I
Ilbus
При демпфировании купольность должна увеличиваться на том полукрыле, на котором подъемная сила БОЛЬШЕ, то есть на том, которое идет ВВЕРХ, препятствуя развитию крена, а не усиливая его!
Так почему в кирдыке происходит ровно наоборот?
Потому что кирдык это одна из затянувшихся фаз очень динамического процесса захода-выхода в вираж. Если рассматривать все силы и воздействия то их сумма заставляет изменять положение или препятствовать его измненению. В одмом только установимшемся вираже, да пусть даже в координированном я насщитал минимум семь воздйствий на килевую....но я слишком забегаю вперёд.
Сам выход на вираж, начиная с прямолонейного полёта в зависимости от апарата имеет минимум десять выраженных фаз. Очень грубо и на скорую руку.
1. Управляеущий импульс пилота
2. начало углового разгона проворота крыла вдоль продольной оси
3. уравновешывание крутящих моментов вызванных пилотом и демфированем крыла. В этой фазе подьёмная сила на кренящемся крыле больше чем на поднимающемся
4. заход в крен с постоянной угловой скоростью. т.к сумма моментов вокруг продольного направления опять нулевая
5. противополжный импульс пилота, что бы остановить увеличение крена
6. уравновешывание разницы крутящих моментов, прекращение вращения вокруг продольной оси
7. если ещё не произошло - развитие скольжения в сторону кренящегося крыла
8. смещение угла встречног ветра на крыло в стороу скольжения создаёт дополнительную подьемную силу прекращающие увеличение крена и помогающее пилоту в пукте 5.
9. также увеличенное сопротивление на этом кренящемся крыле начинает заворачивать нос крыла вокруг вертикальной оси в сторону крена.
10.моменты как минимум вокруг двух осей апарата уравновешиваются и дельталёт стоит в стабильной спирали, для расслабленного подьёма в термике.
...очень грубо Сан описал я. Извени, приходится оставаться поверхносным, я уже целую цепочку всей динамики прописал и прорисовываю, но выходит очень неразборчиво и поэтому ещё не публикую. Может до меня мдп-шник это сделает, может кто другой.
Я сейчас очень загружен, да и не высыпаюсь. Никак не доходят руки хорошо прорисовать фазы с укозанием сил и других векторов. Я сейчас много сижу над статикой каркасса крыла и проверяю его деформации, чтобы увидеть где ты, Сан, можешь быть прав насчёт возникновения АССИМЕТРИИ купольности, как причину крена в одной из фаз маневрирования, главное хочу дойти до оценки изменения сил, но пока ничего из того что я просчитал и увидел не говорит в пользу этой теории.
А пока что я всё ещё при том, что кирдык - это аэродинамически хорошо описываемая ситуация, где одна из фаз маневрирования, которые пилот выработал до уровня моторики езды на велосипеде слишком затягивается...это как на велике передним колесом в повороте на лёд выехать - фаза сваливания затягивается, т.к не возникает другого процесса ей противостоящей. Пилот, если не готов к такому, просто не понимает пару секунд что проишодит - моторика проработала, а глаз другое видит.
Выложу один русунок, относящейся к фазам 1 и 2 вышеописанного. Но опятьже - всё сырое. Нет времени это так проработать как хотелось бы. По мере времени может дойду.