Реставрация Ту-144 в ЦМ ВВС Монино

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
При работе в ангаре случайно обнаружили технологический чехол вот с такой интересной надписью:



Методом тыка, нашли для него подходящее место:



Очевидно, чехол был вывезен коллегами вместе с другим списанным имуществом из Жуковского. Вот и пригодился. Правда, оставлять его надетым мы не стали, под ним кресло сгниет еще быстрее из-за паронепроницаемости.

А другой коллега в период самоизоляции подготовил 3D-модель лицевой панели очередного пульта навигационного комплекса в кабину. Оригиналы пультов утрачены





После примерки будем заказывать фрезеровку из дюраля на ЧПУ
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В минувшую субботу продолжали обследование на предмет сырости. Вскрыли все капоты двигателей. Часть створок прикипела так, что пришлось высверливать дзусы. Теперь надо думать, как их восстанавливать.


Внутри картина тоже не радостная. Вода, коррозия, наросты ила.



Это к вопросу о возможности когда-нибудь снова полететь. Аналогичная картина творится внутри по всем силовым элементам.

Из приятного. Никита распечатал макеты реплик двух оставшихся пультов и провел их примерку в кабине.




По результатам макетирования, модели кое-где будут поправлены, после чего переданы в производство для фрезеровки на ЧПУ. Как и ранее, вся арматура будет настоящей, кнопки, табло, лампы - только без плат. Колоссальная работа, браво, коллега!
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Субботеним утром влажность на борту достигла 89%. Открыли все, что можно, опустили нос, выпустили крылышки, к вечеру опустилась до 60%. В связи с этим, решили на практике изучить устройство системы кондиционирования воздуха (СКВ).

Сначала вскрыли панели между мотогондолами, затем сверху на крыле.



Добрались до турбохолодильника, воздухо-воздушного радиатора, исполнительного механизма. Но на пути в салон, воздушному потоку препятствует еще много преград. Переместились внутрь. Изучили трассы воздушных коробов в хвостовом техотсеке. Там они слишком утончаются и без грубой резки не подключиться. Двинулись в салон.



Нашли стояки, через которые холодный воздух подавался в короба. Они соединены гофрами, которые можно отвинтить. Для этого, правда, пришлось много чего разобрать.



Штатно воздух для СКВ отбирался от двигателей, а на земле - от ВСУ: 2800кг/ч при давлении до 4атм. Максимум, что имеем мы - два электровентилятора 1253А производительностью 790кг/ч при 0.8атм.



Приводные электромоторы МВ-1200 питаются постоянным током 27В и потребляют до 62А. Очень неслабый аппетит. Наш ВАКС потянет лишь один. Но провода нужны в палец толщиной из носа самолета в хвост.

При пробном пуске выставили дежурных с порошковыми огнетушителями. Шум вентилятора такой, что приходится кричать друг другу, стоя рядом. А "отдачу" мотора еле удержали ногами.
Тем не менее, эксперимент удался. Из вентиляционных отверстий во всех салонах подул легкий ветерок, обеспечивая циркуляцию внутри. Дальше предстоит смонтировать все это штатно!
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Пока возились под хвостом, обнаружили старые вмятины, видимо, от последней посадки на снег с большим углом атаки. Одна титановая пластина юбки, прикрывающей сопло двигателя, вырвана совсем, еще одна погнута. Последнюю сняли, высверлив ржавые винты, выправили и поставили на место.



Утраченную хотелось бы изготовить заново.

 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Продолжая разговор о сгнивших замках капотов двигателей, нашли один новый:





По нему попытаемся заказать на производстве замену сгнившим деталям.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Ну и напоследок, установили на перекрашенную в прошлом году переднюю стойку шасси датчик, который наш коллега бережно отреставрировал на дому:



 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Работы с вентиляцией пока на паузе до прокладки нормального электропитания. Это не простое дело. В субботу сняли размеры с фланца нашего электровентилятора и воздушного короба в самолете.


Надо разработать какой-то переходник.

