К мысу Стерлегова на самолете Северок.

Sergey S

Я люблю строить самолеты!
Откуда
sssr
Дааа Виктор , как надо любить Север... рад за Вас.!
Вами должна гордится страна!
А как со снегами в такую пору года здается малоснежье или нет  ведь уже ноябрь к середине ...меняется климат видать охохооо...
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
:) Дмитрий спасибо за смешной коммент.
Стрелец, Sergey S спасибо.


Амдерма. День два. Душевный.

С утра немного планировал, но не выпланировал вылет. Позвонил я РП Воркуты в 7 30 утра, уточнил работу военных. Ну, летают ребята потихоньку, делают свое дело, правда зачем такой коридор на пол Арктики закрывать.. Нам ведь тоже работать нужно!
Иногда не меньше полезного людям приносим от малой авиации..
Впрочем, не расстроился.

Утром забросил Вам в инет свежие фотки и отчетик, а после пошел в школу. У ребят шли занятия, а я вначале пообщался с амбулаторией на первом этаже. Коллектив  небольшой, 6 человек, включая санитарок и водителя. Чистенько и светло. Молодцы.

На третьем этаже минутку поговорил с Галиной и Виталием Порывкиными.
Учителя- старожилы, весьма почитаемые люди в Амдерме. Не зря местные ученики на хорошем счету в Нарьяне и далее по стране, при поступлении после школы.
Саму школу признала недавняя комиссия аварийной - разошлось здание трещиной и сыплется ученым людям на голову потихоньку штукатурка.
Куда и кто будет переезжать, про то мне неведомо.
Лишь бы не развалилось оно, раньше переезда.

Душа просилась к морю, побродить над волнами.
Поковылял я по чистому дорожному льду, потихоньку к косе. Даже не завалился ни разу. Координация знаете ли у пилотов нешуточная :)

Ветерок намного тише стал, но на отмели волну красивую вздымает. 
Постоял, абстрагировался немного от суеты мирской.

Зашел с добрыми помыслами к своему другу, Юре Поповичу и обратно вышел уже с тремя свежими омульками. Вот так то!
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Темнеет рано, после 17 00 домой, Елена с Иваном Петровичем Кононюк пришли. Давай, что то вкусное стряпать, но я мужественно держался.

Ну, а вечером по приглашению, Людмилы Максимовой с полярки, собрались у нее в новой квартире с Русланом и Наташей Приказчиковыми и сыном Санькой в новом гидрометовском доме.
И так посидели мы, спокойно и душевно, что этим словом я весь день прошедший и обозначил.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Под конец проехали до домов строителей, я сфоткал строения по просьбе своего друга, Ильи Демержи, что служил в Амдерме в конце 70-х.

Ну, а после Рус с Наташей проводили меня до дома, да еще и гостинчик для дома выдали.

Тихо сейчас в Амдерме, только снежок сыплет пушистый. Новогодняя сказка на суровых берегах ..
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Самолет Северок благополучно вернулся из Амдермы в Воркуту с посадкой в Каратайке.

Полет не простой, со встречным ветром, дымкой и замерзающим туманом..
Красивый по погоде.

Пока делается отчет
 

Вложения

aeroneman

Так, не так - поддакивать не будем...
Красота.....
Мне, почему-то,  запали в памяти розовые арктические восходы. Особенно на восточных курсах, когда летали с Диксона  в Норильск, на ТО.
Что-то нереальное... :о)
Удачи!
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Благодарю, aeroneman

Ночь перед стартом с Амдермы была спокойна и коротка.

Вечером после подачи плана мне отзвонились с Питера, зонального центра и только когда я дал им уверенности, что мы с Северком уберемся из военной запретки к 9 утра, план утвердили.
Потом я еще посидел поработал с отчетом.
На сон оставалось 4 часа.
Ночь действительно оказалась коротка, как хвост бульдога.

С Алексеем Шпагиным на Буране, мы промчались в аэропорт по обледеневшей дороге. Спасибо, Андрею Соболеву, заезд к самолету утвердили заранее.
Пока подготовка самолета, решил немного утеплить редуктор. Время стремительно убегало.
Приехал Руслан и тоже поучаствовал в подготовке.
Со мной в Воркуту летит немного рыбки от друзей и передачи. Все это надо упаковать по правилам.

