Подумаем о планеризме... а может даже и что-то сделаем!

argentavis

Я люблю строить махолёты!
С такой лебедки, человек-легенда Янусов летал на горе со своими мальчишками в 1978 году. Таскали полиспаст Волгой Газ 21.
Ну вот, значит я думаю в правильном направлении. :)

Вадим Николаевич Янусов
История, достойная экранизации!!! [smiley=thumbsup.gif]
Тросоруб нужен не для того, чтобы выключать тягу, а чтобы трос отрубать.
Ясно.
Ну с этим тоже проблем нет. Как я уже писал, можно и ножичком чикнуть, можно и на тянущем блоке, сделать резак. Это устройство простое, если не сказать примитивное.

Вам не кажется, что скорость Волги и джиперской лебедки отличается раз эдак в сто?
Ну так и сила тяги волги, далеко не 5 тонн. И ехала она со скоростью вряд ли более 40км/ч.
 

AlMasasin

Я люблю строить самолеты!
Блок на машине нужен для увеличения скорости троса, мало реально нестись по полю 60-80 км.ч а так всего 30-40, Второй блок для разворота направления тяги чтобы водитель контролировал процесс.
 

argentavis

Я люблю строить махолёты!
Зачем портить лебедку.
Почему портить то? Это использование штатной лебёдки на джипе (в моём случае уаз "Патриот"), как дополнительная опция. Она остаётся в том виде и качестве на автомобиле, для чего она и предназначена. Сделать нужно только полиспаст соответствующий, и затраты при этом минимальны и возможности лебёдки расширяются.
Кроме того, использовать движущийся автомобиль в варианте, показанном Хенриком можно на равнине или там, где есть хоть какая то дорога. С лебёдкой можно воспользоваться какой нибудь возвышенностью, если местность холмистая, а полоса небольшая. Тогда возможности по затяжке улучшаются. Якорь можно внизу на склоне, а автомобиль с лебёдкой на горке, планер на подходящей поляне или вообще на соседнем холме. И двигаться никуда не надо, и управлять процессом проще.
 

VeSiL

Я люблю строить самолеты!
Откуда
д.Топкая
Эти манипуляции с авто для полетов одного -себя любимого...
Более интересны лебедки для хотя бы небольшой группы планеров (3-5 шт).
@ AlMasasin
Спасибо за ссылки на зарубежные варианты. Наибольший интерес представляет американская на базе силового агрегата с автоматической коробкой, правда, как там живется сателлитам в редукторе заднего моста? Хотя наработка мизерная - за год несколько часов и в масляной ванне.

И все же надо составить ТЗ на отечественную лебедку  для планеров взлетной массы до 250 кг с доступным силовым агрегатом от малолитражки 1,5-1,6л (ВАЗ, ИЖ, Рено и пр.)
В условиях штиля скорость намотки троса до 20 м/с. Регулирование мощности и оборотов на барабане только дроссельной заслонкой (никаких ручных КПП), связь мотора с барабаном через штатное сцепление, чтобы действия оператора лебедки были сходны с управлением автомобилем. Обязательная защищенность оператора от обрыва троса и принадлежность тросоруба.
Возможность монтажа на массовые одноосные прицепы для транспортировки по полю для разных направлений старта и переезда в иные места полетов...

Экономических ориентиров пока нет, это  у кого что получится ;)
 

коток

Я люблю строить самолеты!
Почему портить то? Это использование штатной лебёдки на джипе (в моём случае уаз "Патриот"), как дополнительная опция. Она остаётся в том виде и качестве на автомобиле, для чего она и предназначена. Сделать нужно только полиспаст соответствующий, и затраты при этом минимальны и возможности лебёдки расширяются.
Кроме того, использовать движущийся автомобиль в варианте, показанном Хенриком можно на равнине или там, где есть хоть какая то дорога. С лебёдкой можно воспользоваться какой нибудь возвышенностью, если местность холмистая, а полоса небольшая. Тогда возможности по затяжке улучшаются. Якорь можно внизу на склоне, а автомобиль с лебёдкой на горке, планер на подходящей поляне или вообще на соседнем холме. И двигаться никуда не надо, и управлять процессом проще.
максимум что вы сможете сделать своей лебёдкой, это натянуть амортизатор .  мощность навесной лебёдки внедорожника явно недостаточна.
Предположим что ваш аккумулятор кратковременно  выдаёт стартерный ток       в  1000 ампер , следовательно без учёта потерь на преобразование и на полиспаст 12*1000 = 12квт в пике , в реальности же киловатта 3,  ничего вы разогнать не сможете.
 

