Подумаем о планеризме... а может даже и что-то сделаем!

@ fan444

Ну, оцените такое предложение:

  После появления проекта встает вопрос изготовления планера.  Кто-то возьмется строить самостоятельно  или своим коллективчиком, ну, и флаг им в руки. Более перспективно, если другие трезво оценив свои возможности с помещением, свободными грошами, способностями «пилить-строгать-клеить», семейными обстоятельствами и пр.пр.  придут к пониманию правоты Дениса Юрьевича «Давайте жить дружно»,  неустанно призывающего к сложению скромных возможностей индивидуумов в выбранном  ими всеми направлении  - получить каждому участнику коллективной работы возможность научиться летать на планере  без героических усилий, перенапрягов с домашними, полностью в рамкам законодательства, с большей безопасностью (нежели все этапы проходя самостоятельно) и, немаловажно, за разумный период времен.  Каким образом организовать достаточно массовую согласованную работу  незнакомых людей проживающих друг от друга за тысячи верст?  Данный форум им в руки и целеустремленность, чтобы не утратить на первых месяцах первоначальный  запал, не отступаться от принятого решения.  Потребуется координатор работ, к которому   поступают ежесуточные сведения о проделанной работе от  всех участников строительства договоренного количества планеров, которому надо делать еженедельную сводку о проделанной работе, движении  агрегатов к сборке…  В выбранном месте будет окончательная сборка, облет, отправка планера участнику создания из установленной ими серии.  Встает вопрос: как выровнять вклады участников коллективного разнесенного по весям строительства на финише - получение планера за свои труды?    Без установления всеми принятых значений трудоемкости-стоимости каждого элемента конструкции не обойтись. Знаний стоимости первичных материалов, крепежа, метизов, клеев, лакокрасочных покрытий, расходников и пр.   в различных местах России – тоже. Все это должно стать известным для участников строительства, выложенным  на форуме и доступным  к ознакомлению всем желающим.  Каждый сможет оценить свои возможности, выгоды и проигрыши от места жительства и личных способностей что-то изготавливать для коллективного создания обговоренного количества планеров.  Например: из спецификации материалов на планер будет ясно, что на 1 экземпляр надо такой-то пагонаж  реек установленного  типо-размера.  Тогда  житель безвестного поселка с заурядной пилорамой, не располагая свободными деньгами, но имея доступ к халявным обрезкам от досок, способен быть участником коллективного строительства и в итоге собственником  учебного планера.  Если он найдет среди своих друзей единомышленников (а полеты на учебгом планере  в одиночку вообще невозможны), то им вместе будет еще проще и быстрее получить планер от участия в этом деле.
Не углубляясь в детали организации коллективной работы, заглянем на этап постановки обучения на таком планере.  К этому времени на головном аппарате следует добровольцам  гуру-планеристам из тех, кто убежден в  жизнеспособности тиражирования опыта обучения полетам на одноместном планере от балансировки, пробежек до обучения выпариванию после запуска лебедкой на 400-500м, потребуется сделать пособие текстовое и видеокурс. Конечно, это проводить надо под руководством опытных людей, желательно хотя бы с педагогическими  навыками, а лучше – талантом.  Методики одноместного обучения давно расписаны, их достаточно описано в литературе 30-х годов.  Многое можно заимствовать из курса обучения на БРО-11. Один из основных принципов – не приступать к освоению следующего упражнения не усвоив  уверенно предыдущее.  Обучаемому не спешить, не форсировать процесс, постоянно обдумывать  полученные  замечания и достигать такого выполнения задания когда оно самому доставляет удовольствие и легкость выполнения.  Важно создание атмосферы доверия, полной открытости и взаимного уважения. Самая малая «фига в кармане» у обучаемого несет опасность попасть в сложную ситуацию совершенно неожиданно.  На этом про обучение ограничусь. Надо продолжить общую канву коллективных действий.
 
VeSiL всё это если не подкреплено финансами и гос.поддержкой /аименно так обстоят сейчас дела/
Возможно это для вас будет открытием, но именно так и обстоят дела в других странах.  🙂

Все летают  за свой счет и технику покупают на свои деньги либо объединяются и создают клубы и летают вскладчину вместе.