В плане моего полета, обязательная посадка в Каратайке для дозаправки, но какая она будет, никто бы сказать мне не смог. За день до этого, Эдуард Нефедов на своей Ниве поехал на аэродром и нехило там закопался. Поскольку мой самолет тоже колесах, то посадка могла стать очень опасной.
Вспомнив, что по пути на Амдерму видел следы снегохода на озере, решаю садиться туда.
Сообщил Эдику.

Судя по прогнозу меня ждет, резкая разница температур на маршруте и соответственно образование дымки и тумана, который конденсирует влагу.
Попрощавшись с друзьями и теть Ниной Сметаниной, матерью 8 детей, которая была на смене в аэропорту, самолет_Северок взмыл в посветлевшее небо Амдермы.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Пока светало я прошел озеро Тоин-То и реку Ою (Великая), приводящую в ужас своими скалами, крепких духом вездеходчиков.

Ближе к кряжам начала подстилать дымка.
Шибко высоко я летать не люблю, ибо можно потерять землю в таких условиях и в дальнейшем не найти при посадке, а потому постепенно нахватал паутинку дымки себе на крылья.
Ощущается, это на лету, как неустойчивость и дрожание самолета, сродни обледенению. Профиль крыла подкосы и все остальное покрываются быстро растущей изморозью. Впрочем если есть возможность уйти выше от переохлажденной влаги, изморозь постепенно исчезает.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Час двенадцать полета над безжизненной, уходящей в темноту полярной ночи, тундры.
Ни одной фигурки бояки-оленя или шустрого песца, полярной совы, да вообще никого.

Впереди над Баренцевым морем появилась розовая полоска солнца и быстро распространилась на подлете к поселку. Еще за пяток километров вижу фары на озере. Ближе и это уже целая Нива на льду!
Ничего себе морозики тут давили.

Строю заход на посадку, круг и посадка на снегоходный след.
Обнимаемся с Эдиком. Потом отзвон в Воркуту диспетчеру, едем домой. Ниче се, тут уже новая банька!
Быстрое кофе, разговор, рыбка в багажник для жарехи, далее заправка и вот уже мы снова на крыле!

Продолжение следует..
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Возвращение с Амдермы.
Часть вторая. Дымчатая!

Взлет с озера Каратайки, радовал отличным обзором на запад на Солнце и печалил затянутым горизонтом на юг, туда где дорога ведет меня к Воркуте, к друзьям и теплому очагу.

Дозаправленный самолет выходит на реку, вираж над поселком с набором высоты и уже потрясающей красоты виды, вскоре тревожат мою израненную изморозью душу.
Ослабевшее Солнце с запада барахтается в Баренцевом море, очевидно нижним краем оно зацепилось за меляк устья реки и никак не может перевалить из западни, свое жирное тельце

30 минут полета и все ближе молочная пена закрывающая весь горизонт впереди. Она мягко качается перед капотом самолета и как в романе, Станислава Лема, Солярис, состоит из живой субстанции, самоорганизующейся и неведомо что замышляющей, против одиноко летящего в нее самолета.

Такого интересного полета, наверно можно ждать всю жизнь.
Блеклая снегом земля и берега реки, полностью исчезают из видимости, внизу только молочная дышащая зыбь и тогда уже ловить нечего, самолет направляю по прямой маршрута и уже нет привязки к эфемерной вездеходной дороге.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Но, временами дымка сжалившись расходится и самолет вываливается в открытый полет.
Там виден внизу свежий след гусениц вездехода и периодически он залит грязной водой, выбитой многотонной машиной из подмерзшего болота.
А вот и сами вездеходы. Мужики стоят рядом с машинами, очевидно перекур. Машу им рукой, делаю приветственный взмах крылом и ухожу на юг.

Почти час полета
У меня была задача скинуть посылочку на базу Большой Паук, сторожу. Как назло, за пару километров до места, все покрыто ватным покрывалом.
Рискуя понацеплять дряни, с низкой глиссады выхожу по GPS на точку, но лишь секунду вижу смутные очертания строений, пронесшиеся под самолетом и ухожу в набор. Даже выше дымки все какое-то эфемерное, непонятно где кончается вата и начинается горизонт.
Не стоит. Риск весьма большой
Ложусь на курс домой.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Малый Паук, балки вижу отлично и здесь рубеж 80 километров от Воркуты

Вот и Сороковая, названная по километражу от Воркуты. Высота 208 метров, под местным названием, Мыслясянмыльк.
С самолета пасмурно проглядывается железный знак -тренога.
Отсюда край, но уже берет сотовая связь с Воркутой. Осенью когда мы вывозили Северок,  неожиданно на телефон прозвонился, Сергей Дорохов, беспокоившийся за исход операции.

