В рамках моей деятельности в Комиссии вот моё крайнее письмо своему руководителю рабочей группы по нормативно-правовому регулированию, Министру открытого Правительства Абызову М.А.
Министру
Российской Федерации
Абызову М.А.
Уважаемый Михаил Анатольевич!
В ответ на письмо Департамента Правительства РФ по формированию «открытого правительства» №П-36-49013 от 19.09.2017 года о направлении предложений для формирования дорожной карты по развитию АОН, прошу принять мои предложения, направленные ранее, в том числе согласиться с предложениями направленными ГосНИИГА, как наиболее детальными и объективными.
Наши предложения, выражающие мнение авиационного сообщества были составлены под задачи АОН, однако на сегодняшний день надо констатировать фактически сложившуюся ситуацию в АОН - как критическую.
Мною также неоднократно ставился вопрос о легализации деятельности авиационных организаций ДОСААФ, однако они были выведены из плана работы рабочей группы Комиссии как непрофильные и мои неоднократные предупреждения о том, что авиационная деятельность ДОСААФ находится вне правового поля, подтверждено письмом Министра юстиции РФ №09-52025-МГ от 28.04.2017 года.
Если данный вопрос непрофильный для Правительственной комиссии, то наверняка где-то допущены ошибки, поскольку Постановлением Правительства РФ № 996 от 13.08.1996 года «Об утверждении временного положения об АОН» авиационный комплекс ДОСААФ был отнесён к АОН, воздушные суда сняты с реестра Минобороны РФ и отнесены в реестры территориальных управлений Росимущества, а с 2009 года правовое положение ДОСААФ было вовсе выведено из Воздушного кодекса РФ.
В настоящее время эксплуатация всего авиационного комплекса ДОСААФ находится под вопросом и требует внимания, поскольку на сегодняшний день это фактически корпоративная авиация эксплуатируемая вне правового поля, хотя по сущности относится к АОН.
На нашем крайнем заседании комиссии при Президенте РФ по вопросам развития АОН и НИТ ГЛОНАСС, от разных лиц достаточно часто звучали мысли о том, что АОН – это не за деньги, это частное и это для семьи! Эта позиция была озвучена на комиссии руководителем Росавиации Нерадько А.В., после моего выступления о введении рекреационного туризма в радиусе 40 км о КТА площадки или аэродрома, что является популярной мировой практикой и уверенно отделяет регулярные перевозки от экскурсионных полётов.
Такой подход к АОН только для частных целей противоречит не только мировой практике, но и сущности бытия, физической природе развития общества, но и провоцирует будущее видение АОН исключительно как забаву для богатых и состоятельных граждан, лишая её массовости и финансовой основы развития для создания посадочных площадок, подготовки пилотов, разработки и строительства ВС и так далее. При таком подходе органы власти должны на 100% субсидировать АОН и авиационный спорт тоже. Делая такие заявления от авторов не следует предложений на что будет развиваться АОН, поскольку в мире деньги пока ещё остаются единственным эквивалентом труда, развития экономики и инвестиций.
Во всех странах мира понятие АОН своё и отличается в формулировках, но по сути наделено отраслевыми задачами. Этот понятийный аппарат, в том числе, отмечен на странице 74 НИРа «Подготовка предложений по совершенствованию воздушного законодательства РФ в области АОН», направленного департаментом государственной политики в области ГА на Ваше имя 08.02.2017 г. за №01-05/2256-ИС.
С учётом всей этой «чехарды» в современной России АОН так и не стала отраслью, хотя и нашла своё отражение во всех Федеральных авиационных правилах. В данном случае я характеризую отрасль – как возможность определения места каждому участнику процесса, начиная от профориентации молодёжи с 12 лет, и заканчивая производством ЛА, где в промежутке стоят авиационные учебные центры, производство воздушных судов, пилоты, владельцы аэродромов и посадочных площадок, авиаконструкторы и инженеры, авиационно-технический персонал, организаторы воздушных праздников, регуляторы в лице государственных органов и другие. Ведь одно без другого не может развиваться и это всё взаимосвязано.
За последние годы в основном сообществом АОН, построены посадочные площадки, возобновлена деятельность заброшенных аэродромов из наследия СССР, подготовлены частные пилоты и пилоты сверхлёгких воздушных судов (СВС), проведены яркие воздушные мероприятия и многое другое. В частности, аэродром (посадочная площадка) – это дом для авиации и точка роста авиационной деятельности, это место приложения сил развития АОН в виде коллективной или клубной системы, это системный подход, особенно если она имеет развитую инфраструктуру.
