двигатель Москвич-412 "передрали" с БМВ... ... хоть и сходен в чем-то с БМВ, но прямой копией не является.
Второе утверждение верно. В качестве прототипа для мзма 412 И.И Окунев (зам Главного МЗМА по двигателям) действительно взял двигатель M10 автомобиля BMW 1500 E115. Автомобиль был впервые представлен на Международной автомобильной выставке во Франкфурте в 1961 году, серия-с 1962 года.
Лирическое отступление: прототип выбран не с отнюдь не потолка, а на основании анализа результатов испытаний в МАДИ современнейших (на то время) малолитражных (iVh=1,5...1,6 л) двигателей зарубежных производителей. Испытания выполнены в ПДЛТ МАДИ, зав. ПЛТД-академик Б.С Стечкин(!!), "разбор полетов" подробнейшим образом изложен в "Морозов К.А., Черняк Б.Я., Синельников Н.И. Особенности рабочих процессов высокооборотных карбюраторных двигателей". Надо заметить, что в те годы, окончание которых застал и я, МЗМА-АЗЛК и МАДИ имели плотнейшее сотрудничество. Выбор же именно БМВ... ИМХО, И.И. Окунев был по молодости мотогонщиком, (Ижевск), видимо воспоминания молодости о победах моторов и мотоциклов БМВ "не отпускали" до самой старости... Да и у французов с итальяхами среди массовых малолитражек на то время господствовали убогие и по конструкции и по показателям, даже новейшие (напр рено 16, 1,5 л. 54 л. с. ГРМ-OHV)
Что же касается "содран" - можно сказать, что "содран" лишь внешний вид, цепной привод ГРМ, V-образное расположение клапанов и наклон набок (и то на разное количество градусов)..., а на деле - два существенно разных мотора... Двухлитровый М10 (с которым мне довелось работать на стенде ), появившийся позже, ничем не отличался от "полуторки" кроме размеров. Перечень основных отличий, по памяти:
БМВ 1500 Е115 (М10)
* МЗМА 412
1. блок чугунный, без сменных гильз. 1. блок алюм. сплав, литье в кокиль(!!) сменные гильзы.
2. трамблер-привод от распредвала через 2. трамблер на корпусе маслонасоса, с приводом от
винт. пару шестерен, установлен на ГБЦ. коленвала через винтовую пару.
3. привод маслонасоса -цепь от коленч. вала. 3. привод маслонасоса от той же пары винт.шестерен.
4. Коромысла ГРМ -Аl сплав, регулировка зазора- 4. Коромысла ГРМ-чугун, регулировка зазора-промежуточ-
-эксцентрик. - ный сухарь-винт-гайка.
5. КС в головке-полисферическая, поршень 5. КС - в ГБЦ мех. обработаная полусфера, поршень с
с литым вытеснителем без мех. обр., полусферич. выпуклым днищем, свеча вблизи
спец. формы, свеча в центре КС выпускного клапана, смещена от центра КС
*M10 был сконструирован в 1958 году бароном Алексом фон Фалькенхаузеном, впоследствии автором полуторалитровых 4-цилиндровых турбомоторов для 1-й формулы, сделанных на базе этого же блока...