Однако, .... - летные (не эксплуатационные, правда) качества самолетов почти равны, а аэродинамика корявой Гжели тупо лучше вылизанного ТВМ-а.
У ТБМ-700 качество аэродинамическое порядка 10,5, у М101Т - добились 17 (по словам компоновщика "Гжели" Спивака).
Только у француза с устойчивостью в полёте всё стало в порядке после первых же испытательных полётов (когда они срочно поставили путевой демпфер рысканья). А на М101Т эту проблему так и не решили никакими ухищрениями: и три подфюзеляжных гребня лепили под хвостом (как у окуня-недомерка), и законцовки консолей делали треугольными (как на ЯК-42), и даже триммера
раздельно управляемые на левой и правой половинках РВ.
А заключение об устойчивости его в полёте от Васянина (первого лётчика-испытателя, поднявшего этот аппарат в воздух) было такое: "Пилотаж на нём крутить проще, чем выдерживать просто горизонтальный полёт. Самолёт
НЕУСТОЙЧИВ по всем трём осям."...
И это - не говоря про лётные и эксплуатационные характеристики, которые до ТВМ-овских даже и половины не дотянули. Обещали 400 км/час, не дотянули и до 340 км/час.
А тот же ТВМ-700 бегает на эшелоне со скоростью до 300 узлов (555 км/час). И то - потому что ограничена искусственно мощность движка автоматикой, чтобы не превышать эту скорость. Причём ограничение это не по прочности планера вызвано, а по правилам полётов для самолётов с ТВД...
З.Ы.
Грузовая дверь подъёмного типа и механизм уборки носового колеса шасси на М101Т появились кстати с моей подачи - когда в 91 году А.Брук собрал команду конструкторов этого самолёта у себя в кабинете, а я перед ними выложил техническое описание ТВМ-700 и его РЛЭ, полученное в подарок от французов. И высказал им свои пожелания рядового линейного извозчика о том, какой самолёт мне бы хотелось попилотировать под занавес лётной карьеры.
Интересное было время, однако... ;D ;D ;D
Жаль только что розовые мечты эти так и остались розовыми мечтами...