Особые случаи полётов СЛА.

S

sun

diamonf сказал(а):
Уточняю ещё раз: гасить надо ВЕРТИКАЛЬНУЮ скорость.
Вертикалу заранее гасить не надо, ничего в ней страшного нет, она гасится элементарно при обычном выравнивании, когда до земли остается 1-1.5 метра. В сложных условиях большая вертикальная скорость полезна, она позволяет быстрее пробить  приземную бурубуляку, и шансов словить какую-нибудь гадость на посадке - меньше.
  Работа газом на посадке - не сказать, что грубая ошибка, но совершенное излишество, могущее привести к проблемам типа тех, что на обсуждаемом ролике.  Поджатая ручка - вот ЕДИНСТВЕННАЯ гарантия, что вам хватит запаса воздушной скорости для выравнивания. Сучение газом на посадке - привычка, которая тянется обычно со "школьных времен", когда курсант впадает в панику при виде быстро приближающейся земли.
Единственный случай, когда движок на посадке действительно нужен - это совсем уж поганые, штормовые условия, когда надо ловить момент, чтоб опустить аппарат на землю. (сам в такое не попадал, к счастью)
   Почаще практикуйте посадки без двигателя, это прививает правильные навыки.
 
каждый сажает так, как его научили, как привык.. и разный стиль не означает, что одно - правильно, другое - нет.
sun сказал(а):
Работа газом на посадке - не сказать, что грубая ошибка, но совершенное излишество
с этим, Алексей, полностью согласен, а вот делать одно выравнивание или два - вопрос вкуса. я сам и так и так практикую, и не вижу криминального не там ни там.
заблуждение - это истина, доведенная до крайности...
можно сделать первое выравнивание, и перестараться, передержать, потерять скорость а тут сдвиг - получай деревня трактор.  :(
а когда это короткое движение р.у. то скорость совсем не потеряешь, ведь при прижатой ру и нормальной центровке запас скорости очень хороший.
 
S

sun

basmen сказал(а):
я сам и так и так практикую, и не вижу криминального не там ни там.
Мы не рассматриваем ошибки пилотирования, метод "двойного выравнивания"  (даже не знал, что оно так называется) порочен сам по себе. Я на нем попался при сдвиге ветра, больше не хочу.
Метод, описанный в учебниках - снижение - разгон - выравнивание - выдерживание - посадка - самый надежный и безопасный, нефиг выдумывать всякую ерунду.  В штиль можно себе позволить всякие извращения, но если ветер больше 3 м/с то лучше не выеживаться, и садится классическим способом.

Кстати, если кто думает, что сдвиг ветра какой-то редкий катаклизм, ни фига! Рядовое явление, когда дует ветер, присутствует всегда в большей или меньшей степени.
 
Новая точка прицеливания находится где-то в середине ВПП
Что вы ерунду то пишете? Аппарат должен коснуться полосы в самом начале, а не в середине. А если полоса 200 м, вы тоже в середину целиться будете?
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
А вот если начнешь заранее гасить скорость, как тут советует МДПшник
  Интересно, и где же я такого понасоветовал? Просто прелесть, до чего же приятно выдавать желаемое за действительное!

  Когда-то я уже выкладывал пару видео двух посадок в условиях сильного сдвига ветра. Здесь http://vk.com/video155134905_164527306 пилот совершает посадку без двойного выравнивания. Если посмотреть фильм в пошаговом режиме, то видно, что на определённом этапе снижения аппарат резко просаживает примерно на 3 метра. Пилот не собирается делать двойное выравнивание, но успевает его подхватить, однако козлик произошёл.

  Второй фрагмент показывает посадку с двойным выравниванием  http://vk.com/video155134905_164527297
Можно по видео измерить, что на небольшом участке скорость снижения равна 8 м/с. Первое выравнивание защищает аппарат от любых просадок.

  Почему-то sun думает, что я свои высказывания выдумываю из головы. Я всегда говорю только о вещах, проверенных мною лично.
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
@ Tarland

Вы что, такой же "понятливый", как и sun? Для МДП точка прицеливвания на середине полосы с высоты 3 м на означает, что МДП там и коснётся. Эта точка будет там находиться не более 2-х секунд. Прикиньте аэрод. к-во при снижении. Оно не более 10. Это значит, что аппарат коснётся полосы в нескольких десятках метров от её начала. Только и всего.
 
S

sun

mdp-shnik сказал(а):
Если посмотреть фильм в пошаговом режиме, то видно, что на определённом этапе снижения аппарат резко просаживает примерно на 3 метра. Пилот не собирается делать двойное выравнивание
Если бы он его вздумал сделать, дрова были бы обеспечены.

