Читаю ваши споры и не понимаю о чем...Вы совсем не читали пост Игорюн,а там очень доходчиво все объяснено.... Ход поперечины достигает около 200мм, боковой узел из за изменения необходимой длинны боковых тросов совершает серьезные эволюции в вертикальной плоскости,а при быстром сбросе полиспаста ,это происходит быстро и скользящее соединение в носовом узле, очень кстати... НО это на СПОРТИВНЫХ ДЕЛЬТАПЛАНАХ, а у нас...Роман!!! Триммер на поперечине я видел только у Володи на Апогее, все, у остальных движение поперечины в полете не предусмотрено... Боковой узел никаких эволюций не совершает, а консоль изгибается только до бокового узла, а за ним балка и там совершенно другие изгибы и нагрузки...ЕСЛИ у ВАС боковой узел имеет ХОРОШУЮ степень свободы, то значит у вас неправильный поперечный контур тросов,который должен быть натянут на собранном аппарате( единственное прослабление, если центральные троса имеют регулировочные отверстия, для компенсации вытяжки паруса) но это настолько незначительно... Так что я не понимаю такого ярого спора, лучше поговорить о болтающемся поперечном контуре на поперечную управляемость ...Вот как то так я думаю. С уважением Виктор!!