Эссе о службе УВД в России.

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва

   
Когда я только начинал учиться летать, я был юн и искренне верил, что руководитель полётов, диспетчер это бывший лётчик, обычно по здоровью, ушедший на пенсию и с земли помогающий пилотам.  Верил, что это наш ангел-хранитель, который сидя на земле, в мыслях рядом с нами.  Он старается подсказать, помочь, подстраховать нас, уберечь от тех опасностей, что в силу своего малого опыта или отсутствия знаний мы ещё не ведаем.   Я считал, что этому человеку нужно всецело  доверять и слушаться и тогда летать будешь долго и безопасно.  Так оно всё и было, пока я летал в аэроклубе, потом на Волжанке под руководством Игоря Ивановича, потом в Конаково под руководством Владимира Алексеевича…  однако постепенно я начал вырываться из гнезда. Летать хотелось выше и дальше, а следовательно приходилось общаться с новыми и новыми руководителями полётов. 
Одно время летать приходилось только «по партизански»,  но законодательство в России меняется и появилась возможность летать официально, по честному. И вот мне выпал шанс – полететь в отпуск на своём самолёте. 
Маршрут я себе проложил интересный и большой – 4000 км.   Пилотское было в кармане, полученные знания позволяли рассчитать и пролететь  это расстояние. Лететь решил официально – хотелось попрактиковаться в общении с диспетчерами, понять где и какие подводные камни существуют.  Из 4000 км – 2500 км я преодолел под  неусыпным управлением службы движения.  В воздухе суммарно провёл около 35 часов.



Что хочется сказать в итоге моего путешествия?   Абсолютно категорично считаю, что в России в гражданской авиации, служба управления воздушным движением совершенно недееспособна, состоит, в большинстве своём, из малоквалифицированных диспетчеров, неспособных управлять в своей зоне даже двумя самолётами.  При этом их действия направлены не в помощь пилоту или безопасности полётов, а на прикрытие «своей задницы». Также, считаю, что в случае авиации общего назначения, при полёте в пространстве G или С  (полёты на эшелонах я ещё не пробовал) существующее УВД ненужно и реально мешает пилоту. То, что я наблюдал, общаясь с совершенно разными диспетчерами, заключалось либо в попытке диспетчера вогнать меня в землю или в припятствие (диспетчер Самара-круг пытался заставить меня занять высоту 100м по приведённому давлению 762мм), либо сломать самолёт на посадке (диспетчер Саратов-круг заставил совершить посадку против моего желания, посадку пришлось совершать поперёк ВПП, на неподготовленное поле, т.к. сила ветра не позволяла безопасно совершить посадку на ВПП), в лучшем же случае общение с диспетчером  представляло собой совершенно бессмысленную «игру в города». 

http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/view/483202/

Диспетчера не хотят и не готовы давать высоту (в Ростовской зоне меня загнали на 300м, при принятом плане с заявленной высотой 800м)! Хотя, наличие высоты, это потенциальная безопасность полётов.

«Подготовка плана полёта» на Яндекс.Фотках

Необходимость зональных центров и подачу планов полётов – я считаю мазохизмом и полной глупостью.  Пилот тратит приличное кол-во времени на перевод  своего штурманского расчёта на «птичий» язык четырёхбуквенных индексов аэродромов (индексов аэродромов нет на картах) и рубежей передачи связи и подачи «Формализованной заявки на ИВП».  В Московском зональном центре (МЗЦ) подача и одобрение планов вообще отдельная тема – в МЗЦ действуют какие-то свои правила и «понятия», связанные с необходимостью согласовывать пролёт зон «С» военных и ведомственных аэродромов заранее по телефону и записывать в заявку фамилию разрешившего пролёт, необходимость «получать какую-то информацию на ИВП» за 2 часа до вылета, необходимость докладывать промежуточные посадки и конец полёта в зональный (даже не имея под рукой интернета или телефонной связи). При этом связи между разными зональными центрами просто отсутствуют (Межзональный перелёт из МЗЦ в Самарский ЗЦ , перелёт из Нижнего Новгорода в Казань.  Докладываю посадку по тел. в Казань-Сектор, они фиксируют.  Через 4 часа звонок мне на мобильный из МЗЦ с истерикой, что я не доложил им посадку и они меня лишат лицензии!).