В моем клубе реально летаюших человек восемь. Купили вскладчину 150-ю Цессну, один старенький планер, кто смог купил себе 30-40 летниие планера, некоторые один на двоих и летают в свое удовольствие. Я летаю на клубном, которому больше 60-ти лет, плачу взносы $20 в месяц и $36 за затяжку на 1000 метров (если ниже, то меньше).

О какой господдержке вы говорите? Времена Союза давно прошли. Ожидать, что кто-то будет платить за ваше хобби наивно.

Если же вы про спорт, то тут тоже все за свой счет, (тренировки, соревнования, техника) только на поездку на чемпионат мира может дадут какие-то деньги.

Планеризм - это элитный спорт, как гольф. Кто-то просит на гольф господдержку или жалуется, что на гольф денег не хватает?

Уже пора перестать верить в сказки про то, что за границей любой может себе позволить такое хобби, как авиация. Авиация ВЕЗДЕ дорогое удовольствие.
 
Мое частное желание - проверить ближнезарубежныепланерные страны - Белоруссию, Польшу, Литву.
На предмет возможности самостоятельно вылететь и получить пилотское.
У нас - вряд ли пройду медкомиссию.
У кого есть опыт - прошу поделится.

Если нет предубеждения против Республики Чехия, рекомендую коллегу Miklash. Он самолетчик, но в Чехии живет практически. А у чехов планеризм в стране огого, не чета нашему.
Профиль Miklash

Если финансы не очень жмут, очень  рекомендую коллегу Гражданин Галактики, только пишите ему через фейсбук, он на форуме крайне редко. Инструкторит на личном планере во Франции.

Коллега Kestas (имя правильно читается Кястас) из Литвы.
На форуме, правда, раз в квартал - попробуйте обратиться к Владимиру Павловичу Лапшину Lapshin, они вроде как знакомы лично.

Еще из Литвы rytis_s Ритис Свальденис , можно стучаться в фейсбук
 
to 5ZF:
я как раз открыл такой клуб, членские взносы у нас по 10 долларов и летный час 50долларов (на самолете всё таки, планер в проекте).
таки нет, надо свой самолет, на чужом летать стремно как то народу.

при этом уходят из клуба, покупают технику, и ипутся с ней (не летая).

Тот же самый Панков Денис Юрьевич, не разу наш клуб не посетил.
т.е. все хотят клубы, но свои клубы и чтобы под их командованием всё было  😉 а в чужой клуб идти не хотят.

как к этому относиться... спокойно и не думать за других, думать за себя. и о своём благе, а не общественном.
 
to 5ZF:

я как раз открыл такой клуб, членские взносы у нас по 10 долларов и летный час 50долларов (на самолете всё таки, планер в проекте).
таки нет, надо свой самолет, на чужом летать стремно как то народу.

при этом уходят из клуба, покупают технику, и ипутся с ней (не летая).
Индивидуализм это нормально и через это многие проходят. Особенно он выражен у планеристов. Но планеристу буксировщик нужен и это ведет их к клубу.

Все остальное - это рыночные отношения от которых, в наше время, никуда не деться. У кого в клубе людям будет лучше - туда и пойдут.

как к этому относиться... спокойно и не думать за других, думать за себя. и о своём благе, а не общественном. 
Времена заботы об общественном благе давно прошли. Надо просто искать единомышленников.
 
Коллега Kestas (имя правильно читается Кястас) из Литвы.
На форуме, правда, раз в квартал - попробуйте обратиться к Владимиру Павловичу Лапшину Lapshin, они вроде как знакомы лично.
Да бываю я тут, бываю  :🙂
Только пишу редко, отдалились наши интересы, к сожалению, со временем.
В Литву всегда пожалуйста, можно обратиться напрямую в аэроклубы в Поцюнай www.pociunai.lt/kontaktai/ рядом с Пренай, 30 км от Каунаса (думаю многие планеристы постарше там бывали), или Палукнис http://sklandymas.lt/kontaktai/, рядом с Вильнюсом. Летают и на Бланиках (осталось несколько усиленных А версии), на старых немецких Бергфальке, а недавно пошла мода на польские Боцианы.
Обращайтесь смело, можно на русском.
 
