Вопрос по компоновке

A

alsmat

Один вопрос не дает покоя. А именно как лучше разместить пилотов в 2-х местном самолете, друг за другом вдоль кабины или все-таки рядом поперек?
Знатоки подскажите, чисто практические преимущества и недостатки обоих вариантов и как они могут повлиять на силовые свойства фюзеляжа в районе расположения креплений консолей при верхнепланной схеме.
 
И  то  и  другое  расположение  имеет  свои  преимущества  и  недостатки.  Как  пилот  скажу,  что  в  легкой  авиации  и  скоростях  до  200  км/ч  рядная  посадка  пилотов предпочтительней,  особенно  в  учебном  варианте, и   если  двигатель  спереди ,  если  сзади  то  неизбежно  15-  20  процентное  повышение  мощности   движка  из- за  аэродинамических  потерь.  Тандемное  расположение  пилотов    снижает  аэродинамическое  сопротивление  ,  но  тут  уже  требуется  грамотное  расположение  агрегатов  с  учетом  центровки.  Также   один  из  пилотов  ,  где  место  является не основным  в  одиночном  полете   следует  расположить  в  в  центре  тяжести  самолета.   Кстати  есть  ещё  одно  преимущество  тандема,  курсанты  как то  лучше  схватывают    пилотирование,  возможно  потому  ,  что  инструктор  изначально  мало  виден.   Что  касается  второго  вопроса  это  к  нашим  прочнистам  и  конструкторам.
 
И  то  и  другое  расположение  имеет  свои  преимущества  и  недостатки.  Как  пилот  скажу,  что  в  легкой  авиации  и  скоростях  до  200  км/ч  рядная  посадка  пилотов предпочтительней,  особенно  в  учебном  варианте, и   если  двигатель  спереди

Спасибо за разъяснение.
Обучение не предполагается.
Значит при переднем расположении двигателя, рядная посадка предпочтительней, и не понесет за собой особых аэродинамических потерь?
 
Ну , сами  посудите  мидель    почти  в  два  раза  меньше.  Я  в  прошлом  году  летал  на  маленьком  самолете  Д-28  так  вот  там  тандемное  расположение  .  К  недостаткам  этой  схемы  ещё  отнесу  ,  если  это  кабина  с  верхним  расположением  крыла  и  то  ,  что  обзор  сверху  минимален  и  не  планируйте  засунуть  педали  инструктора  по  бокам  сиденья  переднего  пилота  ,  очень  неудобно  я  вам  скажу.  Если  конструируете  самолет  вновь,  то  приподнять  заднее  сиденье  тоже  не  помешало    бы  ,  т.к.  обзор  за  головой  впереди  сидящего  это    не  маловажно.
 
Конечно при тандемном расположении мидель меньше.
В компановке "рядом" удобнее общаться с пассажиром. Мне кажется это единственное преимущество данной компановки.
Преимущества "тандемной" компановки:
- меньший мидель;
- лучше обзор "справа";
- возможность полноценно использовать силовую установку с толкающим винтом;
Для полётов в "одно лицо" думаю, удобнее в тандемной кабине.
   
 
Конечно при тандемном расположении мидель меньше.
В компановке "рядом" удобнее общаться с пассажиром. Мне кажется это единственное преимущество данной компановки.
Преимущества "тандемной" компановки:
- меньший мидель;
- лучше обзор "справа";
- возможность полноценно использовать силовую установку с толкающим винтом;
Для полётов в "одно лицо" думаю, удобнее в тандемной кабине.
   
 

Но тогда необходимо два комплекта приборов. Т.к. при тандемной схеме,  летать в одно лицо можно толь на заднем месте. Или я неправ?
И что-то меня совсем сбили с толку, теперь я еще больше не понимаю, какой вариант предпотчительней.
 
Делайте тандемную компоновку. Двигатель лучше впишется и переход в хвостовое оперение без больших углов будет.
 
Делайте тандемную компоновку. Двигатель лучше впишется и переход в хвостовое оперение без больших углов будет. 

А мне как раз и нужна задранная хвостовая балка типа как на CH-701.
Смогу ли я обеспечить такой угол, при тандемной схеме?
 
Да какой захотите, такой и обеспечите. Я то имел в виду плановую проекцию. Только зачем задирать хвост? Обоснуйте.
 
Конечно при тандемном расположении мидель меньше.
В компановке "рядом" удобнее общаться с пассажиром. Мне кажется это единственное преимущество данной компановки.
Преимущества "тандемной" компановки:
- меньший мидель;
- лучше обзор "справа";
- возможность полноценно использовать силовую установку с толкающим винтом;
Для полётов в "одно лицо" думаю, удобнее в тандемной кабине.
   
 

Но тогда необходимо два комплекта приборов. Т.к. при тандемной схеме,  летать в одно лицо можно толь на заднем месте. Или я неправ?
И что-то меня совсем сбили с толку, теперь я еще больше не понимаю, какой вариант предпотчительней.
Это ж Вы сами выбирайте. Однозначно Вам никто не ответит. Плюсы-минусы сказали, выбор за конструктором.
 
А если обучение не предполагается, а пассажирка не лётчик - то и второго комплекта приборов ей не нужно.

А самому как приглядываться с заднего места? Или просто сделать место пилота всегда задним? Но это мне не очень нравится.
 
Да какой захотите, такой и обеспечите. Я то имел в виду плановую проекцию. Только зачем задирать хвост? Обоснуйте.

Хвост надо задрать на уровень крыла, чтобы не повреждать на неровных площадках. Шасси однозначно 3-х опорное с передним рулевым колесом.
 
Посадите тогда пилотов немного по диагонали. Как в рядной посадке, только правый сдвинут немного назад, миллиметров на 250. Тогда и мидель можно заужать, и голова ничья не мешает и одного комплекта авионики хватит.  🙂
И плечи друг друга не упираются. Не знаю как вас, а меня этот момент очень раздражает.
 
Не надо задирать хвост на уровень крыла. Достаточно, чтобы на посадочном угле атаки зазор между нижней точкой хвоста и землёй был не меньше 200мм.
 
Не надо задирать хвост на уровень крыла. Достаточно, чтобы на посадочном угле атаки зазор между нижней точкой хвоста и землёй был не меньше 200мм. 

На СН-701 более метра, мне это как то больше по душе.
А чем такой вариант плох?
 
Посадите тогда пилотов немного по диагонали. Как в рядной посадке, только правый сдвинут немного назад, миллиметров на 250. Тогда и мидель можно заужать, и голова ничья не мешает и одного комплекта авионики хватит.  🙂
И плечи друг друга не упираются. Не знаю как вас, а меня этот момент очень раздражает.

Добрый день Дмитрий.
Предложенный вариант, я тоже продумывал.
Но мне кажется это как-то не туда не сюда.
Мидель сильно не заузишь, и кабину не укоротишь, получается какой-то, полуторный вариант. Кстати сказать идея не нова, но почему-то не получила широкого применения.
При рядном варианте можно сделать одну ручку на двоих, а в одиночку садится по середине. При рядной посадке меньше проблем с центровкой.
Ну а увеличенную ширину можно компенсировать высотой.
Также увеличивается база шасси, при той-же длине стоек.
Мне все-же кажется что рядная посадка имеет больше преимуществ чем тандемная.
 
У СН-701 ничего хвост не задран. С учётом посадочного угла.
 

Вложения

  • SN-701.jpg
    SN-701.jpg
    82,2 КБ · Просмотры: 113
Назад
Вверх