henryk

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Krakow
http://www.sebastiankawa.pl/wp-content/uploads/2018/04/IMG_6958.jpg

http://www.sebastiankawa.pl/wp-content/uploads/2018/04/IMG_6946.jpg

=Jakov Shrage v GP-15 (Previdza)...

27       5      GP       Iakov Shrage      GP 15 E Jeta      1,300
 

AlMasasin

Я люблю строить самолеты!
правда, как там живется сателлитам в редукторе заднего моста?
Сателитов нет там возможно, диф заварен.
Применить целесообразнее не отечественные двигатели а иномарочный силовой агрегат с АКПП меньше работы цена не значительно выше.

Минимально затратная лебедка может быть сделана по следующей схеме: Донор - Волга, Соболь-Газель, Уаз- достаточно большой момент на валу двигателя. Цена невысокая , ремонтопригодность хорошая. 1.5 - Ваз думаю момент маловат нужно пробовать.
Из старых дисков делается барабан и крепится вместо колеса.
На угол бампера вешается направляющий ролик(ролики) с тросорубом.
Готовая самоходная лебедка, это описано в Мех старте там применяется , Газ-АА мощность не более 50-60 лс.
Варианты усовершенствования- иномарка класса волги с АКПП обьемом двигателя 2,5-4 л.- "заварка" дифференциала по необходимости. - двух барабанная система при большой загрузке два троса для затяжки с переключением потока мощности.
Или смотка-размотка одним механизмом.
[ftp]https://youtu.be/gx3j72CRZss[/ftp] это возможно более правильное развитие лебедки.
 

argentavis

Я люблю строить махолёты!
  мощность навесной лебёдки внедорожника явно недостаточна.
Я уже тоже подумал об этом. Похоже что так.
Остаётся компромиссный вариант с полиспастом на 12-15 петель и движением джипа на пониженной передаче, чтобы сократить путь движения авто при ограниченной возможности буксировки по условиям местности.
 

argentavis

Я люблю строить махолёты!
Эти манипуляции с авто для полетов одного -себя любимого...
Более интересны лебедки для хотя бы небольшой группы планеров (3-5 шт).
Да, это так, но лиха беда, начало!
Вокруг одного планера, уже может образоваться группа единомышленников. Где два человека, там может стать и три, и пять. А там глядишь и второй, третий планер построится.
Я думаю, что таких одиночек по России много. На планер могут пересесть некоторые парапланеристы.
И если расширятся возможности для затяжки при сравнительно небольших затратах, то глядишь, не так и плохо станет в нашем планеризме. :)
 

Гражданин Галактики

Я люблю строить самолеты!
Хорошо рассуждать о вкусе устриц, когда их пробовал. Посему потрачу немного букв, пытаясь донести пару истин.

1. Планер - это то что не только парит, но и летит. Даже АС 4 115, с обещаемым качеством под 30, очень посредственный планер. За счет низкой удельной нагрузки он неплохо парит, и способен использовать небольшие узкие потоки, но дальше, на переходах... Сама суть планеризма - веер принятия решений, это восхитительные небесные шахматы с их многовариантностью. Обрезание качества - кастрация идеи планеризма. Возможно на летающий сарай с качеством менее 20, найдется пару энтузиастов, ну попрыгают, ну попарят над полем, но дальше что? Любого адекватного человека подобные попрыгуньи лишь отвратят от идеи полетов на планере.

2. Дешевизна и доступность. Не нужно строить иллюзий. Планеризм по определению дорогой спорт. Способ его удешевления - клубы с долевым владением техникой. Но нормальной техникой, на которой можно нормально летать. Заинтересовать же массово людей попытками летать на налетающей технике - убить идею. Да, можно собрать что-то, и с риском для жизни поиспытывать, но... дорого это в сумме. Особенно если ценить время жизни и здоровье.