Про обучение в зарубежье - хочу отметить важный момент. На каком языке будут сдаваться экэамены, в том числе по радиообмену, для получения лицензии (национальной или общеевропейской)? Для общеевропейской, насколько я знаю, надо сдавать на английском,  но во всех ли вышепеоечисленных странах дают такую лицензию? А для национальной, наверное, придется сдавать на языке данной страны.
 
планеристу буксировщик нужен
-лебёдка намного дешевле,
а тащит свыше 1000 м !
https://www.youtube.com/watch?v=MaJw9KNHNZs
=1852 m ...
А какой длины трос будет при затяжке на такую высоту и сколько он стОит вы знаетет? И где вы в обычных условиях столько места найдете? Такая лебедка будет стоить дороже самолета.

К тому же не каждый планер можно затягивать на лебедке, нагрузки на планер при таком взлете гораздо выше и замок нужно иметь в центре тяжести.

Летал я с лебедки на планере и в курсе что и как. Простая лебедка выше 300-400 метров не закинет, но она очень удобна и выгодна для подготовки учлетов при полетах по кругу. Основная проблема в том где места столько найти, чтобы трос такой длины растянуть можно было да и ширины надо больше, чем для самолета, чтобы трос после отцепки ветром на деревья не сдувало.
 
Обдумывание откликнувшимися, как видно, не отрывается от реалий: учат только в Усмани - тогда ищем другие варианты, ими оказываются все вне России. Про конструкцию планера до 115 кг пока никто речи не завел. И ожидаемой критики предложенной одноместной системы обучения вплоть до поиска и обработки слабых термиков на малых высотах 150-300м (на которых в ДОСААФ запрещено уже "рыпаться") пока не последовало.
Для полетов одного лишь планера недостаточно...   Продолжу.

К планеру требуется  средство его запуска.  Благодатные места для дергания учебных планеров с пологих склонов в протяженную долину,  чистую от деревьев, кустарников, канав и муравейников, есть, но их мало. Поэтому  на равнинных площадках  буксировка автомобилем и специальной лебедкой остаются вне поля зрения транспортной инспекции.     Сформулируем основные требования к лебедке. Запуск на  высоту 400-500м, масса снаряженного планера  до 600 кг (чтобы и Бланики можно было доэксплуатировать), аварийное обрубание троса, мобильность – возможность перевозки легковым автомобилем по площадке (а то и по дорогам общего пользования).  Ее-то коллективно не сделать, тут в основном станочные работы.  Да, и серийность несравнима с парком планеров… Коли спрос на запуски будет- производитель их появится.
Средство спасения планериста.  В РФ для планеристов их не выпускают.  ПЛП-60 остались в пользовании у 3-ей категории планеристов, 1 и 2 пользуются в основном зарубежными, у которых вышел срок гарантийного использования.  Можно и далее продолжить эту практику, но все же лучше  бы  оборудовать  казанскими баллистическими системами – работают с минимальных высот, исключают дополнительные хлопоты с парашютной подготовкой для молодых и выручают пожилых (им ее не пройти: мало мест осталось где прыгают, кости хрупковаты и связки суставные не у всех выдержат приземление).  А может быть кто-то из производителей парапланов  освоит  и шитье современных спасательных парашютов  при появлении заметного спроса?
Приборное оборудование.  Набор из 4-5 традиционных «будильников» отечественного производства даже б/у приобрести уже непросто, а купить новые у производителей весьма недешево.  Не говоря уже про зарубежные.  К счастью, на форуме уже давно пользуются спросом  комплексы  приборов с регистрацией на доступных планшетниках.  Вот, и будут учлеты с самых азов обучения привыкать у восприятию цифр, вместо стрелочного ландшафта приборной доски.  Привычным  для учебного планера должен стать и трекер, пожалуй, им может стать воронежского производства, знакомство с которым началось недавно на форуме.  Ну, и автомобильный регистратор станет полезным в оснащении планеров.  Радиостанции авиационного диапазона при массовом появлении планеров категории до 115 кг  выглядят дорогостоящим видом оборудования, впрочем , для  полетов может быть перейти на дешевые китайские в другие диапазоны? 
Средства транспортировки планеров.  Уже с места изготовления их потребуется доставка заказчику – нужен специализированный прицеп для всепогодной перевозки на дальние расстояния.  Вывоз с площадок можно выполнять на открытых платформах, но и они должны быть поставлены на учет в ГИБДД.   Такие удлиненные рамы могут изготавливать лицензированные предприятия,  стоимость на сегодня в Заволжье составляет порядка 40000 руб… из ворот цеха. Чехлы на планеры способны пошить и местные швеи.  Потребуются штопоры для надежной швартовки, которых тоже неизвестно кто в РФ производит…
 
Федор Конюхов выбрал Беларусь:  https://news.tut.by/society/560346.html
А есть четкое понимание, какую лицензию дадут в Беларуси?  Нпциональную, европейскую? Нужно ли ее будет валидировать для полетов в России, Евросоюзе и т.д.?
 
