TO [highlight]Bomber[/highlight]
При разбеге в отсутствии бокового ветра есть факторы, которые следует учитывать,
чтобы удерживать самолет прямо и не сойти с взлетной полосы под влиянием сил, действу-
ющих в этот момент на самолет (реактивный момент от воздушного винта).
У самолета с хвостовым колесом при вращающемся по часовой стрелке винте (если
смотреть по направлению полета), возникает крутящий момент, который разворачивает са-
молет влево. Чем больше мощность двигателя, тем больше величина этой силы. Это происхо-
дит из-за неравномерности нагружения стоек шасси, которая обусловлена реактивным мо-
ментом. Очевидно, что наиболее характерно сказывается при полной даче газа, в процессе
разбега.
При рулении возникает еще один фактор влияния воздушного винта. У такого типа са-
молетов плоскость вращения винта наклонена по отношению к земле, и как результат это-
го возникает несимметричность тяги винта, лопасть пропеллера, идущая вниз, произво-
дит больше тяги, чем идущая вверх, поэтому самолет еще больше начинает тянуть влево.
Кроме всего перечисленного, есть еще гироскопический эффект винта. Гироскопи-
ческие силы придадут самолету в момент подъема заднего колеса опять-таки дополни-
тельный импульс влево.
Тут не совсем все так просто. Да, опыта в этом вопросе у меня маловато. Приведу лучше, фрагмент статьи немецкого летчика с 40-летним стажем Хансйорга Штрейфенедера "Особенности полетов на самолетах с хвостовым колесом. Из опыта управления Piper PA-18 Super Cub." Журнал "Крылья" 1-2 за 2011 г. Перевод Галины Уколовой.Вероятно тяжёлый винт действительно больше стабилизирует, но мне кажется, есть и обратная сторона - при изменении оборотов разворачивающий момент вдоль продольной оси будет так-же сильнее...
При разбеге в отсутствии бокового ветра есть факторы, которые следует учитывать,
чтобы удерживать самолет прямо и не сойти с взлетной полосы под влиянием сил, действу-
ющих в этот момент на самолет (реактивный момент от воздушного винта).
У самолета с хвостовым колесом при вращающемся по часовой стрелке винте (если
смотреть по направлению полета), возникает крутящий момент, который разворачивает са-
молет влево. Чем больше мощность двигателя, тем больше величина этой силы. Это происхо-
дит из-за неравномерности нагружения стоек шасси, которая обусловлена реактивным мо-
ментом. Очевидно, что наиболее характерно сказывается при полной даче газа, в процессе
разбега.
При рулении возникает еще один фактор влияния воздушного винта. У такого типа са-
молетов плоскость вращения винта наклонена по отношению к земле, и как результат это-
го возникает несимметричность тяги винта, лопасть пропеллера, идущая вниз, произво-
дит больше тяги, чем идущая вверх, поэтому самолет еще больше начинает тянуть влево.
Кроме всего перечисленного, есть еще гироскопический эффект винта. Гироскопи-
ческие силы придадут самолету в момент подъема заднего колеса опять-таки дополни-
тельный импульс влево.