Just Aircraft SuperSTOL в России

Самолет  по  ходу  у  Вас  замечательный. [smiley=thumbsup.gif]
 
Уважаемый Бродяга.
Я сейчас самолету проектируют тоже вне аэродромный, можете посмотреть, может замечания сказать.
Схема посадочная 2+2 с 912 ротаксом. Но большим крылом 11м размах и композитный, дальнейшие развитие А-27м.
И закрылок фаулера полноценный, с Су=3 ед.
За счет этого должен тягать 375кг полезной нагрузки
Разбег/пробег 100м
Скороподъемность 5м/с
Максималка 215км/ч (с ВИШ)
Минимальная скорость с закрылком 65км/ч.
 

Вложения

  • 2+2_001.JPG
    2+2_001.JPG
    40,7 КБ · Просмотры: 377
Уважаемый Бродяга.
Я сейчас самолету проектируют тоже вне аэродромный, можете посмотреть, может замечания сказать.
Схема посадочная 2+2 с 912 ротаксом. Но большим крылом 11м размах и композитный, дальнейшие развитие А-27м.
И закрылок фаулера полноценный, с Су=3 ед.
За счет этого должен тягать 375кг полезной нагрузки
Разбег/пробег 100м
Скороподъемность 5м/с
Максималка 215км/ч (с ВИШ)
Минимальная скорость с закрылком 65км/ч.
Да Алексей если могу быть вам полезен то конечно, задавайте вопросы попытаюсь ответить аргументированно с точки зрения пользователя, я ведь совсем на авиационный инженер и мои знания в этой области чисто практические основываются на опыте как правило негативном. Например по А27м двери хотелось бы чтобы открывались вверх или половинками как у пайпер каба, центральная консоль между сиденьями на мой взгляд совсем не нужна потому что мешает ногам уже через час полтора полета, монументальная приборная панель "как у настоящего самолета" занимает много места, закрылки удобнее с ручным приводом, двигатель устанавливать с выкосом чтобы скомпенсировать момент от винта,.....
Таких мелочей очень много и если учитывать их на стадии проектирования то это  легче чем потом переделывать на готовом самолете. Когда я поближе познакомился с американскими самолетами то обратил внимание что они очень просто и толково устроены, доводились в плане подобных мелочей очень длительное время, большим количеством разных людей, особенно пайпер каб и подобные ему конструкции.
 
1. Двери вверх самая маленькая проблема. На поплавках будет удобнее садится в самолет и закрывать дверь, это можно. Да и перенести не сложно.
2. А как консоль между пилотами мешает ногам ? Не могу понять ? По мимо этого там сектор газа, триммер и тумблеры всякие. На доску их вешать тогда придется.
Ширина кабины то на А-27м 1150мм я хочу сделать 1250мм, вроде не должна консоль мешать (борода в нашей терминологии).
3. Верхняя часть приборной панели, ниже линии визирования, смотрите картинку, если опустить панель то обзор лучше не станет, но сделать можно в принципе, тогда приборы придется растянуть по ширине, для обучения не очень хорошо... Но вы сами понимаете, что приборку можно и под заказ сделать из красного дерева с позолотой, это же не форма фюзеляжа, на который матрицы делать надо. Суммирую. Опционально предусмотреть альтернативные приборные панели по требованию заказчика.
А может линию визирования вниз сделать на больший угол ? И приборка не при чем ?

4. Закрылки с электро механизмом... Обычно шиком считаются... На первом А-27 и на А-19 как раз ручной привод, проблем нету, это дешевле и проще. Т.е. опционально предусмотреть ручной выпуск закрылков.

5. Выкос на двигателе... А что педалей не хватает разве ?
Вы же понимаете это не проблема совсем, там моторама регулируемая, конечно это можно сделать.

Уважаемый Бродяга, всё вышеперечисленное, относится к мелочам которые обсуждаются с заказчиком на этапе заказа и эти изменения вносятся в конкретный самолет уже. Помню люк делали, дополнительный багажный, бак ещё делали в салон дополнительно.
Приборного оборудования вообще никогда одинаково не было, кто даноны ставит, кто гармины, а кто будильники.