  Вот пример заявки:  верхняя часть этого листа – маршрут, подготовленный в MapSource, достаточный и необходимый мне для полёта.  Нижняя половина листа – это «формализованная заявка» - отправляемая в зональный центр УВД.

http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/view/483847/

Нахрена Вы – зональные центры вообще нужны нам, пилотам?   У меня сложилось стойкое ощущение, что не Вы нам нужны, а мы Вам, что-бы оправдать Вашу необходимость, необходимость Вашего содержания государством. В чём заключается Ваша работа и её необходимость для моего безопасного полёта?  Вы не управляете воздушным движением!  Вы просто занимаетесь  рассылкой моего плана и его согласованием, да хотя вы не можете сделать ни то ни другое нормально!   

Диспетчера МДП (местных диспетчерских пунктов) зачастую не имеют свежих карт и актуальной аэронавигационной информации ( диспетчер Серафимович-район пытался заставить меня посчитать пересечение несуществующей МВЛ и когда через 5 мин поиска я её не нашёл и сказал, что на моей карте её нет, он тяжело вздохнул и сознался, что у него старые карты – дальше мы начали «играть в города», когда диспетчер давал мне название населённого пункта, а я должен был его найти и посчитать время пролёта траверза этого пункта.)  Это называется управление воздушным движением?  Заметьте, в его районе я был один в воздухе!    
  При этом заметьте, что мне крупно повезло – у меня был второй пилот, который занимался пилотированием ВС, погода была великолепная и я был в закрытой кабине и мог как в кабинете разложить карты, достать масштабную линейку, транспортир, калькулятор и заниматься штурманскими расчётами.

http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/view/483858/

В региональных аэропортах, принимающих менее 5 самолётов в сутки содержат целую службу движения:
- диспетчер района;
- диспетчер круга;
- диспетчер руления;

Зачем?  Объясните мне – зачем кормить минимум 3 дармоедов в одной смене, если они не способны управлять 2 самолётами?  Зачем их нужно 3 человека, как минимум? 

Неужели нельзя обойтись 1 диспетчером?  Или он 5 самолётов за свою смену не может разрулить?

http://fotki.yandex.ru/users/vulkan-avia/view/483857/

Да, в итоге этого перелёта, борясь с погодой, вводными диспетчеров я получил огромный опыт, прибавилось уверенности, что я могу «удовлетворить»  самого капризного диспетчера, совершить безопасную посадку на неподготовленное поле,  принять правильное решение о высоте, направлении и возможности продолжения полёта.  Я вырос как КВС, но РП и гражданские диспетчера упали в моих глазах «ниже плинтуса»…  Единицы из них могут управлять воздушным движением безопасно! 

Не хочется завершать, на ноте, что роль диспетчеров в России крайне отрицательна и хочется сказать, что только пролетая под управлением диспетчера Краснодар-района я получил полезную и нужную мне информацию – информацию по погоде и о подходе холодного фронта с грозами и сильной кучево-дождевой облачностью, а также военные диспетчера были готовы грамотно и адекватно управлять и своими ВС и пролетающими .

  Я очень надеюсь, что со временем ситуация с УВД в России поменяется.  Диспетчер станет опорой и помощником лётчику, его будут любить и уважать.  А пока – пока следует относиться с большой опаской к попытке управления тобой диспетчером! 
 
ага
Андрей! Попробуй в следующий раз знаменитую фразу Лодочника. В ваших услугах не нуждаюсь!  😀
  Всё очень здорово, но к сожалению я не мог такого сказать находясь в пространстве "С" в Саратове.  Я просился уйти в пространство "G" рядом с Дубками, когда меня заставляли садиться, Вы думаете мне дали? 
Ну а с Серафимовичем - такое сказать было бы просто хамством.  Он был Очень заботлив, настолько, что просто достал. Но при этом он искренне думал, что заботится обо мне.
 
Если серьезно, то в краснодарском крае военные сектора действительно более адекватны. Разговаривают по человечески и лишний раз не напрягают. И кстати связь с ними хорошая. Ростову например, все приходилось докладывать по телефону.  :STUPID
 
Меня поразил Энгельс.  У них шли полёты, я садился в Шумейке и визуально наблюдал в воздухе Ту-95, Ту-22М3 и при этом военный диспетчер очень спокойно меня провёл!  Просто Молодец!
 