Тот же самый Панков Денис Юрьевич, не разу наш клуб не посетил.

Это меня очень расстраивает. Прошу прощения, но мои дела, к сожалению препятствуют.

Написал и задумался.

Вот интересно, а почему? Вначале у Магнума было просто: 1 день работы - 1 час полета. Теперь немного сложнее.
Я базируюсь на противоположной стороне МО. И в дело вступает уже более жесткие финансовые условия и требования. Сплошные компромиссы. И в итоге просто не по карману. И получается, что пока все самим. Выбрал планер, который буду строить, выбрал двигатель, который буду на планер ставить. Теперь за малым - денюшки. 
 
Опа, Денис Юрьевич не сумел объединиться ни с чиновниками, ни с форумянами и решил-таки строить что-то сам 🙁, ну, да, житие наше именуется временем дожития - надо поспешать...
Продолжу изложение грез. 😉

Подозреваю, что многих читающих ветку озадачил выше высказаный тезис, что кроме чиновного благоволения и милости меценатов, способных произвести благодатные перемены в планеризме, есть вариант: «…создание  устойчивых и долговременных хозяйственных отношений между гражданами».  Разверну его. Здесь на форуме  будет  предложен и обсужден проект учебного планера, создана некими подвинутыми (еще и продвинутыми) КД, составлена спецификация материалов, комплектующих и за полгода где-то ( в Пензе, Усмани и др.)    инициаторами затеи сделаны  2-3 головных образца для начала опытной эксплуатации, выявления слабых мест, составления эксплуатационных документов и пр. А далее и предстоит это самое  создание устойчивых и долговременных хозяйственных отношений между гражданами способными  неуклонно двигаться к  цели – научиться летать на планере независимо от собственного материального достатка и места обитания.  Инициаторам  предоставления  такого продленного «флэш-моба» следует организовать взаимодействие между заявившими о своих намерениях  для согласования  действий между ними.  Тех немногочисленных, способных выложить деньги сразу или в рассрочку  за ЛА готовый к полетам,  вполне можно дополнить способными участвовать своим трудом, предоставлением материалов, нужных комплектующих в процесс создания этих планеров.   Мне представляется это следующим образом: сначала устанавливается место, где есть условия и возможность для полной сборки и облета, с подходящими помещениями и полем для  контрольных полетов (условно,  как в Кудиново, Первушино, Стародубе и пр.).  На  местах начинается «возня»: кто-то со слесарными возможностями озадачивается качалками, буксировочными замками и т.д.   по спецификации, другие -  с определенными возможностями вложений - закупают материалы ( пусть, НЦ-551 в Лакме московской, трубки управления, ткань и пр.).  Ну, а совсем из глухомани - заготавливает кубометр-другой качественной сосны (ели) в виде досок и планок установленных размеров.  У координатора запущенного процесса будет стоять задача ежедневного приема сведений о движении работ по заранее выработанному графику и еженедельной выкладке его исполнения на всеобщее обозрение.  Конечно, будут срывы промежуточных сроков по разным причинам, но коллективным разумом и общим боевым настроем всегда будет возможность сделать задуманное, все трудности должны быть преодолены.  Положительным в этой схеме является: на каждого участника ложатся не все виды работ, а те, которые он способен надежно выполнить, а при возникновении трудностей остальные участники могут подстраховать его.  Все же планер первоначального обучения достаточно прост и не содержит в себе дорогостоящих агрегатов.  Поэтому после тщательного обдумывания, обсуждения, между нацелившимися на обучение полетам на планере и принятия решения о коллективной работе по согласованному графику, пройдет не более упомянутых ранее 9-ти  месяцев…