Было бы неплохо обсудить более серьезные проблеммы, которые влияют на геометрию, и которые тяжело потом исправить, такие как обзор, расположение стоек, ширину кабины,  основные параметры ( может крыло побольше и груза больше, за счет скорости). Да и то размах можно под заказчика побольше сделать... Или поменьше.

Что именно просто и толково в американских самолетах ? У нас была 172 цесна, эх и научились мы с ней...Пайпер я видел, рядом с нами базировался, механизм перестановки стабилизатора, не самый простой там, а на дальняк лететь в нем.... Посадка плотная ширина маленькая... Народ говорит 2 часа а потом худо.

Особенно по консоли ответьте, специально зашел в мастерскую посидел в 27-ом при моем росте 179 ну ни где ноги за консоль не касаются, может я неверно понял. Тем более сиденья с регулировкой на А-27м... Очень странно.

Я немного изменил ещё. Верхний обрез стекла выше. Вместо штуквалов ручки, задняя опора, стабилизатор вверх поднял (чтоб траву не цепляла). В багажник ещё двоих некупных людей можно посадить при неполной заправке. (Какой объем баков рекомендует кстати ?)


Неужели это всё не важно ? А важно тип закрылка электро или механический ? И форма приборки ?

Нужен ли механизм быстрого складывания крыла ?

Нужен ли предкрылок ?
 
Уважаемый леха (magnum). Может сдвинуть крепление рессоры чуть назад? Чисто эстетически, да и нагрузка от колеса будет восприниматься лучше.
 

Вложения

  • 123_079.jpg
    123_079.jpg
    60,5 КБ · Просмотры: 303
Алексей ветка про Just Aircraft SuperSTOL поэтому отвечаю на ваши вопросы на его примере.

1, Двери понятно

2, Почему мешает борода, не только на А27 и на цесснах тоже, объясню исключительно на моем примере может большинство пользователей это никак не коснется. На суперстоле пилотировать можно с любого  места и если будет борода неудобно или почти невозможно пересесть с одного сиденья на другое, мне приходится это делать конечно не в каждый полет, но достаточно часто чтобы обратить на это внимание. Возьмем те же поплавки и руление на ограниченной акватории допустим лодочная станция куда нужно зайти для стоянки, заправки и т.д. приземлились и рулим с левого места, сильный ветер, расположение понтонов и прочие условия таковы что нужно приставать правым поплавком и быстро пока не навалило крылом или хвостом на всякие острые предметы лодки, причальные стойки, релинги, флагштоки, просто торчащие трубы. Если ничего не мешает просто пересаживаемся направо даже в больших, грязных, развернутых болотных сапогах, потом ждем момент, выключаемся, выходим спокойно на правый поплавок(не забываем снять гарнитуру иначе провод можно оторвать) и придерживая самолет чтобы не проткнуть ничем крыло или хвост швартуемся.
Нам приходится часто снимать через открытую дверь или форточку, иногда лететь до места съемки несколько часов, на всегда можно заранее понять с какой стороны удобнее снимать или нужно делать несколько галсов учитывая что солнце низко и снимать против него плохо, если бороды нет то поменяться местами в полете очень легко, в противном случае надо найти удобную площадку, приземлиться выйти, на берег и поменяться местами. Еще тут про наши поплавки отмечу они установлены на таком расстоянии друг от друга что можно спереди держась за винт перешагнуть с одного на другой, на том А27 что я налетал на поплавках около 1000 часов это было невозможно перейти можно или через берег часто грязный и неудобный из за торчащих кустов или через кабину внимательно стараясь не за что не зацепится и не измазать сиденья. Так же приходилось подолгу летать на А22 около пяти часов, там места для ног меньше чем на А27 и устаешь быстрее.

