Нужен совет по дельталету

aleksander mihalovich

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г.Канск
Уважаемые дельталетчики, у меня дельталет с крылом Небо-18, вчера пилотировал свой дельталет , первый вылет совершил один, второй взял пассажира, вес его небольшой, порядка 60 кг, никаких проблем с управлением я не заметил, ни по крену, ни по тангажу, взлет и посадка прошла нормально. Следующий вылет совершал мой приятель Сергей, он по весу больше меня, но и он ничего не заметил необычного в пилотировании аппаратом. Затем с Сергеем полетел пассажиром человек, вес которого около 95кг. Вот тут то и начались проблемы , сразу после взлета и перевод аппарата в горизонтальный полет, убрав немного газа, со слов Сергея, аппарат стал опускать нос и переходить в пикирование, Сергей опытный летчик-истребитель 1-го класса, в неопытности и незнании азов аэродинамики его упрекнуть невозможно! Он летает не только на МИГ-31БМ, но и на парапланах, дельталетах и автожирах, имеет опыт. Так вот только благодаря его опыту и выдержки им удалось дотянуть до полосы. Пикирование возникало раз семь за все время полета, с большим усилием он отдавал ручку от себя и давая полные обороты двигателю.....выводил его из опасного состояния полета. Хочу сказать, что при полетах в одного человека подобных ситуаций не возникало! Я обращался за советами к своим ребятам дельталетчикам, хочу услышать мнение вас уважаемые форумчане, Что это было?
 

Vicar

Я люблю строить мотодельтаплан
Откуда
Курган
Приветствую! Летаю на тяжелой дельте, двиг. Сузука-15, крыло Стимул -19.Обычно с тяжелыми пассажирами ручка уходит несколько вперед. В пике не уходит, хоть тащи в четыре руки. Чтобы помочь Вам разобраться в ситуации ответьте на такие вопросы:

какой двигатель
соответственно- тяжелая или легкая телега
где бак с топливом и его количество перед полетами
передняя или задняя центровка (расположение кубика)
куда направлен вектор тяги винта
насколько изношено крыло
Как летит телега, горизонтально или с задиром носа
соответственно,на сколько переднее колесо выше задних при вывеске на земле
погодные условия
раньше, при полетах с тяжелым пассажиром возникала ли такая ситуация
ваш опыт полетов на дельте
 
Случай интересный и может оказаться довольно сложным для понимания. Здесь важны любые тонкости и детали. Поэтому, описание ситуации надо бы уточнить. "... сразу после взлета и перевод аппарата в горизонтальный полет, убрав немного газа,..." Так говорит, якобы, пилот Сергей. Сразу после взлета аппарат не переводится в горизонтальный полет. Аппарат переходит в набор высоты, при этом двигатель продолжает работать на взлетном режиме. А вот ручка управления в зависимости от настроек и энерговооруженности ЛА и техники, а точнее даже от стиля пилотирования конкретного пилота, может находиться:
1. в около балансировочном положении;
2. в подтянутом (взятом на себя)
3. в отданном от себя
После окончания набора высоты (в течении которого все было нормально?) Сергей перевел аппарат в гор. полет, для чего "убрал немного газа" И все? Он только газ убрал, и только немного? Ручка управления никуда не переместилась? Она осталась в том же положении, в котором была при наборе высоты?
И еще. ".... со слов Сергея, аппарат стал опускать нос и переходить в пикирование, ..." Это когда самолет можно говорить об аппарате в целом. А в дельталете крыло и телега по тангажу и крену могут вести себя самостоятельно. При некоторых режимах полета крыло опускает нос. Именно крыло, а не ЛА в целом! Телега (с пилотом) еще остается в прежнем положении. Поэтому ручка управления идет к пилоту. Пусть Сергей вспомнит подробнейшим образом все это: весь ЛА повернулся вокруг поперечной оси в сторону пикирования, а ручка сохранила свое положение, или сначала ручка энергично и значительно подалась на него и потом ЛА вошел в пикирование?
 

aleksander mihalovich

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г.Канск
Приветствую! Летаю на тяжелой дельте, двиг. Сузука-15, крыло Стимул -19.Обычно с тяжелыми пассажирами ручка уходит несколько вперед. В пике не уходит, хоть тащи в четыре руки. Чтобы помочь Вам разобраться в ситуации ответьте на такие вопросы:

