Тема интересная, а что-то "заплыла" off top'ом. А вот подбросим конкретики.
Итак, были сделаны два тестовых полёта с двумя положениями моторамы. Первое, в соответствии с рекомендациями Grig'а, с наклоном вектора тяги на 5-6 град вверх по полёту. Второе, с наклоном вниз на те же 5-6 град. Указаны углы на земле, естественно.
Полётные данные сохранялись в логгер навигатора. Принцип сохранения виден на первом рисунке. Через каждые две секунды полёта на треке полёта создавалась метка, в которую записывались данные по скоростям и высоте.
Красная линия, это трек полёта с экспериментальным наклоном вектора тяги вверх - трек называется "experimental".
Жёлтый трек, это обычное положение моторамы - "casual".
Немного об аппарате. Вес телеги без крыла, с 15-ю литрами бензина - 190 кг. Крыло "Стрим". Двигатель - Сузуки G-10. Винт Киевпроп. Полный взлётный вес пилота с предполётным завтраком и шерстяными носками - 120 кг (хороший человек 🙂)
Оба трека полёта представлены на втором рисунке.
Для анализа данных треков был выбран горизонтальный участок полёта, часть которого проходила по ветру, часть против (Зелёная зона на втором рисунке).
Принцип выполнения обеих полётов: удержание аппарата в горизонтальном полёте на одной высоте, с одинаковым и по возможности постоянным числом оборотов крейсерского хода. Время между полётами - 13 мин. Оно понадобилось на изменение наклона моторамы.
Данные треков из зелёной зоны на втором рисунке были перегружены из навигатора в компьютер и представлены в виде презентации Power Point. Это третий рисунок. Все пояснения в тексте презентации.
По смыслу красного и жёлтого графиков презентации видно, что между приборными скоростями полётов имеется некоторая корреляция, обусловленная, видимо, влиянием рельефа. И нигде не видно сколько-нибудь значительного преобладания одной величины над другой.
Вычисления средних величин (в Exsel) дали следующее.
Experimental Air Speed - 82.3 км/час.
Casual Air Speed - 83.1 км/час.
Изучение треков в районе взлёта не выявило преимуществ experimental. Разбег примерно одинаковый, скороподъёмность тоже.
Вот как-то так. Сомневающимся и любомудрам могу предоставить исходники. 🙂