Подумаем о планеризме... а может даже и что-то сделаем!

ТЗ выглядит куцым, добавьте кому интересно то, что считаете важным:


Техническое задание на планер первоначального обучения.
   Для  предоставления доступности широкому кругу населения получить первоначальные навыки управления летательным аппаратом с классическим управлением по трем каналам  требуется  одноместный планер, на котором  можно с допустимым уровнем риска выполнять обучение по методикам раннего ДОСААФ (ОСОВИАХИМ).   Учебные планеры той поры отмечались удельной нагрузкой на крыло q= 10-15 кг/кв.м, что обеспечивало взлетно-посадочные скорости в пределах 10-15м/с.  Поэтому ошибки на этих этапах полета не приводили к серьезным травмам учлетов, а материальная часть  получала повреждения, которые устранялись в полевых условиях.  Тогда первым пунктом ТЗ будет q в пределах 15-16 кг/кв.м.
Доступность определяется минимизацией контактов с чиновничеством, что достигается  созданием ЛА массой до 115 кг и это второй пункт задания.
Остальные требования к конструкции  в части прочности, критериев управляемости, устойчивости, эргономики по  JAR-22.
Остается  отметить  важность получения качества 20 и стоимости материалов с комплектующими около 60-80 тыс. руб.
 
Между прочим, если втиснуть двухместный планер в 115 кг, то у него взлетный вес с одним и двумя пилотами будут различаться очень сильно. Нагрузка на крыло тоже. Прикидочно, с одним 15 кг/м[sup]2[/sup], с двумя 22 кг/м[sup]2[/sup]. Это офигенная разница, и проектировать нужно для обоих случаев. Как минимум, писать две таблицы рекомендуемых и предельных скоростей.
 
Двухместный с качественными ЛТХ до 115 дешевым не выйдет или, наоборот, очень примитивным с качеством около 10...

У одноместного с пилотами от 115 до 55 кг тоже будет ощутимо гулять уд.нагрузка на м кв, соответственно, границы рабочего диапазона скоростей и поляра подраспрямится, сползет вправо. Но в этом нет ничего опасного: наземный инструктор должен учитывать и текущие погодные условия и прогноз, чтобы слабого в летной подготовке легковеса не запустить в "колбасню" или грузить его водолазными "свинцовыми сапогами", поясами, чтобы не очень пуляло от свежего ветра (планер-то остается 115 кг, просто пилот - хипарь с уклоном в металл  😉)
 
чего они ржали когда спросил "вы видели мою жену"?  🙂
Я люблю "мелкую" технику, ультралайты всякие и т.д. и я сказал им об этом, мол люблю маленькие и простые вещи и спросил, видели ли они мою жену и показал рукой ниже моего плеча, типа даже жена у меня маленькая. Камера в это время была не на меня направлена. Они ее хорошо знают, она маленькая у меня, мне до плеча и весит всего 48 кг. Вот они и заржали. Я добавил, что правда она не простая. Она же тоже прилот, причем серьезный.

Там потом еще момент был, я рассказал им, что когда у меня прогресс достиг опасного, с ее точки зрения, уровня и стало ясно, что однажды эта штука может и полететь она осторожно поинтересовалась у меня а кто же будет этот агрегат испытывать. Я не моргнув глазом ответил, что летчиком-испытателем должен быть самый маленький, самый легкий и имеющий больше всего сертификатов член нашей семьи. Они тоже снова ржали, потому что они видели весь ее путь - сначала PPL, потом IFR, потом Commercial pilot, а сейчас она на инструктора учится и поэтому ее на этом собрании не было, на занятиях была. Я писал про нее в моей ветке. Обычно мы вместе выступаем и народ на наши презентации любит ходить.

какой был русский планер со слабым движком? выглядел вполне прилично, зачем продали?
Это пензенский АС-5М, я его в неудачное время купил. Моя жена стала пилотом и мы все время летали вместе на самолете и на планерные полеты у меня времени не было. Кроме того наш планерный клуб "выдавили" из аэропорта базирования, а новое место на частном поле мне не понравилось. После двух лет стояния на приколе я его продал.

Не очень понял про небывалый вклад в техническое развитие человечества - что тут особенного?
Там у вас прозвучала цифра 115 кг и я воспринял это буквально:

на 4х местном мотопланере 115кг 
Мотопланер с весом пустого в 115 кг и способный поднять все то, о чем вы написали, на мой взгляд был бы выдающимся достижением.  🙂

на борту буду я (100кг), 200кг груза и полтонны воды 
Было бы интересно если бы все таки создали ветку и осветили историю постройки вами планера HP-14
 
Было бы интересно если бы все таки создали ветку и осветили историю постройки вами планера HP-14
В принципе можно теперь, времени будет побольше - "сократили" меня на работе три дня назад и если действительно есть интерес, то могу покопаться в архивах.
 
Было бы интересно если бы все таки создали ветку и осветили историю постройки вами планера HP-14
В принципе можно теперь, времени будет побольше - "сократили" меня на работе три дня назад и если действительно есть интерес, то могу покопаться в архивах.
У меня лично большой интерес к такому планеру, т.к. занимаюсь подобным и интересует конструкция и нюансы технологии сборки.
 
