняты народом. На мой показательный полёт мне выделили минуты три, не больше. В воздухе нас должны были сменить Яки из аэроклуба, которые уже были на подходе. Я поднялся на Коршуне и сделал круг над аэродромом, над рулёжками. Высоты было не больше 300 метров. И когда я пролетал над толпой, я почувствовал, как меня стало тащить вверх. Над толпой людей стоял устойчивый термик длинной ровно в эту толпу. Я понял, что у меня появился шанс продемонстрировать людям парящие свойства нашего мотопланера и на свой страх и риск выключил мотор. В высоту меня не тянуло, но в горизонте держало чётко! И тогда я стал проходить над толпой туда и обратно, а высота не падала. Время своё я превысил и вскоре услышал как с земли в мегафон грозное начальство кричит мне, чтобы я быстренько убирался из зоны полётов, так как мешаю ДОСААФОВцам. Ну главное я успел показать и совершил посадку с планирования на грунт прямо перед трибуной, на которой стояли наши генералы и всё руководство. Наши хотели надавать мне по шапке за нарушение дисциплины, но самый главный генерал настолько был потрясён этим безмоторным полётом и посадкой с планирования, что он сбежал к самолёту и долго тряс мне руку в самых сладостных пожеланиях. Видя эту картину наши начальники немного поостыли и дабы показать свою с ним солидарность, пообещали мне за этот полёт бочку масла МС-20, что тогда было весьма кстати. Теперь таких праздников уже не происходит, да и аэродрома вобщем-то официально уже нет. Ну а "свободнику" я подбрасываю повод для очередного..., так как назвал мотопланер самолётом. Ну, как хочу, так и называю, как мне удобнее.
 
Назад
Вверх