Muprhy Moose SR 3500 (Мёрфи Муз) или просто лось

Thread moderators: DobroBro

DobroBro

Лосевод
Откуда
Сибирь
Всем привет!
Наконец нашёл время и силы начать описывать наш путь доведения до лётного состояния мёрфи муза или просто лося :)

Немного вводных данных
Речь в этой теме пойдёт о самолёте, построенном из канадского кит-набора в Казахстане, а затем купленного и перевезённого в Омск.
Страница кита на сайте производителя - http://www.murphyair.com/detail/moose.html
ДвигательO-540M-14P
Мощность250 л.с.400 л.с. (360 л.с.)
Максимальный взлётный вес1588 кг1588 кг
Вес пустого748 - 794 кг771 - 861 кг
Полезная нагрузка794 - 840 кг725 - 816 кг
Ограничения по перегрузкам+5.7 -3.8+5.7 -3.8
Площадь крыла16.9 кв. м.16.9 кв. м.
Скороподъёмность4.8 м/с7.6 м/с
Разбег244 м182 м
Пробег182 м182 м
Скорость сваливанияБез закрылков 103 км/ч / Полные закрылки 93 км/чБез закрылков 103 км/ч / Полные закрылки 93 км/ч
Скорость не превышаемая304 км/ч304 км/ч
Максимальная скорость в горизонтальном полёте250 км/ч281 км/ч
Круизная скорость (75%)230 км/ч241 км/ч
Запас топлива227 литров303 литра (очень странная цифра,
у нас в документах и не только у нас,
фигурирует число 380
)
Расход топлива (75%)53 л/ч57 л/ч
Практическая дальность (75%)981 км1280 км
Небольшая предыстория есть здесь - https://reaa.ru/threads/murphy-moose.5165/ (также видел ещё одну подробную тему о постройке лося, но к сожалению, никак через поиск больше не находится).
Конкретно наш самолёт строился в Караганде, затем перебрался в Алматы, где был доведён до лётного состояния и даже немного пощупал крылом воздух.
Время облёта и пробных полётов - 2013 год, и к сожалению по разного рода не позитивным причинам, на этом году наш самолёт и встаёт на "хранение".
По документам и со слов продавца, самолёт стоял с 2013 по июнь 2021, хранение было уличным.

"Наши дни"
Купили самолёт в середине мая на двоих. Текущие владельцы - Андрей (я) и Максим. Как раз в это время Казахстан закрыл свободное пересечение границы на фоне коронавируса, поэтому многие моменты пришлось решать удалённо. Очень много времени занял поиск транспортной компании и решение вопросов с документами. На удивление, таможню прошли быстро и без сюрпризов (хотя сюрпризы ожидались). И вот, 28 июня 2021 года лось прибыл в наши объятия :)
IMG_20210628_201734_2.jpg

IMG_20210628_201758.jpg

IMG-20210628-WA0035.jpg
Что мы имеем:
  • Кессон в одной консоли крыла течёт (в другой не течёт, и как позже мы узнали, это заслуга "интегрированных" баков вместо кессона :rolleyes:)
  • Давно не запускавшийся двигатель (по формуляру - каждые 3 месяца проводилась переконсервация + раз в год/полгода его всё-таки запускали, лучше бы этого не делали 😩)
План был такой - разобрать всё (в разумных пределах) и проверить состояние, качество сборки. Проверить и в случае необходимости заменить всю тросовую проводку, электрическую проводку, различные шланги и соединения, резиновые уплотнения и прочее. Работа над крылом в приоритете. Двигатель решили не пробовать запускать, а снять и проверить его состояние с помощью разборки (и вышло что не зря мы так решили).

Крыло
Так как оба полукрыла у нас были сняты и можно сказать очень просились в работу - мы решили с них и начать. К тому же очень было интересно узнать в чём причина течи топлива и посмотреть состояние кессонов.
photo_2021-09-07_21-15-42.jpg

p.s. на месте Толика я бы оставил свой "автограф" только при 101% уверенности за свою работу 🧐
Точную причину проблем с кессоном определить сложно, но всё сходится к двум моментам: некачественная подготовка поверхностей и/или неподходящий для этих целей герметик (возможно нарушение процесса нанесения герметика).
С второй консолью ещё интереснее - по следам герметика видно, что кессон там начинали делать также как и в первой консоли, но что-то пошло не так и решили "врезать" обычные баки.
photo_2021-09-07_21-15-35.jpg

photo_2021-09-07_21-15-39.jpg
Соединительные трубки оказались лопнувшими.
В итоге мы встали перед выбором - заморачиваться с восстановлением кессонов или с изготовлением аналогичных баков ...
Оба варианта нам не нравились.
Баки: емкость получалась сильно меньше заложенной (с двух баков на консоль выходило 150-155 литров, вместо 190) + вырезанные нервюры также смущали.
Кессоны: очень много головняка с отчисткой, подготовкой, выбором герметика, его нанесением и т.д. и т.п. + нет никаких гарантий что через 3-5 лет они снова не потекут.