какой двигатель
соответственно- тяжелая или легкая телега
где бак с топливом и его количество перед полетами
передняя или задняя центровка (расположение кубика)
куда направлен вектор тяги винта
насколько изношено крыло
Как летит телега, горизонтально или с задиром носа
соответственно,на сколько переднее колесо выше задних при вывеске на земле
погодные условия
раньше, при полетах с тяжелым пассажиром возникала ли такая ситуация
ваш опыт полетов на дельте
Телега тяжелая, двигатель автоконверсия Хонда Д15 В, бак с топливом под сиденьем пассажира....перед вылетом 15л. вектор тяги винта горизонтально, кубик на стоит на крайнем переднем отверстии, т.е до конца сдвинута на зад регулировочный чулок на килевой трубе, при вывеске телеги переднее колесо, с пассажиром и пилотом, не превышала 100 мм, крыло явно не новое, какой налет не известен.....с этим крылом с пассажирами летал впервые, раньше было Стрейнджер-1, проблем не было...летаю с 2004 г Кстати вот фото крыла и телеги

20181209_085636A.jpg
 

aleksander mihalovich

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г.Канск
Случай интересный и может оказаться довольно сложным для понимания. Здесь важны любые тонкости и детали. Поэтому, описание ситуации надо бы уточнить. "... сразу после взлета и перевод аппарата в горизонтальный полет, убрав немного газа,..." Так говорит, якобы, пилот Сергей. Сразу после взлета аппарат не переводится в горизонтальный полет. Аппарат переходит в набор высоты, при этом двигатель продолжает работать на взлетном режиме. А вот ручка управления в зависимости от настроек и энерговооруженности ЛА и техники, а точнее даже от стиля пилотирования конкретного пилота, может находиться:
1. в около балансировочном положении;
2. в подтянутом (взятом на себя)
3. в отданном от себя
После окончания набора высоты (в течении которого все было нормально?) Сергей перевел аппарат в гор. полет, для чего "убрал немного газа" И все? Он только газ убрал, и только немного? Ручка управления никуда не переместилась? Она осталась в том же положении, в котором была при наборе высоты?
И еще. ".... со слов Сергея, аппарат стал опускать нос и переходить в пикирование, ..." Это когда самолет можно говорить об аппарате в целом. А в дельталете крыло и телега по тангажу и крену могут вести себя самостоятельно. При некоторых режимах полета крыло опускает нос. Именно крыло, а не ЛА в целом! Телега (с пилотом) еще остается в прежнем положении. Поэтому ручка управления идет к пилоту. Пусть Сергей вспомнит подробнейшим образом все это: весь ЛА повернулся вокруг поперечной оси в сторону пикирования, а ручка сохранила свое положение, или сначала ручка энергично и значительно подалась на него и потом ЛА вошел в пикирование?
Сейчас Сергей придет ко мне в гости, и изложит все подробно Вам...
 
Какая балансировочная скорость? Как она меняется при увеличении нагрузки? Сколько с одним пилотом, сколько с двумя? Как меняется положение трапеции при увеличении нагрузки?
Сколько весит телега Ваша??
 
Последнее редактирование:

aleksander mihalovich

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г.Канск
Случай интересный и может оказаться довольно сложным для понимания. Здесь важны любые тонкости и детали. Поэтому, описание ситуации надо бы уточнить. "... сразу после взлета и перевод аппарата в горизонтальный полет, убрав немного газа,..." Так говорит, якобы, пилот Сергей. Сразу после взлета аппарат не переводится в горизонтальный полет. Аппарат переходит в набор высоты, при этом двигатель продолжает работать на взлетном режиме. А вот ручка управления в зависимости от настроек и энерговооруженности ЛА и техники, а точнее даже от стиля пилотирования конкретного пилота, может находиться:
1. в около балансировочном положении;
2. в подтянутом (взятом на себя)
3. в отданном от себя
После окончания набора высоты (в течении которого все было нормально?) Сергей перевел аппарат в гор. полет, для чего "убрал немного газа" И все? Он только газ убрал, и только немного? Ручка управления никуда не переместилась? Она осталась в том же положении, в котором была при наборе высоты?
И еще. ".... со слов Сергея, аппарат стал опускать нос и переходить в пикирование, ..." Это когда самолет можно говорить об аппарате в целом. А в дельталете крыло и телега по тангажу и крену могут вести себя самостоятельно. При некоторых режимах полета крыло опускает нос. Именно крыло, а не ЛА в целом! Телега (с пилотом) еще остается в прежнем положении. Поэтому ручка управления идет к пилоту. Пусть Сергей вспомнит подробнейшим образом все это: весь ЛА повернулся вокруг поперечной оси в сторону пикирования, а ручка сохранила свое положение, или сначала ручка энергично и значительно подалась на него и потом ЛА вошел в пикирование?
[/QUOTМомент по крылу был пикирующий, и потому на 5-7 сек ощущался давящий момент на грифе управления на пилота.....с добавлением оборотов и отдавая гриф от себя он выходил из этого состояния полета
 