3. Лебедки. Если брать 115 как одноместный (АС4) - полно дешевых пассивных лебедок вполне способных затянуть подобный планер. Главное чтобы машина смогла под сотню по полю мчаться.
Парапланерные гидроактивки не все  смогут, не хватит скорости. 
Дешевые механические самоделки со стальными барабанами и тросом - верный путь в могилу. На взлете считаем возникающую при переходе в набор перегрузку от неизбежного торможения (в 1.4 раза) разогнанного троса, барабана и других вращающихся веселых деталей. Бланик выдержит. А 115 ???? Я бы не рискнул. Учить оператора "Волги" тоже. Надежный путь есть - гидравлика и отработанные на парапланеристах схемы, но это достаточно дорого.

4. Дорого и надежно. Дорого и красиво. Частые сочетания. Но они рабочие. Как то моя парапланерная лебедка  выполнила 350 буксировок за день, во многом из-за того, что ее бюджет был около 35 К евро. Она бесперебойно работает, обеспечивая безопасные полеты. И это лучший способ популяризации.
Нет достаточно ресурсов - лучше выбрать  парапланы, с их современными характеристиками это нечто фантастическое. 10 лет назад я поставил рекорд РФ слетав на 340 км за 9 часов 35 минут.
Параплан - это значительно безопаснее идеи в том виде что озвучена.

5. Чтобы было понятно - мой годовой планерный налет (ASG - 32 MI) за прошлый сезон составил 920 часов. 750 в Альпах, остальное в Южной Африке. Я повидал планерный мир и могу сказать лишь одно - планеризм сейчас занимает не очень большую  нишу, куда приходит не так много людей. Некоторые попадают из парапланов и дельтапланов, в поисках новых возможностей, меньшее количество приходит сразу. Но шанс, что они останутся - лишь в яркой красоте этого спорта. Планер должен летать! Лично мне когда то отбили все желание ( в 1998) подходить к планерам два доля-ба, тягавших Бланик за старым москвичем, Они выпросили у меня восьмерку и дернули таки веревкой на 80 метров, чудом развернувшись на 180 градусов. Радовались долго. А через час я улетел в многочасовую прогулку по небу на параплане, искренне недоумевая зачем был нужен этот маразм.

6. Резюме - единственный реальный рабочий вариант в поле 115  это аналоги по качеству с АС4 115 после минимальной базы на Бланике.  Пассивная лебедка напрямую на аэродроме или она же через блок на поле Возможна версия "малинки" с тянущимся синтетическим тросом. Но все это все равно достаточно опасно, ввиду того что буксировки будут в одноместном варианте, а при частых (неизбежных) обрывах троса под тягой, время до первого штопора у недостаточно подготовленных на двухместной машине пилотов,  дело лишь статистики.

7. Нормальный рабочий путь - клубы коллективного владения  как в Европе. С разумными годовыми взносами и возможной их частичной заменой на трудочасы.
Да, это не совсем дешево.
Но это реальность, позволяющая летать, а не мучатся.
 

