Господа, вы всё тут правильно говорите, но все ваши речи не ведут к росту безопасности, а черная весна из года в год плавно переходит в черное лето. Статистика - лженаука. В то, что нельзя проверить - нет повода верить. Лучше по фактам. Каждый отдельно. У нас есть устройство системы «мозг». Включим его и проанализируем.
Тут упомянули Севбо… он не был экстремалом, а, следовательно, не всё у него было расчитано. Разрушенный дельтаплан «Европа» на шпилем причала Речного вокзала с запаской, перевёрнутый ГАЗ-66, сбитый человек…провода…
…его борьба за безопасность пошла по ложному пути. У экстремалов, как тут заметили, всё расчитано, и у них нет места экстриму. Всё что они делают - это трюк с чётко расчитанной геометрией и страховками, не видных глазу обывателя. Рассматривается каждый фактор риска, с каждым идёт кропотливая работа и нет места русскому «авось».
Статистика катастроф растёт тогда, когда в воздух поднимаются пилоты с внутренней убеждённостью что не все факторы риска можно предусмотреть и свести к нулю. Если ты допускаешь хоть малейший шанс развития катастрофической ситуации, это игра с судьбой в рулетку. И рано или поздно ты проиграешь. Математика. Тот кто «летает-рискует» - обречён.
Пилотаж на сверхнизкой высоте. К этому неплохо бы специально подготовиться. Мало быть чемпионом, пилотом от Бога, иметь супер-технику. Лучше бы ещё иметь качественно настроенный сфинктер и бежать от ситуаций, в которых он сокращается. Лучше быть старым, чем смелым. Способность вовремя обосраться (сорри за каламбур - в русском языке нет замены этому понятию) всегда являлась определяющим критерием при оценке возможности выживания. А вместе с правильными навыками эта способность повышает эффективность любого пилотирования до 100%. Иными словами, правильная техника, правильно настроенный датчик-сфинктер и качественно привитые навыки - все они вместе дают полную уверенность в успехе задуманного. Бог любит троицу. У настоящих экстремалов адреналин никогда не вырабатывается. И не потому что им уже ничего не страшно. А потому что они не допускают таких ситуаций, при которых он бы хоть что-то случилось, но в случае чего - взрывная порция адреналина всегда имеется в надпочечниках наготове.
А если рассмотреть непреднамеренные случаи? Отказ двигателя на взлёте. Плохая видимость. Срыв. Штопор. Гибель людей в них связана лишь с одной причиной: перешагивание собственных пределов экстремальности, своей экстремальной планки. Лес по курсу, обледенение, мало высоты на выход…Висящее на стене ружьё стреляет раз в год, если регулярно не проверять предохранитель. Совершенно непреднамеренно люди лезут на рожон, совершенно не зная - где он. Этакие прыжки на грабли в темноте (с разбегу): все знают что они там есть, но до последнего надеются что на них не попадут.
Итак, вывод: свести любую статистику катастроф к нулю возможно только одним способом: с молоком матери ввести понятие «экстремальной планки» и рассказать о методе её повышения с помощью той самой троицы: правильной техникой, правильно настроенным датчиком-сфинктером и качественно привитыми навыками.
А поднять эту планку экстремальности полётами по кругу в «затишок» не получится.