В салонах навели порядок на случай проведения ДОД в августе. Обсуждается дата 16 августа, но официального разрешения на массовые мероприятия от властей Московской области пока нет, и наша бригада тоже не горит желанием контактировать с тысячей-другой человек в тесном салоне. У многих на этот день запланированы дела.

В оставшееся время занялись заглушками воздухозаборников двигателей. Вместо них в музее много лет назад установили обычные куски фанеры, выкрашенные в красный цвет. Прикрутили шурупами прямо к обшивке. Одна такая заглушка успела сгнить полностью, остальные облезли и покоробились. Пока мы решили их снять вовсе, дальше решим.


Клинья воздухозаборников двигателей стоят в разных положениях. В последний раз двигатели работали на разных режимах. Возможно, для руления.


Внутри каналов скопилась пыль и мусор.




На одном из каналов обнаружена вот такая пометка:


Все было не просто в эксплуатации.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Мы не удержались и провернули вручную колесо компрессора низкого давления после 40 лет простоя:
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Только в августе удалось приступить к очистке основных стоек шасси для запланированной окраски.



Пожарные рукава от гидранта (единственный источник воды на всей открытой экспозиции) развернули всего за час. Важно правильно их скатывать, а не комкать как попало.
Затем в работу включились химическая смывка на основе аммиака, и "Керхер". Наружный слой краски обветшал так, что смывается просто струей воды.



С остальными наслоениями приходится попотеть. Мешают ажурные детали.



Имевшуюся смывку израсходовали, предстоит закупать новую. Для желающих помочь, финансовые реквизиты следующие:

Карта Сбер: 4276 3800 5026 5052
WebMoney: R247810626609
ЯндексДеньги: 410011623912066

Пока "керхер" был под самолетом, решили помыть капоты двигателей, в которых десятилетиями скапливается вода и грязь.



Результат превзошел все ожидания.



В каналах воздухозаборников, с которых сняли сгнившие кустарные заглушки, также наводили чистоту. А вдруг еще полетит?



Для этого внутрь затащили строительный пылесос, а затем и "керхер".



Стало:



Попутно, коллега отрихтовал от вмятин раскуроченный когда-то вандалами блок электроники из инженерного отсека. Эта работа ведется в фоновом режиме. Из лома восстанавливаем корпуса раскуроченных приборов и уникальных блоков, которые расставляем по своим местам. Впоследствии, можно будет сделать прозрачные панели с подсветкой и "музеефицировать" начинку самолета. Фото будут по мере готовности.
 

Vladimir1950

Я люблю строить самолеты!
восхитительная работа! А с ТУ 144 в Самаре не дружите? Там тоже состояние не блеск, но может что полезное найдётся?
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Ближе всех к летной годности был 77114 - бывшая летающая лаборатория, созданная на американские деньги. Но его вместо этого выпотрошили и поставили на памятник у шоссейной развязки. При этом затратили столько сил, денег, использовали такие административные рычаги, что хватило бы и до летного довести.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Минувший субботник для бригады Ту-144 оказался практически сорван. С утра обьявили, что на следующий день, в воскресение, ожидается некая делегация по приказу Министерства обороны, и нужно срочно подготовить Ту-144 к открытию. Пришлось нам вручную вместе с примкнувшим сотрудником музея, выталкивать из ангара пассажирский трап, и катить его к самолету. Исправной автотракторной техники нет, а весит СПТ-114 2680кг. В оставшееся время суматошно кинулись наводить порядок на борту, закрывать снятую для работ облицовку, привинчивать все, что было разобрано и т.д.

Единственное, что удалось сделать - поставить на переднюю стойку шасси, кронштейны для фар, которые коллега Дмитрий перекрасил в домашней мастерской. Самих фар, согласно исторических фото, на 77106, там не было.


А после обеда выяснилось, что в музее издан приказ о начале платных экскурсий для посетителей конкретно на борт Ту-144. Это и есть та самая важная делегация. В воскресение, когда волонтеров нет.

Надо отдать должное, исполнители, которым было поручено водить платные экскурсии, повели себя корректно, звонили, консультировались, прислали фото по итогам мероприятия. Есть надежда, что обошлось без повреждений. В следующую субботу узнаем.

