планер начального обучения КАИ-11

Носовой обтекатель. Похоже-треснул. Изделие допластиковой эпохи.
Полёты на Казанке,возле лыжной базы КАИ. (Мы там же летали через 25-30 лет) Похоже,это тот же аппарат,что и на фото в сообщении №7.
 

Вложения

  • nos_001.jpg
    nos_001.jpg
    196,7 КБ · Просмотры: 250
  • polet_003.jpg
    polet_003.jpg
    74,7 КБ · Просмотры: 269
  • let.jpg
    let.jpg
    47,7 КБ · Просмотры: 238
Погрузка в Ли-2 мотолебёдки. В самолёт уже погружен планер,есть основания полагать,что это тот же самый КАИ-11,что и на предыдущих фото. Куда лететь собрались? Может в Москву-генералам ДОСААФ технику показывать?
 

Вложения

  • Kopija_otlet.jpg
    Kopija_otlet.jpg
    198,5 КБ · Просмотры: 217
Круто! Зима Март 1958, дубак, ветром сорвало одну из подпорок люка на Ли-2.
Огромное человеческое спасибо!
Рад, что тема получила отклик в виде таких интересных документов.
Надеюсь, увидев её, откликнутся и другие участники форума, у которых есть какие-то достоверные сведения.
В Союзе серийно выпускалось не так много металлических планёров, а этот, на мой взгляд, совершенно особенный, потому что своими характеристиками он полностью уделывает Брошку. Кто-то возразит, что Брошка деревянная, а значит и более доступная для повторения в кустарных условиях. Но в начале 70-х была и деревянная реплика КАИ-11, которая называлась СА-9.

* Вижу, что некоторые мои посты требуют исправлений "в связи с вновь открывшимися обстоятельствами".
В частности: полеты на Казанке, лыжной базе КАИ - летает вот этот экземпляр? То есть "моя" фотка сделана не на Балтаси? Или это стандартная окраска?

**Что касается дублирования тем, полагаю, что объединять там нечего. Первая тема 2006 г была лишь попыткой собрать информацию. В этой я выложил всё, что смог собрать - есть разница.
 
стр.4, (орфография документа сохранена).

     силового шпангоута имеет легкий дуралюминиевый гаргрот.
     Элементы гаргрота выполнены из материала Д16АТ-л0,5; 0,6
     и 0,8 мм. В кабине установлены:кронштейна крепления педа-
     лей и буксирного замка и лыжи, кронштейны установки пилот-
     ского сидения, ручки управления буксирным и стартовым
     замком, кронштейны крепления вала управления, кронштейны
     крепления роликов ручного и ножного управления. Все они
     сварной конструкции, изготовлены из материала с30ХГСА и
     с20. Снизу, на днище, на продольных балках крепятся
     буксировочный крюк, кронштейны крепления колеса, изготов-
     ленные из материала с30ХГСА. В месте стыка кабины с хвосто-
     вой фермой на четырех сквозных болтах крепятся крон-
     штейны крепления подкосов.
     Кронштейны крепления крыла выполнены в виде гнутых
     стальных коробочек со сквозными болтами и распорными
     трубками.

      4. Стабилизатор.

     Стабилизатор выполнен по чертежу В3100-00.
     Представляет собой набор косых штампованных нервюр, вы-
     полненных из материала Д16АТ-л0,5; 0,6; 0,8 , лонжерона
     из материала Д16АТ-л0,8 и передней кромки. Соединение
     указанных выше деталей осуществляется при помощи книц и
     накладок. Кроме того, соединение осуществлено по отбор-
     товкам и язычкам нервюр.
     Стабилизатор навешивается на хвостовую ферму с по-
     мощью двух узлов. Передний узел представляет собою сталь-
 
стр.5

ную пластинку с20-л2,0, расположенную по оси симметрии между нервюрами. Эта пластинка имеет отверстие и продольную прорезь. Задний узел представляет собой пистон, установленный на лонжероне вблизи стыка и центральных кронштейнов навески руля.
     Кронштейны навески половин руля представляют собой профили, согнутые из листа Д16АМ-л1,5 с пальцами из с20.
     Кронштейны крепления подкосов на стабилизаторе сварной конструкции из с30ХГСА. Обшивка стабилизатора полотняная.

