Инструкторская жизнь, (методика летного обучения).

Мне кажется коллеги затронули очень важную тему, переавтоматизацию. Есть такое понятие у инструкторов, навоз. Это налет с курсантами который не слишком обогащает. В ГА и ВТА и раньше экипажем, работы было не очень много. Помню летели на АН-26, взлетели, набрали,весь экипаж в карты режется, чай пьет. Один штурманец, , кстати двухгодичник, фигачит аж линейка дымится. У него на пульте 3 кремальеры для доворотов, вот он один и рулил, до снижения. Переавтоматизация на моей памяти появилась в ИБА и ФА в середине 80-х, взлетел на 50 нажал кнопку и все сиди кури, дальше только за ближним на высоте 30-50 включился в работу. Самое неприятное что этот процесс ведёт к потере навыков и летным происшествиям в простых ситуациях. Примеров много. Тема эта никак не исследована, рекомендаций не сформировано, ничего не сделано. И получается что эти 10 000 пилот пролетел оператором, то есть сидел и наблюдал, но это уже не пилотирование. Я очень рад что всю свою небольшую карьеру учил курсантов и летал только в рукопашную.
 
Я очень рад что всю свою небольшую карьеру учил курсантов и летал только в рукопашную.
То же самое! В своё время удрал с ГА в армию, чтобы с Ан-2 на большую технику уйти. Летал на Ан-12 и Ил-22 (Ил-18Д-36). Понтов больше, а радости - меньше. Когда на дембеле в инструктора подался, опять на Ан-2 - ничего больше не надо было. Радость была. Ты самолёт летаешь, а не он тебя. И когда курсанта до госов доводишь, ощущение такое - будто ты его самостоятельно родил и воспитал. Как у скульптора - берёшь глыбу мрамора, отсекаешь всё ненужное и на выходе - свежий лётчик. Хорошая работа, жаль, списали рано...
 
Точнее я не любил работу инструктором, но работал добросовестно. А ручное пилотирование было кстати. Но в современной авиации было бы лучше. Сложилось как сложилось, чего уж теперь...
 
Дежурный летчик.
Кроме полетов в районе аэродрома, мимо летают самолёты по воздушным трассам и др. Если нет полетов, назначается дежурный летчик. Сидишь на КДП, ну пролетит пара бортов, вошёл в Вашу зону, ну разрешаю, выхожу из Вашей зоны, Вас понял. Спокойно, служба непыльная. Но иногда везёт и я тоже дождался. Ничего не предвещало, дреманул, сижу дальше. Тут звонок с КП вроде окружного, такая ситуация, по Вашей зоне сейчас пролетит....вертолетный полк!!! Мама дорогая, около 40 бортов, пилят медленно, маршрут похоже ломанный. Так везёт только избранным. И началось, слышно что там новичков половина, бодро рапортуют. Я всем сразу сказал, мол район свободен, летите куда хотите! Через несколько минут опять звонок, ты чего там, отвечай давай! И началось, сорок раз вошли в зону, сорок раз прочесали по своим ППМ, сорок раз чего то уточняли и наконец сорок раз вышли. Мама дорогая, разговорился от души.
 