Я для себя раз и навсегда выяснил - практика двойного выравнивания порочна и небезопасна!
Я на эти грабли наступил, у кого есть желание набить свои шишки - милости просим, к мдпшнику в мастер-класс :о)
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Совершать посадку на газу и с сильно поджатой ручкой мне приходится только в условиях сильного ветра около 10 м/с с большой боковой составляющей в сочетании с сильной болтанкой, когда велик риск не вписаться в створ полосы. Но это нужно не для противостояния сдвигу, а для быстрого ухода на второй круг.
Вот пример такой посадки http://vk.com/video155134905_169465470
 
Для МДП точка прицеливвания на середине полосы с высоты 3 м на означает, что МДП там и коснётся. Эта точка будет там находиться не более 2-х секунд. Прикиньте аэрод. к-во при снижении. Оно не более 10. Это значит, что аппарат коснётся полосы в нескольких десятках метров от её начала. Только и всего.
Что в вашем понимании есть "точка прицеливания"?? Если вы целитесь в середину полосы, то аппарат коснется земли "в нескольких десятках метров" от середины, понимаете? А не от начала, как вы пишете.
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
@ Tarland

  Если бы речь шла о большом пассажирском лайнере, то так бы и было. МДП летает не так. Вот вы быстро снижаетесь на холостых с высоты 30 метров. С высоты примерно 5 метров отдаёте трапецию. Аппарат начинает поднимать нос. Если трапецию зафиксировать, то МДП совершит небольшое колебание по тангажу на кабрирование. Точка прицеливания окажется в небе. Поэтому пилот после отдачи ручки её несколько прибирает. Но аппарат всё равно не летит, как по схеме. Он непрерывно  совершает малые колебания относительно всех трёх осей. Вы обнаружите, что ваша точка прицеливания ушла неопределённо далеко в пределах ВПП. Продолжая снижение уже более полого, вы не сможете точно определить место её положения.
Как далеко МДП улетит с высоты 3 м без помощи мотора? Посмотрите мои видео и попробуйте измерить сами.

И в дополнение. В видео с посадкой в болтанку пилот предохраняется от сдвига ветра не поджатием ручки, а тем, что садится на подветренный край полосы (ветер дует справа, а пилот прижимается к левому краю ВПП). Почему? А потому что "сдвинутый" боковой ветер сносит аппарат против ветра. Кроме того, если ветер очень сильный, то он развернёт МДП против ветра, как только телега прижмётся к полосе задними колёсами.
 
mdp-shnik, вы меня пугаете, честное слово.
Если бы речь шла о большом пассажирском лайнере, то так бы и было. МДП летает не так.
На МДП что, другие законы аэродинамики распространяются? Нет, все то же самое. Однажды довелось полетать на Ил-76 при обучении молодых летчиков, так вот эта здоровая машина точно так же водит носом при потере скорости, как и Т-2, на котором я тогда учился летать. Точно так же прицеливаешься немного до полосы, при подходе к земле идёт выравнивание, потом выдерживание, потом посадка в начало полосы. Все очень просто. А то, сколько двигаешь трапецией зависит от нескольких факторов, от того же ветра например. В штиль можно вообще один раз отдать трапецию и этого будет достаточно для мягкой посадки. А в жесткую термичку и по крену, и по тангажу работаешь постоянно, иногда делая не одну "ступеньку" при подходе к полосе.

В видео с посадкой в болтанку пилот предохраняется от сдвига ветра не поджатием ручки, а тем, что садится на подветренный край полосы (ветер дует справа, а пилот прижимается к левому краю ВПП). Почему?
Почему? Потому что сдуло его туда. Осевая полоса для чего нарисована? Меня инструкторы хорошо пороли, если я не по центру заходил, несмотря на боковой ветер.

А потому что "сдвинутый" боковой ветер сносит аппарат против ветра.
Как это??? Если ветер справа, то сносит аппарат влево, то есть по ветру.

Кроме того, если ветер очень сильный, то он развернёт МДП против ветра, как только телега прижмётся к полосе задними колёсами.
Если ветер сильный, то аппарат уже подходит к полосе развернутым против ветра на угол сноса. В народе говорят "крабом". А вот когда только основные стойки коснутся полосы, аппарат развернет по направлению движения. Странно от вас слышать все это, если честно...
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
@ Tarland

Давайте разберёмся.
1. Если нос самолёта водит, то и точка прицеливания на месте не остаётся. Её тоже водит. Это совершенно не миеет никакого значения. Значение имеет самая первая точка - начало полосы.

2. Имеем приличный по силе боковик и сдвиг ветра. На исходной высоте полёта ветер самый сильный. Нос аппарата несколько развёрнут против ветра. По мере снижения аппарат оказывается в слоях, где ветер слабее. Потеря воздушной скорости компенсируется её запасом. По отношении к земле аппарат начинает лететь быстрее. Поскольку его курс пересекает ось ВПП, то аппарат смещается в сторону, противоположную направлению ветра, т.е. туда, куда его сориентировал пилот. Всё это выглядит, как снос против ветра. Пару лет назад это уже обсуждалось.

3. По направлению движения телегу будут разворачивать колёса. А против ветра аппарат будет разворачивать стреловидное крыло. Когда ветер сильный, то крыло пересиливает. Мало того, его ещё приходится сильно удерживать от крена.

Ещё раз повторюсь. Это всё из моей практики. Я это не предполагаю. Я это знаю.
 