P.S. На сторонних ресурсах, не связанных с волонтерами, с сожалением приходится читать вот такие отзывы посетителей Монинского музея:

МУЗЕЙНОЕ ОБОСТРЕНИЕ ЖАДНОСТИ Я.. | Типичное МОНИНО™ | VK
 

Мимикрирующий полеолой

Я люблю строить самолеты!
Дело плохо запахло. Водить экскурсии или нет первым делом должны спрашивать разрешения у рестовраторов , а не наоборот.
В конечном итоге выясниться , что "... спасибо вам за вашу работу , мы продаем этот самолет в забугорный музей.." в такой стране живем.
Нужно узнать статус объекта , если это металлолом , добиться присвоения статуса "культурное наследие" , назначить должностное лицо координирующее реставрацию и тогда с ним обязаны будут координировать все действия и ни о какой продаже или любом перемещении речи не будет , а то у на всякой нератьки издо***дельной (црушой фашисткой) навалом.
 
Последнее редактирование:

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
Продать они его не могут конечно, а вот сгноить запросто. Для отчетности достаточно сохранить шильдик и остов.
 

FLY 116

Я люблю строить самолеты!
Откуда
г.Казань
Это памятник науки и техники.
Сочувствую , но в России не знают Что Это Такое..и с " чем его едят" . У варваров на , флаге с триколором , должны быть изображены "болгарка" , с гидроножницами....Как , в свое время , на советском флаге - Серп и Молот.
 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
В субботу получили ранее закупленную смывку для продолжения работ по перекраске стоек шасси. Спасибо всем, кто несмотря ни на что, верит в нас и продолжает поддерживать наш проект своими пожертвованиями. Будем делать все возможное.



Использовать покупку, впрочем, пока не получилось. Единственный источник воды - пожарный гидрант, был занят на помывке других бортов. Как впрочем и наш Керхер.

После наших летних работ под капотами двигателей, мы решили опломбировать их современными самоклеящемися печатями. В случае несанкционированного вскрытия, это будет сразу видно.



Пока не смонтирована электропроводка, решили спроектироввть кронштейны для установки электровентиляторов, которые будут дуть в систему СКВ.



В первом салоне начали переделку освещения по штатной схеме. В начале 2000х годов при подготовке самолета к первым ДОД там были временно установлены подаренные спонсором дневные светильники в шахматном порядке. С тех пор утекло много воды. В третьем салоне, который до сих пор не участвует в ДОД, мы монтировали уже гораздо более близкую к оригиналу систему освещения. Но до переделки времянки в носовых салонах, руки так и не доходили. Будем надеяться, теперь дойдут!



Также удалось заменить перегоревшую лампу-фару в носовом обтекателе.


 

ПЗ

Я люблю строить самолеты!
По результатам одной из публикаций, на нас неожиданно вышел очень интересный человек.
Александр Владимирович Сагатович - один из последних здравствующих (если не последний) специалистов, участвовавших в разработке ПИНО - проекционного индикатора навигационной обстановки. Об этом уникальном электромеханическом приборе мы писали уже не раз. И вот теперь, представился случай из первых рук узнать, как работал необычный прибор, и навигационный комплекс в целом.
В минувшую субботу Александр Владимирович приехал в музей и прямо на борту провел нам мастер класс.


Более того, Александр Владимирович передал нам в дар пленку с оригинальными микрофильмами для ПИНО. Там буквально вся страна. Теперь мы умеем сами заряжать эту пленку в кассету и пользоваться всеми органами управления. К сожалению, "родной" ПИНО от Ту-144 разбит вандалами и оживлен нами лишь как макет. Но ветераны фирмы Туполева подарили нам более современный индикатор ИНО-2М. Он полностью комплектен и будет оживлен уже штатно для демонстрации как отдельный экспонат.
Выражаем нашу безмерную признательность Александру Владимировичу за его визит! И очередную благодарность Ту-144 за то, что он познакомил нас с еще одним совершенно уникальным человеком!
 
Вверх