Полеты на совершенствование.
Это наверное единственное светлое пятно в моей летной жизни.
Была дискуссия, вот пилот за 3-4 года получает первый класс, а потом ещё 10 лет в среднем только подтверждает класс. Как этот процесс улучшить? Решили что надо разрешить пилотам и командованию самим планировать полётные задания и усложнения конечно. Я как услышал это дело, понял что это слабина. Надо будет рвать сколько можно, все равно запретят. Всего я слетал примерно 25 полетов, это целая программа. Какова основная идея? У истребителей пилотажная подготовка по сути является подготовкой к высокоманевренным воздушным боям, поэтому летать на сложный, высший пилотаж, на предельные режимы, пилотировать в диапазоне высот, скоростей и перегрузок можно и нужно. В ИБА такой цели нет, мы летали конечно на сложный пилотаж, но как то отстранённо. Поэтому я решил выполнить ряд фигур сложного и высшего пилотажа, на малой высоте под видом простого пилотажа слетать наклонную плоскость, мой любимый косой пилотаж.
Полет по маршруту на сверхзвуке.
Сделал расчеты, полетел. Эта была игра со смертью! В плановой таблице стоял значок маршрут, инженер не понял что полет в стратосфере и команды не дал. А там ставится штуковина, две трубки, чтобы работал ВКК, это скафандр. Я понимал что второй раз могут не дать. Ну включил кислород, следил, думаю если что нырну вниз, там секунд 30 будет, главное не заснуть. Можно убиться. Сам полет был обычный, набрал 11 000, форсаж, разгон 1,2-1,3 М и поехал на минимальном форсаже. ПМУ, все видно. И опять незадача, надо было конечно километров за 50 снизить скорость. Но я вышел на привод на сверхзвуке. Снизу неслабо хлопнуло. Техник был как именинник. РП сделал вздрючку. Это был подход к перехвату на сверхзвуке, но не случилось.
По пилотажу.
Виражи на форсаже и форсированные виражи. Это очень интересно, скорость 950, высота 1500, форсаж или максимал и пошли, перегрузка примерно 5, скорость или постоянная или падает. Самолёт начинает дрожать, трястись и так до эволютивной, это 400 км/в. Виражи на эволютивной и чуть пониже, осторожно.
В вертикальной плоскости горка 60 с малым остатком, косая петля, петля на максимале, два переворота подряд, надо тянуть смотреть за скоростью. Хэнди Роунд, я о нем говорил. Ну бочки восходящие, нисходящие, двойные, тройные, это несложно. Две, три петли подряд.
Комплексирование, несколько фигур без остановки как единое целое. Фигуры в горизонтальной и в вертикальной плоскости на разных высотах, скоростях и перегрузках. Побоялся выполнить вертикальную восьмёрку.
За основу взял старое методическое пособие по боевой подготовке истребительной авиации, 70-х, когда ещё Кожедуб был начальником боевой подготовки. И ещё что то, уже не все помню. Фигуры рассчитывал на программируемом калькуляторе, компьютеров ещё не было. Получив параметры по фигурам, можно было уточнить технику пилотирования. Понять как лететь.
Но все хорошее быстро кончается.
Приехала комиссия, началась страшная порка, да как Вы могли допустить такое бл... Какое нафиг совершенствование, мы его уже достигли! Поубиваетесь нафиг!!! Наиболее отличились два парня, я и мой товарищ, остальные как то полетали проще. Собрали комиссию, пришел я на разбор, взял кучу своих расчетов. Сидит в сторонке бывший наш замкомэска, теперь в училище, зам по моему. Но меня знает как облупленного, бомбер бывший . Ну давай Серёга, поясни как ты эту всю порнографию там крутил. Я взял эту кучу и вывалил на стол. Он говорит, о блин, ты кончай нафиг, диктуй параметры по точкам.
Ну для меня лично была ещё выволочка, другой зам, тоже бомбер поднял на совещании. Да как ты мог!!! по маршруту, да на сверхзвуке. Как ты мог!!! Ну я молчу, что тут скажешь. Несмотря на занудность, это был мужик отличный, на учениях поднял звено и пошли ниже берега реки в областной центр, поднялись уже над городом, обманули ПВО вчистую. Естественно это никогда не отрабатывалось. На перелете в двигателе лопнула камера сгорания. Как зарулили закрылок практически отвалился. И ничего, поменял борт и полетел. Это все знали, уважали, ну а порки, ничего переживём.
В целом эта программа была очень полезной. Мы усовершенствовали свою пилотажную подготовку. Это было трудно и интересно и никто не ошибся!
Хотя конечно ничего особенного, полеты как полеты.
 