Теперь можно перейти к размышлениям над проектом, конструкцией планера первоначального обучения для россиян сегодняшнего состояния – разобщенных, раздраженных и «разведенных» чиновниками и прочими лиходеями))),т.е. с голой задницей  🙂. Технико-экономические требования: масса пустого без парашюта не более 100 кг (проверяющие станут взвешивать или требовать справки от экспертизных контор), качество не менее 20, ремонтопригодность  в условиях авиамодельного кружка эпохи развитого социализма, себестоимость – не более четырех стоимостей потраченных материалов.
Непростая задача выбрать степень летного и технического  совершенства учебного планера, основных материалов конструкции, технологий в постройке,  что и определяет стоимость его, а, следовательно, и доступность.  Считаю планером можно считать безмоторно движущийся ЛА с качеством 20 и выше. Минимальная скорость спуска при скоростях полета около 20 м/с должна быть около 1 м/с .   В учебных полетах взлеты-посадки следуют через 5-20 минут – требуется выносливая, быстро ремонтируемая в полевых условиях конструкция шасси с эффективной амортизацией защищающей и учлета, и конструкцию от  порой мощных сотрясений.  Кабина – спартанская, с  ветровым козырьком (фонарь на всю кабину и тяжел, и дорог).  Интерцепторы в колодцах, получившие широкое распространение, усложняют конструкцию крыла, возможно, поворотный элемент вместо закрылков будет проще и легче.  Надо испытать их на явление «подхвата» при повороте на углы вплоть до 90 градусов и подобрать положение оси вращения на хорде таких интерцепторов.
Склоняюсь к конструкции в основном из дерева с полотняной обшивкой (синтетикой или классическим мадополамом с эмалитом – по возможностям владельцев).  Во-первых,  материал в РФ (особенно глубинке) наиболее доступен, обработка его производится  повсеместно распространенным инструментом, характеристики дерева стабильны на долгие годы (при правильных эксплуатации и хранении). Во-вторых, с ним привычно работать большому числу людей и в-третьих, мне он нравится.
Предлагаемое одноместное обучение потребует вернуться к диапазону рабочих скоростей планера 13-25м/с или максимальной уд. нагрузке на крыло 13 – 15 кГ/кв.м.    Это повысит  безопасность ученика при грубых ошибках на посадках: пилоты с опытом (да и автомобилисты) отмечают резко растущую  опасность серьезных травм, гибели  в авариях  после превышения скорости 50-ти км/час.  С тучным пилотом снаряженная  к полету масса составит до 200кг, тогда площадь крыла должна быть  около 14 кв.м. 
 
я тоже решил такой планер сделать с начало (маленький и одноместный),
но потом понял, что более лучший планер будет не на много дороже, за то намного лучше, поэтому остановились на размерности чуть меньше бланика. и 2-х местный аппарат.

основное условие он должен уметь выпаривать и ходить на небольшие маршруты, и самое главное что бы его мог затягиват ь самолет с 912 ротаксом.

По поводу условий в Клубе, мы отменили требование работать 8 часов за 1 час. Так что некоторые уже по году в мастерской не появляются, а только летают. это связано с тем, что мастерская в Жуковском, а летаем за 170км от неё.

1_1682.jpg
 
Выбрал планер, который буду строить, выбрал двигатель, который буду на планер ставить. Теперь за малым - денюшки. 
А где вас будут учить летать на 2-х местном аппарате, за денюшки, выбрали? 😉
 
По поводу условий в Клубе, мы отменили требование работать 8 часов за 1 час. Так что некоторые уже по году в мастерской не появляются, а только летают. это связано с тем, что мастерская в Жуковском, а летаем за 170км от неё.

Можно было оставить в том числе предыдущий вариант. Все таки работа должна быть оплачиваемой соответственно. На налогах экономия 30-50%. Пусть те кто имеет деньги помогает тем кто работает за то чтобы полетать.
 
Waiex сказал(а):
Можно было оставить в том числе предыдущий вариант. Все таки работа должна быть оплачиваемой соответственно. На налогах экономия 30-50%. Пусть те кто имеет деньги помогает тем кто работает за то чтобы полетать.

Не, у нас всё просто, кто хочет летает, кто хочет работает.

всё равно, толку, от человека, который не хочет работать, - нету.

А так, он самолет  будет готовить к полетам, чехлы снимать, самолет прогревать.
 
Назад
Вверх