Если нос самолёта водит, то и точка прицеливания на месте не остаётся. Её тоже водит.
Что значит на месте не остается? Точка прицеливание это то место, куда вы уперлись взглядом и куда вы должны привести аппарат. И пусть водит нос, крыло, хвост, да что угодно.
Все, устал с вами спорить, ерунду какую то говорите.
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Однако, если пилот смотрит в какую-то точку, то это не значит, что его самолёт в неё летит. Конечно, спор бесполезный. Речь шла о посадке в условиях сдвига ветра, а не о второй точке прицеливания, которая абсолютно бесполезна.
 

Eagle

Гражданин мира
Откуда
Беларусь
Уточняю ещё раз: гасить надо ВЕРТИКАЛЬНУЮ скорость.
Вертикалу заранее гасить не надо, ничего в ней страшного нет, она гасится элементарно при обычном выравнивании, когда до земли остается 1-1.5 метра. В сложных условиях большая вертикальная скорость полезна....
Такое мнение уже слышал от тех ребят, которые в последствии аппараты по площадке в хлам размазывали. Полезна в пробивании экрана над асфальтом в полдень и не более. В простых метеоусловиях - все варианты хороши. Нарывался на провал в метров с десять высотой. Была бы чуть больше вертикальная или движок послабее: может и клаву топтать уже некому и нечем было...
Совершать посадку на газу и с сильно поджатой ручкой мне приходится только в условиях сильного ветра около 10 м/с с большой боковой составляющей в сочетании с сильной болтанкой, когда велик риск не вписаться в створ полосы. Но это нужно не для противостояния сдвигу, а для быстрого ухода на второй круг.
Вот пример такой посадки http://vk.com/video155134905_169465470
Именно так. Только сдвига ветра не было.
Давайте разберёмся.
Сдвиг ветра может сработать как в плюс так и в минус. Выбираю противоположную от ветра сторону (при сильном боковом, без серьёзных порывов), что бы придать меньший угол и уменьшить "краба". С порывами - только в середину полосы! Забрасывает то в одну, то в другую сторону. Может чаще - против ветра ...
 
S

sun

Была бы чуть больше вертикальная или движок послабее: может и клаву топтать уже некому и нечем было...
Если бы тебя так провалило на высоте 5 метров, никакой движок не спас бы, он просто не успел бы раскрутиться, в то же время, при наличии ДОСТАТОЧНОГО  запаса скорости, все это легко отрабатывается ручкой.
 

Eagle

Гражданин мира
Откуда
Беларусь
... движком ты просто уменьшаешь скорость снижения, растягивая таким образом себе "удовольствие" посадки в сложных МУ :о)
Я бы сказал: ловлю момент для аккуратной и мягкой посадки. Мы же не вынужденную посадку обсуждаем? А движок на дельте для того и подвешен, что бы им пользоваться при необходимости.
Состояние воздушной среды на глиссаде,  ЛТХ и техническое состояние аппарата вносят свои коррективы в выбор метода пилотирования и нет универсальной "программы". Слишком много может быть "переменных". Подход к полосе с меньшей вертикальной скоростью (пологая или "ступенчатая"глиссада) - на исправном аппарате безопаснее, однако.
 
S

sun

Подход к полосе с меньшей вертикальной скоростью (пологая или "ступенчатая"глиссада) - на исправном аппарате безопаснее, однако.
Да ничем оно не безопаснее! Никакой пользы оно не дает, только отвлечение внимания на лишние маневры, раскачка по тангажу, да увеличение времени нахождения на высоте риска.   А при сдвиге ветра хуже двойного выравнивания и прочих "ступеней" ничего придумать нельзя - вместо того чтоб проткнуть зону сдвига в крутом сниженни с хорошим запасом скорости затеивать выравнивание - что может быть глупее? Я точно так и попался, а садился бы нормально, ничего не случилось бы. Самая безопасная и надежная посадка - классическая посадка описанная в букварях: планирование - разгон - выравнивание - выдерживание - касание. Ничего лишнего и всё, что нужно для безопасного приземления. Нафиг придумывать зайцу пятую ногу? Заметь ни слова о работе газом, метод универсальный как для моторных так и безмоторных аппаратов.
Газ может быть полезен только в штормовых, экстремальных условиях, когда надо выбрать момент, чтоб притулить аппарат - экстрим в который лучше вообще не летать, и при недолете, что тоже ошибка, а в остальных случаях чем круче глиссада тем меньше возможностей вляпаться в какую-нибудь неприятность, недаром высокое качество считается минусом при посадке.
 

Eagle

Гражданин мира
Откуда
Беларусь
И в "букварях" делили варианты посадки на "по самолётному" и на "по дельтапланерному" . Дельталёт - симбиоз планера с ВМУ. Можно и нужно уметь грамотно использовать все его преимущества и возможности.
 
S

sun

Я описывал классическую дельталетную посадку, так как она подносится в дельталетных букварях, без всяких делений.
И вообще... Я бы посмотрел на потуги приверженцов всяких ступенчатых глиссад и "двойных выравниваний", в хорошую колбасню, когда только успевай крены ловить да курс держать.  Конечно, можно в это время еще и сучить газом и ручкой по тангажу, увеличивая себе дозы адреналина, но уж безопасности это точно не прибавит.
 
Вверх