У меня лично большой интерес к такому планеру, т.к. занимаюсь подобным и интересует конструкция и нюансы технологии сборки.
У меня только фотки остались, в основном этапы процесса постройки. Чертежи, естественно, с недоделаным планером продал. Раньше чертежи отдельно можно было купить (что-то в районе $200) и я даже два раза пытался их купить себе для коллекции, но оба раза продавец исчезал, после обещания уточнить текущую цену, а я так и не додавил его.
 
Как раз фото и интересуют с рассказом о постройке и об особенностях процесса и конструкции.
 
Для планера до 115 кг на равнине нужна лебедка.
Кто знаком с эволюцией их создания в Европе? У нас были Геркулесы, их конструкция понятна, но это более полувековой давности конструкция. А что делали в Германии в прошлом веке и теперь?

Слабым местом  (сложным и малонадежным) является тросоукладчик... Пришли на Западе к конструкциям лебедок обходящиеся без них? Может кто знает ссылки на конструкции зарубежных лебедок? Есть ли отличия тросовых от леерных (металлический и синтетический троса)?

Лебедку Волкова на тирражирование не предлагать 😉
 
А парапланерная лебёдка, разве не подойдёт? Вроде как, и Авиастроитель, предлагал их использовать для затяжки их АС4-115?.Конструкции можно у пара планеристов поискать. Тут к примеру https://paraplan.ru/forum/7
Несколько раз наблюдал за работой такой лебёдки на ближайшем поле, рядом со своей деревней. Правда, это было лет десять назад, и этим вопросом, я тогда интересовался только в приложении к F3B 🙂 . В приложении к F3B парапланерная лебёдка тогда мне понравилась, но вот к планеру взлётным весом 200-300 кг, кажется всё же легковата.
 
 
@ VeSiL
Про лебедки нижняя тема на первой странице в разделе планеры этого форума.
В кратком изложений для данного планера 200-250 кг двигатель 100-180 лс с большим моментом на валу. Работающий через гидромуфту. Барабаны узкие большого диаметра для увеличения ресурса троса, тросоукладчик не нужен если расстояние от ролика до барабана более пяти ширин барабана, входной ролик СуперКат большого диаметра для увеличения ресурса троса.
Потом пожелания об контроле тяги и скорости - и получается лебедка Волкова. Идеи в его лебедках заложены хорошие зачем их отвергать?
ЗЫ в разделе литература есть фаил MexStart  если не ошибаюсь весьма подробно основы лебедок.
 
...И всё же мне кажется, для того, чтобы уложиться одновременно в цену, в 115 и получить высокое АК, нужно проектировать именно летающее крыло  :🙂 С самой простой трёхколёсной тележкой снизу, предполагающей установку лёгкого и распространенного парапланерного движка со складным винтом. А вот уже обтекаемая капсула для тележки (например, из стеклоткани и эпоксидки) пусть будет дополнительной опцией, которую можно купить отдельно или сделать по лекалам самостоятельно.

Меньше материалов - ниже итоговая цена и масса, проще сборка, снижается количество ответственных узлов конструкции  :exclamation

Необходимо отказываться от любого технического решения, которое усложняет и/или удорожает проект. Дополнительные крылья, биплан, утка, сложная геометрия, необычное расположение двигателя, редкий и непроверенный профиль и так далее.

И рассчитывать нужно на одного пилота для начала. Который, кстати, должен находиться в лежачем или полулежачем положении, для снижения лобового сопротивления.
 
Профиль - не Р-II конечно, стоит присмотреться к опыту использования ламинарного профиля FX63-137
Попробовал с ним посчитать не очень выходит. Профильное сопротивление на малых углах высоковато , может предпочтительнее NASA2414 или RG15 но он тоньше ?

Сори. добавил сопротивление от фюзеляжа и оперения стало не так заметно падение К. диапазон минимальных вертикальных скоростей заметно шире у FX63-137.
 

Вложения

  • K-V.jpg
    K-V.jpg
    16 КБ · Просмотры: 184
  • VV_001.jpg
    VV_001.jpg
    16,2 КБ · Просмотры: 169
Барабаны узкие большого диаметра для увеличения ресурса троса

По словам Волкова - злейшее зло, превращающее всю лебедку в монстра.
Он приложил недюжинные усилия, чтобы иметь легчайший барабан минимально допустимого  диаметра.
Большой диаметр означает громадный вес и офигенную инерционность.
Инерционность приводит к рывкам за трос, что вынуждает наращивать его толщину и прочность в разы выше, чем требуется собственно для затяга.
Все эти заморочки с "увеличением ресурса троса" относятся к стальному тросу, который в нынешние времена совершенно нерационален. Особенно для легкого планера.

По-моему, парапленерные лебедки должны подходить с самыми минимальными переделками. У них слегка пониже скорости, чем у планеров, а потребная тяга под малый планер точно такая же.
 
Назад
Вверх