vovan.sloboda

Я люблю строить самолеты!
Откуда
россия
ДВИЖОК бы полегче. Дури в нем за глаза. А это на дельте .... Может я не прав. И еще не корректно сравнивать летчика первого класса на реактивной технике и пилота дельталета пришедшего из народа. У нас садились за ручку КВСы с Русланов 124, ИЛ 76. вертолетчики и ничего хорошего из этого не вышло. Приходили люди из народа с желанием научится летать и многие летают успешно. Ни чего личного. Уважаю таких людей как ваш товарищ. Но ему лучше сесть на самолетик. Крыло Небо 18 прекрасно на нем летает мои друзья.
 

aleksander mihalovich

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г.Канск
ДВИЖОК бы полегче. Дури в нем за глаза. А это на дельте .... Может я не прав. И еще не корректно сравнивать летчика первого класса на реактивной технике и пилота дельталета пришедшего из народа. У нас садились за ручку КВСы с Русланов 124, ИЛ 76. вертолетчики и ничего хорошего из этого не вышло. Приходили люди из народа с желанием научится летать и многие летают успешно. Ни чего личного. Уважаю таких людей как ваш товарищ. Но ему лучше сесть на самолетик. Крыло Небо 18 прекрасно на нем летает мои друзья.
Дело не в весе СУ, как я думаю, все таки все дело в передней центровки крыла, и то что кубик стоит на последнем отверстии, ничего не значит, был случай у моего товарища, у которого крыло Х 155 и движок Сузуки, но центровка все равно оставалась передняя, даже сместив кубик на последнее отверстие...ему пришлось просверлить новое отверстие для фиксации в крайне заднем положении на расстоянии 2 см и после этого...как он сказал...будто бабка отшептала..а ситуация была схожая с моей
 

aleksander mihalovich

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г.Канск
Какая балансировочная скорость? Как она меняется при увеличении нагрузки? Сколько с одним пилотом, сколько с двумя? Как меняется положение трапеции при увеличении нагрузки?
Сколько весит телега Ваша??
Балансировочная скорость 70 км в час по УС-350. С о мной летал как я сказал выше пассажир 60 кг весом...я сам немного больше его под 70, никаких изменений по управлению и скоростным режимам не заметил, А вот Сергей весом 78 кг и пассажир 95, какие ощущения он испытал трудно мне сказать..но то, что аппарат переходил в пикирование с завалом на крыло это я понял по его рассказу, спасала тяговоруженность аппарата. Вес телеги с заправленным баком 228 кг
 

iskander_sla

Я люблю строить самолеты!
А если просто . Увеличилась нагрузка на крыло , каркас прогнулся, изменились профили гибкого крыла и соответственно фокус последнего и центровка. . А последствия уже описаны.
Вот что это было .
 
А если просто . Увеличилась нагрузка на крыло , каркас прогнулся, изменились профили гибкого крыла и соответственно фокус последнего и центровка. . А последствия уже описаны.
Вот что это было .
Я тоже так думаю. Дельтаплан - это гибкое крыло. Поэтому, с увеличением на него нагрузки происходит изменение геометрии крыла и как следствие - изменение ЛТХ. Изменение, так называемой, "куполности" мягкой обшивки может влиять еще больше, чем деформация каркаса. А нагрузка на крыло увеличивается с увеличением веса ЛА. Узнать и описать одинаковых закономерностей для поведений гибких крыльев дело вряд ли возможное. В зависимости от первоначальной жесткости каркаса, поношенности и дряблости обшивки каждое из них будет вести себя по своему. На этом конкретном крыле с увеличением нагрузки геометрия меняется так, что приводит смещение центра давления назад. А при увеличении скорости ц.д. смещается вперед. Последнее два предложения - это всего лишь мое предположение!
 