У меня складывается устойчивое ощущение, что сегодня у регулятора утеряна идеологическая основа понимания деятельности АОН, а где-то и с попыткой её регулирования в интересах каких-то отдельных категорий граждан или организаций. Такой подход недопустим и является губительным, поскольку для того, чтобы добраться до задач надо понять идеологию, затем миссию (полезность), затем сформировать конечные цели, разработать стратегию и только потом определять задачи, как способы достижения результата. А на сегодняшний день этот порядок явно нарушен.
Понятие АОН закрепилось в России постановлением Правительства РФ №996 от 18.08.1996 года «Об утверждении временного положения об АОН», где оно звучало как – авиация используемая не за плату, а также выполняющая оборонно-мобилизационные задачи. К этим задачам законодатель отнёс деятельность авиационных организаций ДОСААФ, предыдущая деятельность которой в СССР, согласно ч.1 ст.3 Воздушного кодекса СССР в редакции 26.12.1961 года, не регулировалась как Воздушным кодексом, так и нормами Гражданской авиации СССР.
По итогам 20 летнего периода РОСТО-ДОСААФ ничто не мешало перестроиться и развиваться в русле АОН, несмотря на массовое сокращение учебных полков. Но РОСТО-ДОСААФ не выдержал конкуренции по разным причинам, включая организационно-административные, пересмотрев свои цели преимущественно на развитие автомобильного дела и оптимизацию «имущественного» комплекса.
Несмотря на то, что Постановлением Правительства РФ №973 от 28.11.2009 года на ДОСААФ России возложено решение государственных задач, региональные программы поддержки ДОСААФ остались не принятыми, а в действующем воздушном законодательстве «оборонно-мобилизационные задачи» и вовсе оказались исключёнными, а сама авиация ДОСААФ России сейчас не относится ни к одному виду авиации, а значит и лишено задач, что подтверждается письмом Министерства юстиции №09/52025-мт ОТ 28.04.2017 года.
Тем самым, возлагать сейчас на ДОСААФ России надежды на единоличное регулирование развития АОН нельзя до определения их правового статуса, но необходимо объединить деятельность АОН и ДОСААФ в достижении единых целей и задач, поскольку поле деятельности по сути идентичное.
В современном правовом поле АОН трансформировала своё понятие - как гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ. Казалось бы законодатель понятийно чётко отделил АОН от коммерческого эксплуатанта по перевозке пассажиров согласно требованиям ФАП-246, и коммерческого эксплуатанта по выполнению авиационных работ по нормам ФАП-249, оставив точки роста и извлечения доходности на самосодержание и развитие в области авиационного туризма, деятельности частных авиационных учебных центров по подготовке частных пилотов и пилотов СВС, проведении авиационных праздников и рекламных полётов, а также в предоставлении услуг по базировке воздушных судов, аэродромного сервиса и клубной работы по подготовке подрастающего поколения.
Для этих же целей руководителем Комиссии Левитиным И.Е. на имя Глав субъектов РФ были подписаны и направлены очень грамотные методические рекомендации по развитию АОН, авиационного туризма и разработке региональных маршрутов за №А-70598 от 24.03.2015 года. Но фактически в регионах происходит полный разрыв между «правосозданием и правоприменением» с формированием понятийного права, т.е. трактовки законодательства по понятиям.
1. Прокурорские иски на запреты авиационного туризма продолжают набирать обороты, несмотря на апелляционные решения судов в пользу АОН. Причём ссылка прокуроров на получение денежных средств настолько ничтожная, что противоречит концепции деятельности как коммерческих, так и некоммерческих организаций, где не исключается доходность, но различается расходность по целям и задачам. Такая неграмотность либо вызвана возможностью правового двусмыслия, либо непонимания целей и задач АОН. При этом ссылка на безопасность полётов не выдерживает критики, поскольку за год в России в АОН гибнет 35 человек, в большой и военной авиации 100-200 человек, а на автомобильном транспорте 23 000 человек в год. Авиация всегда несёт риск опасности и сохранит его в течение всего периода своего существования;
2. Меры собственной перестраховки в части террористической угрозы уже пересиливают все мыслимые и немыслимые степени собственной защиты с совершенно безсодержательными тезисами и ссылками на примеры в Ницце (Франции), которые наполнены огромным недоверием к собственному народу. По статистике за год в АОН не совершено ни одного акта террористической угрозы или события, в то время как на «большой авиации» такие факты были, не говоря уже про автомобильный транспорт. Возможно они были предотвращены в АОН силовыми структурами, но это не основание для запретов;
3. Деятельность авиационных учебных центров по подготовке даже пилотов сверхлёгких воздушных судов практически остановлена. Регулирование деятельности в области сверхлёгкой авиации идёт вопреки мировой практике с абсолютным недоверием к собственным профессиональным авиационным сообществам и Федерациям, что вызывает уже насмешки у иностранных коллег, а на нас накладывает обязанность объяснять им, почему у нас так;
.... продолжение дальше