Подумав и перебрав несколько вариантов, решили восстанавливать "родную" структуру крыла, то есть изготовить нервюры и используя их, сделать интегрированные сварные баки. Нервюры и стенки баков изготовлены из 1мм АМг6.
По сути нервюры будут являться перегородками и внешними стенками будущих баков. На каждое полукрыло по 2 бака, большой и маленький.
photo_2021-09-07_21-15-00.jpg
Спасибо Сергею SeriyGus за изготовленные нервюры 🤝
photo_2021-08-16_09-46-28.jpg

photo_2021-09-09_16-40-12.jpg
На текущий момент баки мы закончить не успели и соответственно сборку крыла тоже. В ближайшие 2 недели планируем изготовить первый пробный бак и примерить его, если всё будет ок, то продолжим остальные.

Форум не позволяет в рамках одного сообщения прикладывать более 10 фото. Поэтому нужно дробить :)
 

Clakser

Новичок на форуме
Откуда
Люберцы
Отличный самолет. Жаль у производителя проблемы и приостановили продажи.
 

DobroBro

Лосевод
Откуда
Сибирь
Продолжу, оказывается я не могу редактировать свои сообщения после 60 секунд с момента написания. Надеюсь модераторы поправят это дело 👀

Фюзеляж
По фюзеляжу, чтобы прямо критических моментов, мы не выявили, но недостатков много. В целом складывалось ощущение, что куда-то очень сильно торопились при сборке.
Усилили сужающуюся хвостовую часть, в районе последнего шпангоута. Устранили недоклёп по полу и лонжеронам. Вырезали 2 дополнительных окна (они и должны были быть). Поменяли обшивку днища, крыши (крыша была сделана из нескольких кусков, сделали одним листом). Поменяли и укомплектовали лючками места, которые ими должны быть укомплектованы :) И ещё много много другой различной, но необходимой работы ... Роману привет, держись 😁
photo_2021-09-07_21-15-33.jpg

photo_2021-09-07_21-15-30.jpg

photo_2021-09-07_21-15-25.jpg
Двигатель
У нас установлен двигатель М-14Б, компоновка АН-14. Время работы с начала эксплуатации - 249 часов (если верить формуляру). Казалось бы, двигателю ещё работать и работать, и лезть в него не скоро, но... Мы всё таки были настроены на снятие, разбор и дефектовку двигателя. Вот здесь нас ждали неприятные новости, после снятия цилиндров выяснилось что поршни больше мертвы чем живы, а цилиндры отполированы в зеркало. Причём все были как на подбор, без исключений.
photo_2021-09-07_21-16-28.jpg

photo_2021-09-07_21-16-54.jpg
Из своего опыта работы с автомобильными двигателями, причин задиров юбки поршня может быть много:
  • неправильная работа карбюратора, и как следствие большое количество топлива, которое сильно смывает масляную плёнку в цилиндре;
  • абразивный износ поршней в следствии попадания загрязнений в камеру сгорания (через систему впуска и/или плохой работы масляного фильтра)
  • перегрев двигателя
  • кратковременные запуски без прогрева двигателя
  • масляное голодание, прозевали уровень масла
Возможно кто-то сталкивался с таким на этих двигателях М14-Б(П) и знает более реалистичную причину - пишите, интересно услышать мнения. Я пока склоняюсь к мнению о некачественном подходе к консервации и запусках двигателя ...

К счастью цилиндры практически не имеют овальности, и есть запас по допускам на расточку и хонинговку.
Но вот поршни, с этим вообще беда - найти практически нереально.
Общался с серпуховским металлистом - по телефону разговаривают, но просят написать электронное письмо с запросом необходимых запчастей. Пишешь им письмо - ответа не дождешься. В сумме, написал писем 5, по телефону это дело не толкается. Возможно найдётся время на личную поездку в Серпухов.
Также общался с Румынами (M-14P Spare Parts,M-14V26 Spare Parts, Overhauling M-14P engine, Overhauling M-14V26 engine, Russian Overhauled Engines) - на контакт очень тяжело выйти, и также не отвечают на письма.
Пока что выглядит как затык в процессе, но хорошо что сейчас есть много дел помимо двигателя и нас это не стопорит.
Что также интересно - в остальном двигатель выглядит достаточно бодро :unsure:
Кстати, вот маркировка поршней:
photo_2021-09-07_21-17-08.jpg
Маркировка ничем не отличаются от поршней М-14П кроме литеры "Б" в конце.
 