5. Руль высоты

     Руль высоты однолонжеронной конструкции с косыми балочными нервюрами, воспринимающими своим изгибом кручение руля. Лонжероны и нервюры выполнены из материала Д16АТ-л0,5; 0,8. В промежуткемежду узлами навески имеется дуралюминиевый лобовичек из Д16АТ-л0,6. Законцовка руля сварена из двух штампованных половин материала АМЦ-л0,5.
     Узлы навески - профиля, согнутые из материала Д16АТ-л1,5 с расклепанным пистоном.
     Оба руля соединяются между собой с помощью дуралюминиевых кронштейнов толщиной 4 мм. Соединение работает по принципу Шлиц-шарнира, имеет общий кабанчик управления. Обшивка руля - полотняная.

6. Руль направления

     Руль направления выполнен по чертежу В3300-00 и представляет собой однолонжеронную конструкцию с косыми балоч-
 

Вложения

  • TO5.jpg
    TO5.jpg
    191,7 КБ · Просмотры: 203
стр.6

ными нервюрами, воспринимающими своим изгибом кручение руля. Лонжерон и нервюры выполнены из Д16АТ-л0,5; 0,8; 1,0. В промежутке между узлами навески установлен дуралюминиевый лобовичек из Д16АТ-л0,6. Роговой выступ руля зашит обшивкой из Д16АТ-л0,5 с двумя диафрагмами и Д16АТ-л0,5. Законцовка руля сварена из двух штампованныхполовин материала АМЦ-л0,5. Нижний узел навески - профиль, согнутый из материала Д16АТ-л1,5 с расклепанным пистоном.
     Кабанчики управления сварной конструкции из с30ХГСА ставятся на руль с помощью сквозных болтов.

7. Посадочные приспособления

     Посадочные приспособления состоят из пневматика размером 200х80, лыжи, выполненной по чертежу В4600-00, и рессорного костыля.
     Лыжа склепана из дуралевых прессованных профилей со стальной полосой с30ХГСА-л1,0, заканчивается стальным сварным узлом, через который крепится болтом к ответному кронштейну фюзеляжа. Лыжа имеет резиновую амортизацию.

8. Управление

     Управление смешанного типа.
     Управление элероном жесткое /см.чертеж В5100-00/, осуществляется посредством жесткого вала, который приводит в движение тяги управления с помощью приваренных к трубе кронштейнов.
 

Вложения

  • TO6.jpg
    TO6.jpg
    194,5 КБ · Просмотры: 211
стр.7

     Управление рулем высоты тросовое, на вале управления приварены кронштейны, на которые с помощью болта ставится передний ролик. Задние направляющие ролики установлены в месте стыка хвостовой фермы с кабиной.
Управление осуществляется с помощью одной ветви тросов. Вал управления заделан с обоих концов в подшипники, задняя опроа на шарикоподшипнике, допускающем перекос осей.
     Ножное управление тросовое /см.чертеж В5500-00/. Управление выполнено из дуралевой трубы.

9. Сидение пилота и стенки сидения

     Каркас сидения пилота /см.чертеж В4900-00/ выполнен из гнутой дуралюминиевой трубы, соединенной промежуточной распоркой. Всё это отделано брезеновой обшивкой, которая дальше переходит в спинку сидения. Спинка сидения имеет регулировочные ремни, оканчивающиеся специальными крючками для крепления к торцам лобовика.
 

Вложения

  • TO7.jpg
    TO7.jpg
    163,7 КБ · Просмотры: 201
То есть "моя" фотка сделана не на Балтаси? 
В Балтасях зимой делать в общем-то нечего (последние десятилетия), а добираться долго и тяжело.
Зимой целесообразно (было) летать в черте города,и базироваться на лыжной базе КАИ.
 