Я тут на 124,0 у Ермолино попросился в их зону ограничения. Заранее зная что там летает несколько вертолетов. Пустили..., спросили могу ли я перейти на их учебную частоту, загнали свой вертолет на пятьдесят метров и провели четко над ним на триста метрах пожелав счастливого пути и предупредив вертикальный, что над ним сейчас пройдет крылатый маленький. В общем если раньше было в сторону военных "сапоги" то теперь все чаще хочется сказать в сторону гражданских "ботинки..."
 
Всё справедливо. Я остро ощутил разницу, общаясь в воздухе с американскими диспетчерами. Они действительно помогают и существуют для пилотов, а не наоборот. Несмотря на мой рязанский английский очень терпеливо объясняли, повторяли в случае необходимости без тени раздражения. В нагруженных узлах типа Атланты хотелось апдодировать стоя. Там темно от летательных аппаратов начиная от Джамбо-джетов до лёгких самолётов и вертолётов. Цуко, я с тех пор смеюсь, когда некоторые закатывают глаза, типо в ШРМ неэпический трафик.
 
Я очень надеюсь, что со временем ситуация с УВД в России поменяется.Диспетчер станет опорой и помощником лётчику, его будут любить и уважать.А пока – пока следует относиться с большой опаской к попытке управления тобой диспетчером!

Согласен на 100%
Мы наблюдали много случаев, когда диспетчеры мешали реально.
Но справедливости ради нужно сказать, что попадались и те, кто реально помогал и что-то дельное подсказывал.

А не завести ли нам веточку с рецептами ответов диспетчерам, которые реально отдают неприемлимые вводные с точки зрения безопасности? И как на них реагировать?

Например на реплику диспа почему не докладываете прохождение ПОД (что то он суетится, раньше на минуту чем я обязался доложить запросил) я рецепт Лодочника: "Доложу через 45 секунд" уже применял.

Много и других хохм. - Доложить то, чего нет ни в GPS ни даже на МВЛ, загнать в неприемлимые условия, отсутствие устойчивой связи и работа через борта, "примите АФИЛ - а у нас смена заканчивается..."
Я конечно понимаю, что многое на SAON.ru есть, но не все туда ходят.
 
А не завести ли нам веточку с рецептами ответов диспетчерам, которые реально отдают неприемлимые вводные с точки зрения безопасности? И как на них реагировать?

Я не очень понимаю - а зечем они нам при таком раскладе?  Или это наше желание "поиграть в больших лётчиков"?  Ок, если мне нужно сесть или взлететь в большом гражданском аэропорту я согласен, что хочешь-нехочешь, но план мне придётся подавать, но в остальных случаях для чего? Так же у меня совершенно не укладывается в голове зачем нужны зональные центры?  Ведь своими "борзыми" ответами - не исправить такого диспетчера.  А летя в пространстве "С" под управлением такого "специалиста" ты сидишь и думаешь - ну нафига я подал этот план, и как теперь выкрутиться, что-бы этот "друг" не написал на тебя какую-нибудь фигню?
 
Ведь своими "борзыми" ответами - не исправить такого диспетчера.А летя в пространстве "С" под управлением такого "специалиста" ты сидишь и думаешь - ну нафига я подал этот план, и как теперь выкрутиться, что-бы этот "друг" не написал на тебя какую-нибудь фигню? 

Да я немного о другом. Т.е. совсем не про ту либо иную борзость ответов.

Например диспетчеры неоднократно запрашивали расчитать прохождение точек, которых нет не на карте ни в GPS. Что делать в таком случае?
Сначала пытался шариться по карте (это на дельте то...), что-то прикидывать.

Потом просто изобрёл для себя такой рецепт ответа диспу:"Запрошенная точка отсутствует на карте, подскажите удаление запрошенного рубежа доклада до точек обозначенных на карте МВЛ." Пусть сам прикидывает, а не я в полёте в шатающейся дельте...
А то Вознесенское под Казанью и Тельмана под Хабаровском я надолго запомнил господа диспетчера.  😡

И подобных рецептов уверен, что набралось у народа уже вагон и маленькая тележка.
Можно конечно просто бухтеть, что всё хреново. Да, всё хреново.

В отсутствии радиопокрытия то что на карте нарисовано в виде класса С вообще не имеет права на жизнь, т.к. имею глубочайшее убеждение, что попытка управлять в таком классе + правила радиообмена при работе под управлением просто создают угрозу безопасности.

Но однако вмиг сие творение тоже не переделать и придётся летать и под управлением и работать с ЗЦ...
 