3, приборка особо не причем просто мне нужен рабочий стол для всякого нужного под рукой включая открытый ноутбук для чего хочу добавить к передней панели что-то вроде откидного столика похожего на столик для еды в рейсовых самолетах. Наша приборка на фото и этом видео, обратите внимание что переключатель управляющий шагом винта под пальцем руки когда она на РУДе, также для запуска двигателя можно оперировать одной рукой выключателями зажигания, стартера и РУДом, а вторую на "подсос" или веревку например держать если на воде надо после запуска сразу начинать неудобный маневр. Так же видно место для ног и толстые провода потянув за которые можно одной рукой снять аккумулятор и положить его в карман.
[media]https://www.youtube.com/watch?v=c_Sx34JOh1I[/media]
 

Вложения

  • P1010200.JPG
    P1010200.JPG
    87,2 КБ · Просмотры: 402
  • IMG_2615.JPG
    IMG_2615.JPG
    46,6 КБ · Просмотры: 391
4, закрылки ручные, иногда нужно "подорвать" самолет из глубокого снега, грязи, или быстро затормозить к примеру, а так же иногда есть опасность что самолет отскочит тогда быстро убрав закрылки можно этого избежать, понятно что все это не для учебных полетов, но все же.

5, Выкос, педалей конечно хватает, но если выкоса нет то самолет с тянущим ротаксом влево поворачивает хорошо, а вот вправо надо сильно больше места которое не всегда есть, особенно на воде и в глубоком снегу. Идея с регулируемой болтами моторамой мне не нравится из за сложности, веса и меньшей надежности, а также потому что болты сзади и получается что ось винта не только отклоняется, но и смещается в сторону и надо делать несимметричный капот. Если же в сторону смещать заднюю часть двигателя, где места крепления моторамы и подушек то все получается красиво. Раньше я не думал и не понимал этого пока не попробовал самолет с выкосом, поверьте разница есть и она сразу чувствуется. Так же хочу добавить что предпочитаю для ротакса кольцевую мотораму.

Следующий вопрос с геометрией также на примере Just Aircraft, поскольку ветка о нем заходим к ним на страницу в раздел спецификация там три самолета, но они все собраны на одной ферме, разные только крылья три варианта, и шасси тоже три варианта, для колес, один с передней стойкой и два с задней. Фермы отличаются не сильно и если взять ферму суперстола то подойдут любые крылья и шасси на ваш вкус и кошелек. Правда если лайкомонг ставить то ферма длиннее нужна. Это я к тому упомянул что обращаю внимание как они могут работать с клиентом имея по сути две фермы и три крыла.
Вот про обзор коротенькое видео я тоже так сделаю сзади, а впереди уже все есть. Мое мнение на этот счет такое, чем больше тем лучше и вперед видеть хотелось бы как тут на DoubleEnder, но мешает мотор. Возможно у вас будет вопрос про мешающее солнце, то я сначала думал про рулонные шторки на пружинках, но потом просто взял а автоаксессуарном отделе первую попавшуюся складную шторку, а большие офисные клипсы для бумаг у меня всегда по трубам прищеплены, поэтому закрепить её в нужном месте секундное дело
[media]https://www.youtube.com/watch?v=JtAVA3HtDXc[/media]
 
Далее про толковость и простоту также у Just Aircraft, я уже упоминал что во всем китнаборе нет ни одной фрезерованной детали только стандартные трубки и листы металла в разных вариациях, тут же и "механизм складывания крыла" который вроде и есть, но в то же время никаких специальных деталей и приспособлений для этого нет. Всего то вырезанная из листа алюминия быстро снимающаяся крышка на фюзеляже и два штифта вместо болтов на передних лонжеронах. Пользовались складыванием крыльев за этот сезон три раза.