Пробую вызывать по радиосвязи, Воркута-Вышка, тщетно, но еще через несколько минут слышу мой позывной. Становится легче на душе, коллеги помнят, не забыли, что я лечу.
Даю высоту, получаю давление аэродрома, корректирую высотомер и сообщаю расчетное прибытия на точку.

А внизу тягач ГТТ явно в ремонте, гусеница вытянута в ленту, рядом снегоход. Парни махают руками, снимаю подход к ним на видео, тоже взмах крылом.

Слева, узкой подсвеченной оранжевой ленточкой солнца, тянутся уральские горы. Воргашор затянут пасмурно, от него уже по прямой по ленточке засыпанной снегом тундровой дороге к базе. Посадка с предварительным кругом, чтобы не было препятствий. Связь с диспетчером. Встреча на базе.
Время полета с Каратайки 2 часа 15 минут, пройдено больше 200 километров.

Первый наш, друзья и такой непростой полет, в ноябре месяце к Карскому морю, к Амдерме, завершен благополучно!

Впереди технические работы, обслуживание и конечно новые полеты.
До связи!
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Амдерма.
Перезагрузка.


После нашего непростого возвращения с берегов Карского моря, в течении трех дней в Воркуте на базе были проведены работы по смене колесного шасси на лыжи, утеплению двигательного отсека.
Спасибо за помощь моим соседям по базе, Александру, Анатолию, Николаю, Григорию, Сергею Берстеневу и Александру Абганееву.
13 ноября основные работы закончил и благополучно провел облет.


14 ноября, прилично задержавшись из-за снаряжения самолета, загрузки, заправки и т.п., только в начале первого дня, Северок повторно вылетел в Амдерму.
Что имеем, тем живем.
Нужно работать и нарабатывать опыт.

Практически сразу после Воргашора погода ухудшилась, видимость упала. Больше всего я боялся, что дымка прижмет меня к земле до такой степени, что придется садиться с подбором и ночевать.
До кучи, блок питания планшета вышел из строя и мне пришлось экономить его заряд и работать по навигации, в основном с пилотажного Гланса Эфис. Который работает надежно, но не обладает такой наглядностью и оперативностью.
Видимость временами настолько ухудшалась, что терял из видимости вездеходную дорогу, вдоль которой летел достаточно низко.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Около 100 километров ушел Воркуты.
Полет вдоль русла реки, которая одновременно и лед, и в черных промоинах течений.

В проглядах синевы неба разглядел высотника, вышли со мной на связь, передал им свои координаты, получил давление по амдерминской зоне.
Перед Каратайкой начало быстро темнеть, пошел в набор, чтобы вырваться из дымки. Связь по телефону с РП Воркуты. Прошел поселок на 400 метрах.
Погода в этот момент по Каратайке
-4.3 давл 763 влажн100 ветер юго-восток 6 м/с. метель.

Внизу наблюдаю небольшой самолет.
Вышел на связь начальник площадки, Владимир Вехорев, дал мои данные Амдерме. Борт внизу очевидно готовится вылетать, слышу их на частоте 129.4, вроде Злин и как я понял наш АОНовский. Парни идут в темень на Нарьян-Мар.
Только удачи!
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Но у меня самого положение лучше некуда, впереди хребет закрытый дымкой, его уже почти не различить в сумерках.

Я иду с попутным ветром со скоростью 130-140 км/ч. В Амдерме на полосе света нет и, это весьма меня выводит из равновесия, поскольку сажать самолеты в темноте без освещения на лыжах на бетонную обледеневшую полосу еще никто не пробовал.
Ну что же, не привыкать нам с Северком..

Спросите, а почему не сажать самолет на снег на косе.
А нет там еще снега! Очень дефицит он в нашей Амдерме.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
У хребта поджало к земле дымкой, пошло обледенение, снизился сильнее, видимость улучшилась. Приоткрыл дверь самолета и откинул посадочную фару.

Впереди вдалеке неожиданно увидел огоньки, отлегло от сердца.
У южной оконечности озера Тоин -То, пробилась на связь Амдерма.
Плохо все.