О, диспетчера прям обозлились на меня ( http://www.forumavia.ru/forum/3/3/8647088489051928770391306006133_37.shtml  ).
Ну ничего, это хорошо!
Я вот, что думаю - а может самых отъявленных диспетчеров из регионов и зональных пригласить полетать, под руководством их же товарищей? Для любого владельца самолёта это не сложная задача. Главное узнать ФИО диспетчера и пригласить в полёт. Я думаю, когда человек на своей шкуре почувствует, как может быть не сладко - его отношение к пилотам координально поменяется. Ведь систему мы быстро не изменим, а людей, в ней работающих есть шанс обратить в нашу веру.
Что скажете господа?
 
Что скажете господа

А что тут говорить - я уже сказал, что катаю диспетчеров всегда и бесплатно. И вроде это даже кто-то поддержал.

Желающие welcome.
Издеваться и катать кверху жопой не буду, достаточно свежей погоды, когда ручка живёт несколько своей жизнью.

Надеюсь просто, что в результате возникнет понимание, что к дельтам, которые уверен ещё будут летать под управлением, нужно относиться бережно.

Карту перелистнуть - это просто цирковой трюк, найти в ней что-то проблематично при свежей погоде, а считать что-то по GPS-ке, держать при этом курс и высоту задачка из серии не блевони.
 
aes сказал(а):
А что тут говорить - я уже сказал, что катаю диспетчеров всегда и бесплатно.
Они нас на столбах вешать собираются,а Вы катать.Предлагают самолет продать и буквари купить.
Ихние обсуждения сводятся к тому,что дисп царь и бог,самый главный,пальцы веером-сопли пузырями 90%(жалуйтесь куда хотите).9%-боятся,чтобы одно место на британский флаг не порвали.1%-вроде нормальные.
За такую манеру письма,как там, наш админ наверно многих бы за бруствер вывел.Интересно,у нас они водятся?
Как-то так....
 
9372784476 сказал(а):
Они нас на столбах вешать собираются,а Вы катать

Ну мы-ж надеюсь не они 🙂
Пусть прокатятся, бруствер не потребуется  😀

На мой взгляд Андрей несколько перегнул палку во фразе: "Абсолютно категорично считаю, что в России в гражданской авиации, служба управления воздушным движением совершенно недееспособна, состоит, в большинстве своём, из малоквалифицированных диспетчеров, неспособных управлять в своей зоне даже двумя самолётами.".

Диспетчеры - это как зеркало страны. Есть и очень грамотные и помогающие. Есть и наоборот.
Так что с "большинстве своём" не согласен.

Хотя, пожалуй если бы всегда строго следовал указаниям диспетчеров не подвергая их слова сомнению, то до конца маршрута не долетел бы - занять 300м по давлению 1051ГПа это закопаться на 100м под землю.
А если бы это был Боинг в СМУ  😱????

Так что с первой частью насчет тезиса именно о системной недееспособности скорее согласен.  🙁
 
Да, может я и резко сказал.  Но когда Вас пытаются убить, загоняя под землю, я по другому не расцениваю команды диспетчера (которые по закону я обязан выполнить), когда он даёт высоту под землёй, мы все почему-то хихикаем, а ведь если серьёзно разобраться, то это не так смешно.   Кто-то обидится, а кто-то задумается, почему так про них написали, попробует сам полетать или представить себя на месте пилота...
 
goodwin13 сказал(а):
но иногда для подсветки проблемы это необходимо. 

Подсветка, высветка - не наши это слова. PR-овские.

На мой взгляд всё же грести всех под одну гребёнку - несправедливо это как то.  🙁

Поставь себя на место диспетчера при том, что допустим например ты как раз всегда стараешься помогать.

И что в итоге можно ожидать после прочтения такого тобой, старающимся помогать?
 
aes сказал(а):
На мой взгляд всё же грести всех под одну гребёнку - несправедливо это как то.Печаль

Тут согласен, в этом я наверное неправ.  Но как тогда сказать, что реально на всём маршруте помощь была только от Краснодар-района (погоду подсказал), в Вёшенской  - диспетчер Роман помог на земле и в воздухе не грузил (сам понимал, что в пустом небе общение с ним ненужно), да в Стригино нормально смог разрулить два самолёта.  Да, очень заботилась обо мне Казань-район.  А остальные - либо игра в города, либо создание реально опасных ситуаций в пустом небе. 
Да, про военных я сказал, что они ни разу не прокололись!
 
Назад
Вверх