Предкрылок на мой взгляд нужен и спойлер элерона к нему очень даже к месту будет, но если предусмотреть разные варианты крыла, то клиенту можно будет выбрать и сильно сэкономить при этом, кстати про разные крылья сейчас вспомнил что у пипистреля тоже для одного фюзеляжа три крыла на выбор и два варианта шасси.
Сидеть в багажнике в суперстоле один может "как король" вытянув ноги если спиной вперед и просто поджав ноги если лицом вперед. Если надо вдвоем то вроде есть такая опция у них для длинной фермы и лайкомонга.
На суперкабе настоящем я пробовал летать, понравилось, сидеть удобно для ног места много, в отличие от J3, не понравилось только что багажника если вдвоем лететь нет или почти нет, и спать внутри невозможно по крайней мере без серьезных переделок.
Вместо штурвалов ручки, задняя опора, стабилизатор вверх поднял (чтоб траву не цепляла).
Тут я согласен полностью, правда не все любят задние стойки, и ручки РУС сделайте чтобы легко снимались без инструмента это совсем не сложно. А так же еще рукоятку сделайте около стабилизатора что бы удобно разворачивать и толкать назад самолет как у цессны 185 в вашем случае будет уместно, это такая вытаскивающаяся трубка. Ещё у цессен классные ручки между стеклом и капотом взявшись за которые и встав на специальные подножки на фюзеляже и подкосах удобно заправлять баки в крыльях. И резиновые топливные баки мне тоже очень понравились у них за океаном.
Механизм переставки стабилизатора с моторчиком мне понравился у Searey, но на суерстоле о котором тут речь необходимости в нем не чувствуется тример отклоняется на очень маленькие углы он почти всегда вровень с рулем высоты или немного отклонен в пределах на половину толщины задней кромки. Аэродинамические компенсаторы руля высоты становятся вровень со стабилизатором где то на 145-150км/ч, а на 120-130 выступают вниз примерно на толщину передней кромки. Стабилизатор и руль высоты плоские без профиля задняя кромка примерно раза в два тоньше передней. Педалей в полете "блинчиком" или чуть больше, совсем "не просит" можно даже рулить не смотря на горизонт держа ручкой шарик в центре, соблюдая скорость и прямой курс по компасу, но думаю это лишнее.

Объем баков, чем больше тем лучше, для меня в идеале пилот + минимум припасов и самого необходимого, а все остальное бензин. На А27 прототипе мы сделали общий объем баков 220 литров, регулярно, практически через раз заправляли по 150, больше уже как-то страшновато если вдвоем, да и взлетать он так не очень то хочет, хотя на глиссер выходит. Понятно что это далеко не всем интересно, но мне нужно на следующий год к примеру проработать логистику в том числе и по топливу, чтобы полетать от устья Лены до Чукотки, а бензин который можно залить в самолет есть только в Норильске и дальше по побережью до Певека тишина, да и там еще проверить нужно насколько достоверны сведения о качестве.
 
Про поплавки зимой пару слов.
Все примерно как и ожидалось, главное что бы поверхность была ровная.
Глубина и плотность снега практически не имеет значения, разве что в пухляк нужно сначала "выйти на глиссер" почти как на воде.
Тонкий ломающийся лед нестрашен, только конечно боком не нужно попадать и про замерзающие всюду брызги не забывать,
Наледи видно ли их или они покрыты снегом все равно, ощутимого замедления не чувствуется, главное не останавливаться прямо в наледи.
На льду или укатанном снегу  разворачивается "на месте" по следам будет две три колеи, там же при боковике можно не держать строго направление, а скользить боком главное чтобы не рыскал, сильно не раскачивать, примерно как не судах с воздушной подушкой.

Нужно опасаться,
Плохой видимости, на целине не всегда возможно определить высоту, при малейшем сомнении использую технику посадки как на водное зеркало,
Сильных неровностей и заструг потому что амортизация хоть и есть небольшая, но "оторвать" поплавки кажется совсем не трудно, тем более что они все еще прикручены по временной схеме.
На поплавках по снегу
[media]http://www.youtube.com/watch?v=yLiD1vXXhbU[/media]
 
Вспомнил еще один случай который у нас произошел с закрылками.
На этом самолете они управляются тросиками только в одну сторону на выпуск, у каждого закрылка свой тросик и оба они прикручены к рычагу управления закрылками, такая замороченная система сделана из за быстро складывающихся крыльев. Обратно закрылки возвращаются пружинами и воздушным потоком, синхронизация возможна только при выпуске. Один раз получилось так что по невнимательности при установки зализов один закрылок при уборке заклинил в полностью выпущенном положении, а второй полностью убрался, было страшно но "рулей хватило" для горизонтального полета несмотря на то на самолете еще не были установлены спойлеры элеронов. Думаю со спойлерами даже страшно не будет.
 