AlMasasin

Я люблю строить самолеты!
Игорь спасибо за развернутый пост. Соглашусь почти со всем, устриц попробую на майских в Сплите - говорят лутшие в Средиземном море.
Не обижайтесь если что не понравится, не с целью обидеть или оскорбить.
Начнём с конца Хорошо+качественно но дорого - поделить расходы , я ЗА  но, это уже вне 115 кг или буксировщик уже за 115 от сюда и главная проблема взаимодействия с СИСТЕМОИ. Не Вам(Тебе -не знаю как лучше) объяснять от этого ты и устрицы уехал трескать. О том топик стартер и начал.
Второе не всем интересны шахматы, некоторые довольны и шашкам или как пацаны в "Чапая". Это к вопросу качества, скоростей и маршрутов.    Час поболтавшись на параплане возле горки я уже очень доволен , согласен мало, но очень маленькое количество людей может себе это позволить и совсем еденицы побольше ( этих я лично знаю). Иногда и морковке надо радоваться, а то и устрицы некоторых уже не радуют и в других видах досуга пришёл к тому.
Штобы продлить удовольствие, нужно жить по дольше, для этого нужно учится хорошо= на спарке с инструктором, в школе с хорошей репутацией. Этот вопрос в данном форуме к сожалению вероисповедания и потому не рассуждаю на эту тему. Но любая спарка нормально летающая снова выпадает из 115 смотри пункт 1.
Ну и третье сама тема постройки  интересна, мозги заставила пошевелить, иногда сама идея позволяет дышать дальше и что-то делать и желать.
Варианты решения проблемы для меня понятны , интересуюсь планерными школами в Польше ( друг там живёт). Не готов разменять 700 часов налета в год на много других интерестных дел. Не готов поменять ПМЖ на место где всё хорошо и правильно- здесь друзья, родственники, могилки, потому буду варится в здешнем "маринаде", стараясь немного подсластить хотя бы для окружающих.
С Уважением! Ещё раз повторю не хочу никого обидеть.
 

VeSiL

Я люблю строить самолеты!
Откуда
д.Топкая
Конечно, Волков прошел большой путь: получил, авиационное образование, реализовал полученные знания в практической самостоятельной работе над устройствами для полетов и от парапланерных висений (более 9 часов!) дошел до уровня мастера планерного спорта за очень короткий срок. т.е. к 40 годам стал мэтром планеризма. Посему, сказанное им в основном бесспорно, подтверждено практикой полетов как в России, так и за бугром.
Но приглашение к раздумьям начались с рассмотрения причин - почему здесь не летают массово ни на чем  - от параплана до мультиэнджин... Пришел у выводу, что населению следует обратиться к категории до 115 и начать с безмоторных ЛА. Без этой начальной ступеньки  - массово в небо не подняться.

Безопасность полетов прежде всего в ясном осмыслении сути предмета занятости, доступности и гласности практики полетов, а самостоятельная постройка учебного планера в коллективе с опытными строителями приводит к наиболее полному знанию материальной части и осмысленному обслуживанию, ремонту повреждений. Все остальные радости от возгласа: "Погода-бомба!!!" до "Летчик жив-полет удался!" - непременные спутники всех категорий: от 115 и выше. ;)

С лебедками народ будет работать. Гидропривод барабанов не единственное решение, механический долгое время работал и может далее сохранять присутствие на летных полях. От обрыва троса гидропривод также не спасет, если прощелкали место износа троса до критического...

И да- планеризм достигает солидного развития в больших дружных клубах. Усмань, похоже, до способности жить на членские взносы участников полетов еще не дошла. Возможно, на более скромных площадках (по размерам, оснащении помещениями, парке ЛА, уровне сложности полетов и пр.) это станет возможным. Ясно одно - наибольшие затраты на приобретение "бумажек" от чиновников, которые на безопасность полетов такого рода действуют  только отрицательно - денег на организацию и выполнение полетов у планеристов не остается :mad:
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Дешевые механические самоделки со стальными барабанами и тросом - верный путь в могилу. На взлете считаем возникающую при переходе в набор перегрузку от неизбежного торможения (в 1.4 раза) разогнанного троса, барабана и других вращающихся веселых деталей. Бланик выдержит. А 115 ???? Я бы не рискнул. Учить оператора "Волги" тоже. Надежный путь есть
Совершенное заблуждение! Лебёдки с мотором мотоцикла "Урал" надёжно тягали планера "до 115 кг" (даже 2-х местные ;)) на высоту 300 м годами. Операторами были даже ученики 10-го класса. Разумеется, тросоруб и разрывное звено присутствовали.
https://youtu.be/BULMtBqxCYk
3. Лебедки. Если брать 115 как одноместный (АС4) - полно дешевых пассивных лебедок вполне способных затянуть подобный планер. Главное чтобы машина смогла под сотню по полю мчаться.
:eek: А вот этого трэша не надо!
Нет достаточно ресурсов - лучше выбратьпарапланы, с их современными характеристиками это нечто фантастическое. 
Однозначно, шаг от параплана к А-1 или SG-38-это шаг назад!
6. Резюме - единственный реальный рабочий вариант в поле 115 это аналоги по качеству с АС4 115 после минимальной базы на Бланике.
Нет. В Ульяновской ЮПШ, курсанты обученные на планере УК-00 началам парения, над аэродромом, без проблем вылетали на планере "Стимул" с К=16, а далее и на АС-4 бы пересели (будь он)  То есть, весь путь в рамках 115 кг реален.
Но дёшево не будет, это точно! 
Лично мне когда то отбили все желание ( в 1998) подходить к планерам два доля-ба, тягавших Бланик за старым москвичем, Они выпросили у меня восьмерку и дернули таки веревкой на 80 метров, чудом развернувшись на 180 градусов. Радовались долго. А через час я улетел в многочасовую прогулку по небу на параплане, искренне недоумевая зачем был нужен этот маразм.
;D [smiley=thumbsup.gif]
 

