Признаюсь, у меня наступает пора длительного стресса - нехватки времени.
Но не обратить внимание на некоторые не комментированные еще ссылки Хенрика, - не могу!
Вот одна из замечательных ссылок:
http://www.rexresearch.com/coanda/1coanda.htm
Хенри Коанда, гениальный румын, творивший до войны (1936г) - именем которого назван эффект "прилипания" потока к ближайшей твердой (изогнутой) поверхности, - среди прочих разработок оставил и различные виды протяженных пропеллеров (по английски, видимо, - движитель).
Остается сожалеть, что не знаем румынского и стыдиться, что не знаем даже английского - даже на упомянутом сайте - мне с "хромым" английским далеко не все понятно.
Винтовой пропеллер, утвердившийся за счет механической простоты, не обдувает весь размах крыльев. Это его недостаток, наряду с централизованными подводом/утратой мощности.
Решения, предлагавшиеся Коандой, сложнее, поскольку подразумевают конструкцию протяженных воздуховодов и источник сжатого/выхлопного газа.
Однако, Коанда, акцентировался на потокообразующие поверхности и, видимо, недооценивал реальность "виртуальных твердых тел" - невесомых вихрей.
Другой оптимистичный аспект - за прошедшие 70 лет, имелся прогресс в конструировании оболочечных конструкций, появились весьма и весьма тонкие, но прочные пленки, которые под давлением хорошо "держат форму", задаваемую практически произвольно. Вес их может быть незначителен (вспомним поликарбонатные бутылки).
Остается основное "проклятие" - сложность изготовления изделий с "множественной кривизной" при отсутствии "симбиоза производств", - нет должных отношений и взаимопонимания людей, говорящих, казалось бы, на одном языке. Иначе сложность бы не замечалась...
На указанном сайте стоит внимательно рассмотреть все цитаты из патентов Коанды. По обилию и разнообразию целей и конструкций устройств можно уловить широту понимания открытого Коандой явления - и поучиться.
Мое внимание привлекли слова propeller и amplifyer.
Пропеллер должен бы создавать тягу по всей передней кромке размаха. Это предполагает "поворот стереотипов" проектирования от централизованности активных элементов к их децентрализации и уменьшению активной мощности, приходящейся на единицу площади крыла (дублированию маломощных источников, - сверхнадежности тяги).
А "усилитель потока" будоражит воображение как то иначе
Слово "эффект" в науке, говорят, обязано отсутствию понимания "внутренней логики явления". Эффект Коанды, вероятно, тоже никто не может объяснить логически достоверно.
Заметим, что это явление относится тоже к динамическим, как и вихри. Формальный же подход к динамике, даже если и продуктивен, - то его результаты трудно понимаемы непосвященными. Имеется ментальный барьер в распространении знаний. Те, кто понимают, - не знают "как сделать". А умеющие делать, - не понимают, что сделать. Эти категории имеют разный "частотный горизонт" в смысле, вложенном нашим физиком Юрием Ивановым.
Тем не менее, задача объяснения динамики "невещественных" вихрей и "прилипания" потоков к "неполевым" поверхностям, - актуальна. Прорыв близок, - количество знаний накоплено, дело за качественным скачком в их структуризации! Идеи "носятся в воздухе" - они и поднимут мечтателей в этот воздух...