Руление на поплавках по весеннему льду, местами он ломается, а где то растаял уже и там просто вода.  Видно когда один поплавок проваливаетсясо со льда в воду, а другой нет, самолёт покачивает крыльями
[media]http://www.youtube.com/watch?v=O1Fr9XLU1d0[/media]
 
Вот на прошлой неделе в Салехарде был, небольшое видео со льдинами из ветки про посадочную площадку Обдорск.

К нам гости дорогие пожаловали! И преграды им не почем, а вот Наши Красавицы лодочки завистливо курят в сторонке.
Just Aircraft SuperSTOL на поплавках FULL LOTUS
[media]https://youtu.be/NcprQSsHgVc[/media]
 
В частном порядке меня стали регулярно детально расспрашивать "Расскажи как ты устанавливал поплавки?"
Поэтому решил осветить этот вопрос, тут на форуме REAA думаю это будет уместно.

До сих пор никто не ставил такой самолет на поплавки и воспользоваться готовым решением не представлялось возможным, автор конструкции SuperSTOL сказал что сам он не имеет такого опыта да и самолет он создавал не для этого.
Я строил этот самолет для вполне определенных задач основные из которых летать над водой на севере пониже и помедленней, поэтому я стал собирать информацию по теме из разных источников как со стороны конструктива так и точки зрения удобства при использовании. Получилось что в случае с фюзеляжем летающая лодка я не мог представить себе как сделать так что бы не разломать эту самую лодку о лед и камни поэтому и обратил внимание на эти поплавки, ну и потому что уже имел какой-то опыт полетов и ремонтов с этим связанных  как на лодках так и на поплавках в том числе FULL LOTUS
Пару постов выше при ответе на вопросы Алексея некоторые из этих мыслей озвучены, остальное постараюсь доступно изложить ниже.

Для начала немного теории, вот на мой взгляд достаточно толковая информация по данной теме включая и о поплавках FULL LOTUS, более менее все собрано в одном месте, название можно вольно перевести как Почему  поплавки приделаны именно так текст там не сложный много картинок и даже использование онлайн переводчиков позволяет его понять в общих чертах.
 
Я постарался установить фюзеляж на минимально возможную от поплавков высоту чтобы снизить центр масс, но и так чтобы было удобно приподнимать руками самолет как домкратом взявшись за подкосы в месте где они примыкают к крылу примерно так
В Байдарацкой губе
[mediaI]https://youtu.be/bszMvxHHHjI[/media]
Тут надо отметить что можно было запустить мотор и самолет пошел бы под своей тягой, но ветер хоть и не сильный но боковой и было бы много брызг которые попадали бы кругом сверху, а вода там соленая.
На других поплавковых самолетах которыми мне довелось пользоваться высота фюзеляжа над поплавками была существенно больше и чтобы их так двигать приходилось браться за поплавки, сильно при этом наклоняясь, что совсем не полезно для спины, да и усилия при этом возможно приложить существенно меньше, ну или подкладывать что то под ноги, а это что то еще найти нужно и двигать при каждом шаге.
 
Для самой рамы я частично использовал то что достались при покупке поплавков, они б\у и стояли раньше на А22 затем этот самолет поломали и распродали по частям. Недостающие части я купил тут же на этом форуме в разделе торговля это разные трубы 52х1,5 48х1,5 и алюминиевые профили 108 и 75 которые используют для подкосов. Получилось так смотрите некоторые фото по ссылке, обратите внимание на "весло" это его штатное место, почему именно лопата потому что грести лопатой можно а вот копать веслом не очень сама лопата из магазина, титановая, ручка тонкостенная алюминиевая труба внутри пенопласт так что все вместе может плавать по цене выходит примерно как весло
 

Вложения

  • IMG_9220.jpg
    IMG_9220.jpg
    176,8 КБ · Просмотры: 322
  • skanirovanie0237.jpg
    skanirovanie0237.jpg
    172,1 КБ · Просмотры: 326
  • IMG_9316_001.JPG
    IMG_9316_001.JPG
    166,3 КБ · Просмотры: 327
Назад
Вверх