Света на полосе нет и даже осветить машинами не успевают.
Со льда озера моргают фонариком, рыбаки на своих местах, а вот мне как то не радостно.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Чтобы не впилиться в антенное поле, которое где то рядом, стараюсь выдержать высоту и постепенно выхожу между аэродромом и поселком.
Иду вдоль береговой линии, справа чернеет и белеет бурунами море. Полет параллельно ВПП, фару включаю и все уже полосу не различить. Посадочная вертолетка освещена и здание аэропорта, как на картинке, а остальное в темных очертаниях. Надеюсь что маленькая Сонька, впоследствии честно передаст эти "краски осени" на видео.

Торец полосы, строю разворот, выход на прямую. Теперь все.
Гашу фару и габариты на крыльях. Все это слепит и ориентиры на земле не видны. Больше по интуиции скорость снижения, внимание только на полосу. Огромная безжизненная лента все ближе, мигом проносится мимо знак границы аэродрома, теперь вижу высоту, выравнивание..

Касание и самолет с грохотом и боковым юзом от ветра, несется по льду полосы.
Теперь уже включена фара и стараюсь удержать его на линии пробега.
Долгая Остановка. Выдох.

Голос диспетчера - Вы, там хоть в порядке? ..

Продолжение следует..
 

Вложения

vladk

Люблю летать!
?...впереди хребет закрытый дымкой, его уже почти не различить в сумерках. ...В Амдерме на полосе света нет и, это весьма меня выводит из равновесия...

Спросите, а почему не сажать самолет на снег на косе.
А нет там еще снега! Очень дефицит он в нашей Амдерме.
Извините, можно я другое спрошу: Почему, зная что света нету, нельзя было сесть в этой Каратайке (пока ещё чего-то видно и погода позволяет, если кто-то оттуда взлетать собирался) или вообще подождать с вылетом из Воркуты до утра, что-бы заведомо успеть в Амдерму до темноты?
 

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
Хороший вопрос, vladk
Решение было принято, зная все условия по световому дню и сумеркам, попутному ветру и скорости самолета, состоянию полосы и своим возможностям.


Амдерма. Перезагрузка.
В поселке.


После посадки, спасибо парням с аэропорта, самолет разгрузили привязали с Иваном Баландиным надежно. Сильной пурги я не жду, но все равно южак будет плотный, со снегом.
Андрей Соболев подбросил меня в поселок, а до этого пару минут поболтал с Русланом о житье бытье!
(Русик, спасибо за рыбку на капоте самолета)

После такого прилета, больше, чем душевной оказалась заполярная встреча вечерком нашей группы, Кононюки + Михайлов у Ирины Козюлиной.

Вечерком на Ниве, Ирины проехались выгулять знаменитую охотой собачку, Маню, на мост через лагуну.
В летящем и убивающемся об мрачную воду снеге, так хорошо постоять и подумать о том, как хорошо достичь своей небольшой цели и увидеть друзей.
 

Вложения

Vi-kTo-R

В Арктике звезды ярче...
На следующий день мы с Петровичем завели Уазик и к обеду проскочили в аэропорт. Нужно кровь из носа разобраться с зарядкой планшета и проверить увязку самолета. Все сделал оперативно, починился.
Проверил уровень топлива и в очередной раз порадовался за свой БМВ. Несмотря на то, что гнал на повышенных оборотах от Каратайки, стараясь догнать ночь, весь расход от Воркуты составил 25 литров 95-го бензина!

На обратном пути забежал в садик передал малышне чуток свежих огурчиков с зеленью, потом посетили с Иваном Петровичем небольшой пароходик с интересным названием, Чибью.

Кстати, Чибью, это приток реки Ухта. Имя и носил лагерный поселок, образованный в 1929г., а в 1939г переименован в будущий город Ухта.

Кораблик Чибью притарабанил в Амдерму здоровенную баржу с продуктами, но вместо недели ходил почти месяц, В активе у команды и шторма, и мели, и ледовый абордаж.

Соответственно, некоторые путешествующие с таким интересом туристы-овощи пострадали и подмерзли.
Теперь в местных магазинчиках наводят порядок, после выгрузки.
Ну, а Чибью под парами. Сегодня собирается уволочь обратно, эту же баржу уже с металлоломом
 

Вложения

Вверх