Последнее редактирование:
Уважаемые коллеги.
Я хотел бы рассказать, прежде всего для самодельщиков свое видение самообучению полетам. Это ужас конечно, но мне кажется многие вынуждены это делать. Буду очень рад если хоть что то будет полезным. Сам я на малых самолётах не летал, ну теоретик.
После окончания строительства я бы посоветовал составить программу летных испытаний, это несложно. Поищите в ближайших ВУЗах справочники авиаконструктора 30-х годов, я пользовался изданиями Яковлева и Поликарпова. Николай Николаевич мне больше понравился. Ну и аналогичные. Программа обычно включает в себя, пробежки, подлеты, подлеты с доворотами.
. Полет по кругу, полеты в зону на отработку виражей, набора, снижения, спиралей.
Желательно сделать хоть блокнот, инструкции экипажу или РЛЭ. Начать я бы посоветовал с раздела особые случаи в полете. Особенно те когда нет времени, отказ двигателя например. Основные летные данные рассчитываются. Возьмите нарример инструкцию Ш-2, коротко, четко, понятно. Основная идея, есть скорость сваливания, от нее определяют скорости набора, снижения, виражей, предпосадочного снижения.
По пилотированию, желательно полетать на аналогичном типе с инструктором.
Например посадка на МИГ-21, элементы одинаковы, ну скорость немного побольше. Цифры помню плохо, могу наврать.
Угол глиссады 2,5 градусов, дальный высота 250, скорость 420-440, ближний высота 80-100, скорость 380-400, далее самолёт снижается в точку начала выравнивания, перед полосой. Взгляд вперёд и влево. Выравнивание начиналось на высоте около 10 метров, заканчивалось на высоте 1-1,5 метра. Самолет летит горизонтально. Далее идёт выдерживание, в процессе которого скорость падает, угол атаки увеличивается, самолёт снижается до касания. Летчик добирает на себя. После касания сохранения направления и торможение. Обороты с началом выравнивания уменьшаются, но если ветер, надо это делать медленнее. Смотрят влево под углом примерно 20 градусов. Полезно встать на крыло или стремянку и приседать. Это старый прием, он помогает видеть землю. Опытный летчик смотрит хоть куда.
Основные ошибки.
Наш самолёт не козлил, никогда не видел.
Высокое выравнивание,
у нас категорически запрещалось отдавать ручку от себя, только задержать, не спешить с оборотами, добирать энергичнее. На малом самолёте возможно делают усаживание, то есть придавливают самолёт.
Взмывание.
Это когда перебрал и самолёт пошел вверх, если дать ручку от себя, самолёт втыкается передней стойкой и с силой ударяется основными, далее повторы до разрушения. Это и есть козел. Видел эту классику на элке. Тут надо сообразить пораньше, задержать, добирать энергичнее.
Посадка с малыми посадочным углом.
Это когда подход на большой скорости и не получается создать взлетный угол.

По технике взлета.
Обороты, на определенной скорости поднимается носовое колесо или создаётся взлетный угол. После отрыва переход в набор на рекомендованной скорости, иногда после отрыва самолёт прижимают для разгона. Самое опасное на этом этапе это отказ двигателя. В этом случае нужно немедленно, не теряя скорости, перевести самолёт на снижение и выполнить посадку перед собой. А куда именно нужно позаботиться заранее. Варианта два, посадка или Вы спасаете себя ценой разрушения самолета.

Навыки по пилотированию разрушаются со временем, поэтому необходимо учитывать полеты и перерывы в полетах. Люди разные, но месяц это уже срок. Необходимо где то потренироваться, все повторить, провести тренажи. Нужно обязательно отрабатывать особые случаи в полете, напишите их сами по аналогии. Я всю службу носил в кармане блокнот с этими особыми случаями. И конечно все знал наизусть и отрабатывал в кабине.
Изучайте аналогичные инструкции экипажу, там много полезного.
Вот как то так, не судите строго.
 
Сергей Фролович
Вам нужно просто полетать с инструктором на двухместном сверхлегком самолете (до 495 кг взлетного веса) и все прояснится. А литературы по облетам и испытаниям самоделок в сети много. Навскидку - Документы по летным испытаниям - Aviators' Forum
Да и ветка такая уже есть. https://reaa.ru/threads/kak-organizovat-bezopasnyj-oblet-samodelnogo-samoleta.8368/
 
Собственно мне ничего не нужно в том числе и ясность. Это просто мысли вслух по теме моей страницы. За рекомендации спасибо.
Такие вопросы нужно повторять, это по моему полезно. Ну и другая точка зрения.
 
Учились сами. Инструктор, кто первый научился подпрыгивать, иногда бегал рядом, бывало через все летное поле. Романтика... В небо карабкались с мозолями на руках, по уши в смоле, стекоткани и стружке.
 
