Полеты на совершенствование.
Это наверное единственное светлое пятно в моей летной жизни.
Была дискуссия, вот пилот за 3-4 года получает первый класс, а потом ещё 10 лет в среднем только подтверждает класс. Как этот процесс улучшить? Решили что надо разрешить пилотам и командованию самим планировать полётные задания и усложнения конечно. Я как услышал это дело, понял что это слабина. Надо будет рвать сколько можно, все равно запретят. Всего я слетал примерно 25 полетов, это целая программа. Какова основная идея? У истребителей пилотажная подготовка по сути является подготовкой к высокоманевренным воздушным боям, поэтому летать на сложный, высший пилотаж, на предельные режимы, пилотировать в диапазоне высот, скоростей и перегрузок можно и нужно. В ИБА такой цели нет, мы летали конечно на сложный пилотаж, но как то отстранённо. Поэтому я решил выполнить ряд фигур сложного и высшего пилотажа, на малой высоте под видом простого пилотажа слетать наклонную плоскость, мой любимый косой пилотаж.
Полет по маршруту на сверхзвуке.
Сделал расчеты, полетел. Эта была игра со смертью! В плановой таблице стоял значок маршрут, инженер не понял что полет в стратосфере и команды не дал. А там ставится штуковина, две трубки, чтобы работал ВКК, это скафандр. Я понимал что второй раз могут не дать. Ну включил кислород, следил, думаю если что нырну вниз, там секунд 30 будет, главное не заснуть. Можно убиться. Сам полет был обычный, набрал 11 000, форсаж, разгон 1,2-1,3 М и поехал на минимальном форсаже. ПМУ, все видно. И опять незадача, надо было конечно километров за 50 снизить скорость. Но я вышел на привод на сверхзвуке. Снизу неслабо хлопнуло. Техник был как именинник. РП сделал вздрючку. Это был подход к перехвату на сверхзвуке, но не случилось.
По пилотажу.
Виражи на форсаже и форсированные виражи. Это очень интересно, скорость 950, высота 1500, форсаж или максимал и пошли, перегрузка примерно 5, скорость или постоянная или падает. Самолёт начинает дрожать, трястись и так до эволютивной, это 400 км/в. Виражи на эволютивной и чуть пониже, осторожно.
В вертикальной плоскости горка 60 с малым остатком, косая петля, петля на максимале, два переворота подряд, надо тянуть смотреть за скоростью. Хэнди Роунд, я о нем говорил. Ну бочки восходящие, нисходящие, двойные, тройные, это несложно. Две, три петли подряд.
Комплексирование, несколько фигур без остановки как единое целое. Фигуры в горизонтальной и в вертикальной плоскости на разных высотах, скоростях и перегрузках. Побоялся выполнить вертикальную восьмёрку.
За основу взял старое методическое пособие по боевой подготовке истребительной авиации, 70-х, когда ещё Кожедуб был начальником боевой подготовки. И ещё что то, уже не все помню. Фигуры рассчитывал на программируемом калькуляторе, компьютеров ещё не было. Получив параметры по фигурам, можно было уточнить технику пилотирования. Понять как лететь.
Но все хорошее быстро кончается.
Приехала комиссия, началась страшная порка, да как Вы могли допустить такое бл... Какое нафиг совершенствование, мы его уже достигли! Поубиваетесь нафиг!!! Наиболее отличились два парня, я и мой товарищ, остальные как то полетали проще. Собрали комиссию, пришел я на разбор, взял кучу своих расчетов. Сидит в сторонке бывший наш замкомэска, теперь в училище, зам по моему. Но меня знает как облупленного, бомбер бывший . Ну давай Серёга, поясни как ты эту всю порнографию там крутил. Я взял эту кучу и вывалил на стол. Он говорит, о блин, ты кончай нафиг, диктуй параметры по точкам.
Ну для меня лично была ещё выволочка, другой зам, тоже бомбер поднял на совещании. Да как ты мог!!! по маршруту, да на сверхзвуке. Как ты мог!!! Ну я молчу, что тут скажешь. Несмотря на занудность, это был мужик отличный, на учениях поднял звено и пошли ниже берега реки в областной центр, поднялись уже над городом, обманули ПВО вчистую. Естественно это никогда не отрабатывалось. На перелете в двигателе лопнула камера сгорания. Как зарулили закрылок практически отвалился. И ничего, поменял борт и полетел. Это все знали, уважали, ну а порки, ничего переживём.
В целом эта программа была очень полезной. Мы усовершенствовали свою пилотажную подготовку. Это было трудно и интересно и никто не ошибся!
Хотя конечно ничего особенного, полеты как полеты.