Vicar

Я люблю строить мотодельтаплан
Откуда
Курган
Если крыло старое и вытянутое вполне возможно его перетянули по максимому, уменьшилась купольность и крутка, лопухи стали плоскими и стали играть роль элеронов, "отогнутых" вниз, а рычаг лопухов значительно больше носового, относительно точки подвеса., вот и пикирование. Сам прошел через подобный факт в молодости на самодельном Тайфуне из лавсана. Натягивал аж лебедкой, крыло гремело как барабан, но уже едва взлетало и стремилось все время вниз.После перенатяжки все вложенные конструктором параметры теряются . А летчик ваш молодец, прокачал ситуацию и использовал мощную тягу движка для выхода на горку аж 7 раз
 
  • Великолепно!
Reactions: DBS

Vicar

Я люблю строить мотодельтаплан
Откуда
Курган
Телегу можно исключить из ситуации, поскольку она хорошо себя показала на предыдущем крыле. А вот крылу нужна ревизия. Признаки старой ткани-ворсистость поверхности, мягкость и бесшумность при сборке-разборке, т.е. не "хрустит", обратить внимание-был ли ремонт обшивки и какого качества.
 

star33

Я люблю самолеты!
Летчики бывают смелые и бывают старые, желаю Вам быть старым летчиком. Крыло с хрен знает каким налетом и с непонятной историей, и Вы под него вешаете этот чугунолет..... Небо-18 прекрасное крыло, сам под ним летаю, дорого, но ставьте 582-й , да и 503-го ему за глаза будет, или другое крыло
 

aleksander mihalovich

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г.Канск
Я тоже так думаю. Дельтаплан - это гибкое крыло. Поэтому, с увеличением на него нагрузки происходит изменение геометрии крыла и как следствие - изменение ЛТХ. Изменение, так называемой, "куполности" мягкой обшивки может влиять еще больше, чем деформация каркаса. А нагрузка на крыло увеличивается с увеличением веса ЛА. Узнать и описать одинаковых закономерностей для поведений гибких крыльев дело вряд ли возможное. В зависимости от первоначальной жесткости каркаса, поношенности и дряблости обшивки каждое из них будет вести себя по своему. На этом конкретном крыле с увеличением нагрузки геометрия меняется так, что приводит смещение центра давления назад. А при увеличении скорости ц.д. смещается вперед. Последнее два предложения - это всего лишь мое предположение!
По поводу купольности...это фото сделано в тот же день. Кстати, брал у приятеля обшивку купол Небо-18, в прошлом году, одевал его на каркас, летал в одиночку, но перед этим ложил свой купол на его , идентичность полная! Для чего брал? Я тему создавал в прошлом году, по поводу того, что при посадке дельт сыпался..посадочная скорость была высокая и управляемость по тангажу была проблемной, с моим весом аппарат не выходил за рамки 350 кг...В июне в первых числах полетел я на своем куполе уже, решил сделать проход над полосой, сбросил газ до минимума, трапецию прибрал к себе, снижение где то 1,5 м в сек по варику, и тут я ловлю странный звук винта, а гриф стал давить на меня, скорость 70, я на газ и от себя, звук винта стал естественным дельт пошел с набором высоты....я все таки считаю, что в тот раз я сам спровоцировал аппарат на пикирование, И ДУМАЮ, ЧТО ВСЕ ДЕЛО В НЕПРАВИЛЬНОЙ ЦЕНТРОВКИ КРЫЛА! Так говорят мои приятели из Красноярска и не только они...По поводу перетяжки это зря....поперечина стоит на первом положении угол у вершины соответствует, троса натяжки поперечины не менялись, Пересверлю на 2 см крепление кубика подвески, и испытаем его ......ну не пропадает у меня чувство..при посадке, что если я приберу трапецию к себе сильнее и сброшу газ, то крыло войдет в пекирование!

20200201_055042A.jpg
 

alouette

Я люблю строить самолеты!
Влияние изменения нагрузки на крыло давно известно. С увеличением нагрузки, консоли подгибаются и крутка/купольность увеличиваются, в результате ЦД смещается вперёд. Появляется задняя центровка. Если происходит наоборот, да ешё и налёт крыла неизвестен, лучший способ крыло списать. Я так думаю.
 
Вверх