Я не корифей, но свое мнение надо изложить.
В книге по СПГГ Елистратова, Колюко и Томилина пишут, что турбонаддув на двигателе с СПГГ, если охладить сжатый им воздух до "комнатной температуры", не ухудшает КПД, увеличивая мощность. До каких пределов это утверждение верно?
В практическом плане до пределов достижения "комнатной температуры" сжатого воздуха. Только в СПГГ промежуточное охлаждение рабочего тела никто не делает. Это превратило бы установку в громоздкое сооружение, пригодное разве что для тепловой электростанции у водоема с пресной водой.
Цель не оправдывает средства.
якобы с определённого давления в ресивере избыток воздуха никак не сказывается на относительной мощности газогенератора, из чего делается вывод о возможности и необходимости предельной ДЕфорсировки дизеля по наддуву (конкретно - уменьшая объём компрессора относительно раб. цилиндра) для улучшения КПД.
Что конкретно может иметься под этим в виду и с чем сиё кушать?
Если речь идет о СПГГ, то сформулированная мысль звучит очень странно. В СПГГ ресивер - это не накопитель газа, а агрегат проточной части, который выполняет функцию выравнивания давления пульсирующего потока газа истекающего из выхлопных окон рабочего цилиндра. Это важно, потому что турбина работает с высоким КПД в потоке с равномерной скоростью и постоянным давлением на входе. С этой же целью с определенной мощности переходят на многомодульные установки, где два и более агрегата СПГГ, управляемые трансформатором фаз, работают на одну общую турбину. Тогда потребный объем ресивера снижается.
Давление в ресивере изменяется с изменением режима работы СПГГ, точно следуя требованию сохранения баланса работ между полостями. А баланс работ закладывается в конструкцию при проектировании с учетом ограничений, например по максимальной теплонапряженности цилиндра.
В СПГГ нельзя просто уменьшить диаметр компрессорного поршня. Сразу изменится баланс работ и выходные параметры газа и Вы получите не то, что хотели получить.
Можно сделать СПГГ у которого компрессор будет подавать воздух с давлением 2 атм, но тогда по балансу работ между полостями отношение диаметра компрессора к диаметру рабочего цилиндра будет достигать 5-8 в зависимости от применяемой схемы СПГГ.
Можно сделать на давление 5 атм - отношение упадет до 2,5-3.
При давлении 9 атм - отношение уменьшится до 1,5-2.
Все данные несложно считаются.
Дорога к высокому КПД это не только реализация пиковых значений температуры и давления.
В основном идет борьба за уменьшение потерь по всей цепочке преобразования энергии и затрат на ее доставку.
Увеличить давление в ресивере, одновременно уменьшая наддув, это вообще возможно?
История сохранила один такой случай в двадцатых годах прошлого века, когда господствовали паровозы - Тепловоз схемы профессора А. Шелеста, нашего соотечественника. Там был 4-х тактный механический генератор газа. После расширения газа в рабочем цилиндре открывались выпускные клапаны и газ по выхлопному трубопроводу устремлялся в большой баллон-ресивер. При движении поршня вверх (на выталкивание) газ в балоне-ресивере дожимался почти до 9 атм, что значительно превышало выравненное давление свободного выхлопа. За баллоном-ресивером стояла расширительная машина - точная копия паровозной. В ней теплоперепад срабатывался и на колеса локомотива шла полезная мощность.
Испытания опытной стационарной установки построенной по такой схеме подтвердили ее работоспособность. Общий КПД достиг 27%. В 3,5 раза больше, чем у паровоза.