DobroBro

Лосевод
Откуда
Сибирь
На текущий момент мы остановились на смывке старой краски, и подготовке частей планера к покраске.
photo_2021-09-07_21-17-05.jpg

photo_2021-09-09_22-22-20.jpg

Самые ближайшие планы:
  • сделать баки и собрать крыло
  • электрика
  • закончить очистку старой краски и готовиться к покраске
  • прояснить вопросы с запчастями к двигателю (заказать поршни)
 

DobroBro

Лосевод
Откуда
Сибирь
Отличный самолет. Жаль у производителя проблемы и приостановили продажи.
Как показало время и отзывы, у Murphy Aircraft Mfg Ltd. было всё негладко и в лучшие времена 😁 Часто поставляли некомплектные КИТ-наборы, причём на это жаловались и на американских форумах.
 

Andrresh

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Самара
Большая работа проделана. Подход правильный.парни молодцы.
Поршня может тут на форуме по кликаете.
Есть на форуме maslobak.
Игорь Б. С Быково МО. У него точно есть, дешево не отдаст , но можно поменять на что нить ему нужное.
Успехов Вам. Ждем новостей.
 

Clakser

Новичок на форуме
Откуда
Люберцы
Как показало время и отзывы, у Murphy Aircraft Mfg Ltd. было всё негладко и в лучшие времена 😁 Часто поставляли некомплектные КИТ-наборы, причём на это жаловались и на американских форумах.
Это да, но за 48тыс американских рублей, сложно найти что похожее(это без двигателя и авионики)). Жене еще понравилось в что в теории туда можно третьим рядом туалет сделать, и полет на дальняк пройдет на ура)))
 

Andrresh

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Самара
Да, при запасе топлива в 380 литров без биотуалета просто ни как.
При самом слабом расчете 6 часов. А вот на какое расстояние? Ну должно быть более 1200 км без посадки.
Маслобак литра на два надоб увеличить тогда.
 

DobroBro

Лосевод
Откуда
Сибирь
Да, при запасе топлива в 380 литров без биотуалета просто ни как.
При самом слабом расчете 6 часов. А вот на какое расстояние? Ну должно быть более 1200 км без посадки.
Маслобак литра на два надоб увеличить тогда.
А дополнительный маслобак то стоит, и не на 2 литра, а чуть побольше :) Мы вот как раз думали оставлять такое исполнение, или убрать его.
photo_2021-09-10_09-31-51.jpg
Правда, 6 часов в воздухе это нелегко во всех смыслах, лучше уж "перебежками" по 3-4 часа :)
 

Санек74ru

Люблю прыгать с нормально летящего самолета.
6 часов нормально, больше да,будет тяжело в давольно спартанских условиях. Надо просто предусмотреть чтоб была возможность складывая спинки кресел переползать на второй ряд, вытянутся, по лежать на диване закинув ноги на спинку впереди стоящего кресла,
Туалет:
мальчики могут и в бутылку или на памперс по маленькому,
девочки в памперс и на пеленку.
Все в свое время проверенно. ( я про мальчиков, девочек на борту не было, на як 12 стоял доп бак на 130 литров, на лесопатруле висели по 6 часов.
Ну а по большому или терпим или био за шторкой.
Масло бак конечно же ужасен, а рядом расходный топливный? Смотрю он соединен с маслобаком, это разжижение масла что ли?
Не, надо все это заколхоженное выкидывать.
Самый емкий маслобак кажется от Як18 Т. Кажется 24 литра рбьем , а заливают до 20 литров
Надо по гуглить( уточнить) и посчитать на сколько его хватит.
Ну или взять доступный и если Вы справились с нервюрами то отформовать нервюры маслобака, отрезать обечайку и добавить секцию.
Будет аккуратно и по авиационному.
А иначе зачем столько топлива возить?
Лететь далеко , долго и терпеть 😄
Ну или ставить М601, тогда как раз почти на три часа хватит, зато скорость точно как номинирует производитель, за 250 наверно перевалит , и будут те же 1000 км но за меньшее время. Долой биотуалет 😉
У Вас там есть в ДОСААФ товаришь Андрей, он по этим двигателям спец, Л410 из руин поднимал.
 

DobroBro

Лосевод
Откуда
Сибирь
Масло бак конечно же ужасен, а рядом расходный топливный? Смотрю он соединен с маслобаком, это разжижение масла что ли?
Нет, это как раз дополнительный маслобак 👀 Расходный находится внутри салона, у боковой стенки.
Эксперименты с двигателями это уж на далёкое будущее :) М601 очень интересный двигатель (y)
 

Clakser

Новичок на форуме
Откуда
Люберцы
Вчера получил письмо от производителя, опять начали кит наборы производить, сейчас даже скидку предлагают в 5к$, если сейчас заказ сделать, только как теперь это везти в рф
 
Вверх