KV1237542
Я люблю строить самолеты!
Да эффект Коанда это частности.Это же явление пытался реализовать и Мясищев, делая "хитромудрые" закрылки под соплами двигателей на М3. Но - "шкурка выделки не стоит" - таков был его вердикт потом, после испытаний.
У меня есть мнение, что так оно и есть.
Мне довелось немножко посидеть в правом кресле АН-72.
Во время одного их упражнений я выполнял взлет а инструктор, перевел один из двигателей на малый газ, с целью имитации отказа двигателя на взлете.
Скорость примерно 120 кмч - механизация во взлетном положении. ISA+20 превышение 1200 ,1.5 км полосы.
Т.к. двигатели в 72-м над крылом, "для эффекта коанда"
(который родственный эфекту, применяемому в полукруглых крыльях) , то я ожидал , что придется компенсировать потерю подъемной силы на одном их крыльев... Нифига.
Чуть чуть педальку пришлось дать, да и только...
Впоследствии слышал , что эффекта коанда оказалось сильно меньше, чем ожидалось.
Когда копнул поглуюже- оказалось американцы ранее с этим экспериментировали также -бал у них самолет QSRA
Позднее хотели запускать в продакшен Boeing YC-14
Обидно, что АН-72 появился сильно позже того , как американцы отказались от эффекта коанда . На ане прибавки подъемной силы от него практически нет. Короткий взлет (особенно в холоде) обеспечивают отличные движки Д36 и развитая механизация. Расположение движков над крылом сильно помогает на грунте и замусоренных рулежках - но если бы движки над крылом на пилоны поставили - а не обжимали бы выходное сопло - самолет летал бы IMHO получше.
Посмотрите на фото площадь крыла обслуживаемая обдувкой струи очень мала.
Чтобы отработал струйный закрылок и струю желательно сильнее отклонить. И площадь крыла поболе. Так что не в этих схемах.
Вот скажем обдув крыла винтами от 4 двигателей позволил бы реализовать куда больший Су.