КУЛП МДП -87 Вам в помощь.Там все расписано было как на одноместном дельталете научиться летать с нуля.
Позже,примерно с 1996 года появилась Программа подготовки пилотов СЛА,разработанная Забавой В.И.
Все есть.Нужно только обратиться к первоисточнику.
 
  • Мне нравится!
Reactions: KBA
Эх, слово то какое, КУЛП, сколько воспоминаний! Конечно это неправильно и опасно самому учиться, но так люди делают. Поэтому возможно любой совет пригодится. Главное конечно безопасность и здравый смысл.
Особенно нужно понимать что Ваш любимчик, Ваше детище, убьет Вас и не вздрогнет. Если Вы расслабитесь.
 
Не травите душу, в СССР. Какое это сейчас имеет значение, нет уже страны, нет училища и округа нет. Да и служил я недолго, около десяти лет. Вспоминаю очень редко, с коллегами вот навеяло... Потом печальная история, уволился сам, опять что то сокращали. В граждане не взяли, сказали руки растут не из того места. С самодельщиками сам не захотел, как то на соплях все. С тех пор хожу по земле, выучился, совсем другая профессия. А так летал бы и летал.
в барнауле похоже 😉
 
Сейчас в школах видимо будут петь гимн, трудно мне представить, лучше бы частушки... А ведь у нас тоже было просто изуверство. У нас общежитие рядом с плацем было, нам было все удобно. Но ДОСы были в городке, это километра 4, вечером только пешком. Так вот решил кто то по праздникам петь гимн! Ну все ничего, но петь в 9-9.30 вечера! Собирается несколько сотен здоровых, почти трезвых мужиков, всех считают. Причем техники напивались гораздо сильнее, у них это традиция. Стоишь смотришь, во первых это подчинённые, во вторых ему завтра самолеты обслуживать, ну и просто это свои ребята, ну нажрались.. имеют право. Поэтому гимн у них почему то получался с матерками. Горят прожектора, поем блин, вкладываем душу! Спели и по домам, обратно за столы. Зачем это делалось я не понимаю. Тайный, сакральный смысл.
почему пешком до ДОСов? автобус городской рейсовый ходил 🙂
 
У нас такое было, ушел комполка и пришел блатной с элок. За два года так и не переучился, пьяница, гниловатый, летать стали меньше и похуже. Когда он дома напивался, выходил на балкон со шлангом и поливал газон. И однажды на полетах его Кондратий обнял, причем конкретно. Хорошо что не в полете. Случаи разные конечно.
Обычно никого не увольняли, только через ЧП, мне как то повезло по оргштатным, там оказывается уговаривать положено аж три раза, как в монастыре, какое там! Посмотрели как на дефективного, что увольняешься, так точно, пацифистские настроения овладели, сплю и вижу голубь мира! Ну и фиг с тобой!
Один инструктор тоже решил уволиться с выдумкой. После отпуска был как бы в полете самочувствие того, спишите меня, а сам штангист бывший. Ни фига, от полетов отстранили чтобы опять не ухудшилось и мурыжат. Он думает надо усугубить нарушением дисциплины, принял на грудь, пошел в штаб. Как назло никого, как вымерли. Сел на подоконник у кабинета комполка, закурил, ждёт избавления. Опять нафиг никого! Тут уже добавить впору. Смотрит идёт наконец замкомполка, бывший комэска, но опять не замечает. Тот ему кричит с подоконника, товарищ подполковник, а я нажрался!!! Тот повернулся, да пошел ты на....!!! И ушел. Конец истории не помню и такое бывало.
Кравцов?🙂
 
Если бы опубликовали этот блокнот было бы интересно?
да ничего там нет интересного! у любого самолета самые опасные особые случаи - это остановка двигателя на взлете и пожар на любом этапе полета! у 21-го еще добавляется выключение форсажа на взлете. остальное как у всех самолетов.
 
в барнауле похоже
Или Бэбск, как вариант.
А насчет блокнота - почему нет, если кому-то интересно. Там дефисики такие
-убедиться...
-убрать...
-включить...
-проконтролировать...
-выполнять..., соблюдая...
И т.п.
 
Назад
Вверх