Hind

Sailplanes my love
Откуда
Москва
Лебёдки с мотором мотоцикла "Урал" надёжно тягали планера "до 115 кг" (даже 2-х местные Подмигивание) на высоту 300 м годами.
А какой там был диаметр барабана, его масса, и диаметр троса? И он точно там стальной был?
 

Hind

Sailplanes my love
Откуда
Москва
Дешевые механические самоделки со стальными барабанами и тросом - верный путь в могилу.
Игорь, а что ты скажешь про дешевые механические самоделки, но с таким же тросом как в твоих парапланерных, с легким барабаном малого диаметра и тросоукладчиком?
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
А какой там был диаметр барабана, его масса, и диаметр троса? И он точно там стальной был? 
Точно стальной. 3 мм, длиной 900 м. насколько помню. В Ульяновске была дельтапланерная лебёдка "Гилея". В теме про лебёдки, даже откликался один из её создателей.
Наружный диаметр барабана около 0,6 м. Про массу -не в курсе. Я её не разбирал.
Высота запуска заметно зависела от силы встречного ветра.
В Казани, мы КАИ-502 и "Геркулесом" запускали, но не выше 100 м, на "пол-газа".
 

Гражданин Галактики

Я люблю строить самолеты!
По лебедкам.
Все вариации на тему Урала тягали планера и даже двухместные скорее всего в разумно сильный ветер.  В штиль работать не будет - можно легко посчитать на калькуляторе.
У меня сейчас даже на парапланерных гидро лебедках стоят движки по 30 л/с.

Интересно то, что примитивная лебедка с прямым механическим приводом на барабан будет относительно безопасно работать с планером как раз при небольшой мощности (сколько тот урал? 36 сил?). В этом случае, даже дав нечаянно полный газ оператор не сможет нанести вред планеру. Но это мощностное ограничение - проблема при штиле.

Замена стального 3 мм троса на синтетику (которая 600 евро за 1000 м) очень хороший ход, Нагрузка от веса троса меньше, улучшение угла прихода троса (дуга прогиба), простой и быстрый ремонт.
Такой же хороший ход - легкие барабаны. Не каждому очевидно но поверьте, что очень частая причина обрывов троса - инерция накопленная в кинематике привода и инерции барабана. При прямом механическом приводе, попадания планера в поток или порыв ветра очень быстро меняет скорость смотри троса. И одновременно действует инерция троса, барабана, избыток мощности на новых меньших скоростях смотки. Именно это рвет трос. Имеющий небольшой механический износ.

Понятно что раньше летали. Много чего было раньше. Но во многом это подписывалось некой бесплатностью ресурсов.
Повторю, что в теме цикла обучения на 115 я больше всего не уверен, что погоня за впихуемость в этот класс, приведет к красивой штуке, на которой захочется летать. Хотя я понимаю всю юридическую безысходность. И даже делаю с другом Оранжевого Демона, чтобы погонять с турбинами на 115 над родными парапланерными полями :) Мне просто лень заниматься всей мутотой с валидацией французской лицензии и медкомиссиями.
Поэтому - да, выйти из юридического поля большого планеризма, некий выход. Но есть и нюанс - сколь долго эта лазейка проживет в добром и справедливом государстве Российском.
 
Вверх