Так еще были зимние фотографии с пятиэтажками на заднем плане. Местность, так полагаю, в районе Жилплощадки.
 
Подлётывал на КАИ-11 (или СА-9, не помню точно) зимой 1972-1973 г.г. на льду Казанки, летом 1973 г. на аэродроме Балтаси  студентом 1 курса КАИ. Хранили и ремонтировали в помещении клуба "Факел" и в СКБ-1 КАИ.
 
Судя по информации, которую удалось нарыть в сети, клуб "Факел" был организован для полетов на трёх деревянных СА-9, которые, видимо, были сделаны потому, что металлические КАИ-11 к тому времени уже "закончились".
Надавно в сети мне попадалась ссылка на цветную фотографию СА-9 "Вконтакте". Но у меня вконтактика нет, поэтому рассмотреть поближе не удалось.
Са-9 тоже достаточно интересный вариант. Если брошка изначально была рассчитана на школьника, то "похожий" деревянный планёр SG-38 рассчитан на взрослого. Полагаю, что СА-9 был по своим экспл. свойствам гораздо лучше SG-38.

Александр, если не трудно, напишите немножко о том, как вам леталось на КАИ-11 (СА-9).
 
Судя по информации, которую удалось нарыть в сети, клуб "Факел" был организован для полетов на трёх деревянных СА-9, которые, видимо, были сделаны потому, что металлические КАИ-11 к тому времени уже "закончились".

Отличная фраза, идея, предположение, догадка,гадание, мысль.
 
Это были подлёты не выше 3 метров с резинового амортизатора...  Собственно, это были занятия со школьниками в клубе "Факел". И не с простыми школьниками, а с трудновоспитуемыми (был такой термин), хулиганами, можно сказать.

В то время на аэродроме Балтаси стоял, но уже не летал КАИ-12 "Приморец".
Так же прекрасно помню, что осталось от спортивного новенького планера СА-8Т, когда в полёте оторвало одну консоль...
 
Отличная фраза, идея, предположение, догадка,гадание, мысль.

Не совсем понял на счет гадания. В посте выше, в "Моделисте", как раз написано об этом. Если считаете, что я сделал неправильный вывод - предложите правильный, на ваш взгляд.
Кстати, как из DJ-View сделать jpeg-картинку ?
 
Это были подлёты не выше 3 метров с резинового амортизатора...  Собственно, это были занятия со школьниками в клубе "Факел". И не с простыми школьниками, а с трудновоспитуемыми (был такой термин), хулиганами, можно сказать.

А почему только с резинки? Лебёдку не выдавали?
 
Вот ещё документ,обнаруженный в старой папке с фотографиями. Видимо,многие из перечисленных в нём людей,и есть создатели КАИ-11. Кое с кем из них, я познакомился работая недолго в "Соколе" 5 лет назад. Знаю,что В.Якубов и сейчас работает в конструкторском отделе вертолётного завода. Мой приятель общается с ним, можно пораспросить про этот планер....
Лирическое отступление.
Вообще,интересные ощущения испытываю при работе с архивом. Беру тех описание, на нём заржавевшая скрепка.Чтобы разделить листы,скрепку надо разгибать. Пришла мысль:
А ведь её воткнули, ещё до моего рождения! Разгибать или не разгибать? :🙂
В клубе "Факел" трудные подростки не только полётами занимались,гораздо большее их кол-во было в секциях картинга и мотоспорта.
КАИ-12 был спасён, восстановлен, а позже "почикан" С.Ю. Борзенковым.
 

Вложения

  • spisok_001.jpg
    spisok_001.jpg
    179,4 КБ · Просмотры: 214
Так никто и не говорит, что они были одинаковые. Похожи, примерно нак Ла-9 на Ла-5.
 
Назад
Вверх