Самолёт Шагман-1.

Огромное Вам СПАСИБО! Для меня очень важна эта информация. Буду делать переднюю стойку. Есть идея переделки б/у стойки макферсон от Ниссана. Она конечно тяжеловата, но можно над этим поработать.  Сделать из неё газовую стойку. Пока ещё с ней не разбирался, но потом напишу что получилось если хотите.
 
по поводу конструкции передней стойки.... Есть простое опробованное решение.Вилка закреплена к передней части стеклопластиковой продольной балке-рессоре прикрепленной своей задней частью к фюзеляжу. Вылет конца рессоры например для самол. взл. весом 200 кг. рекомендуем 200-250 мм сечение 4 см ширина 3 см высота в кр. сечении.
 
LV
А какой ход передней стойки, вес  и диаметр колеса?
И ещё, я не нашел данных по ширине колеи, и какая высота до оси винта. Судя по фото около 1.5м и 1,8 но хотелось бы узнать по точнее.  Если Вас не затруднит.
 
Всем привет из Липецка!
У нас и мороз и снег, одним словом - зима.
Аэродром Стебаево. Полосу пока не чистили, но собираемся.
Немного полетал на Шагмане-1, пока было возможно. Ещё не привык, но первая оценка уже сделана.
Материал, из которого он сделан (электротехнический стеклотекстолит), сначало вызывал опасения, но на импровизированном вибростенде показал хорошие результаты. Вибрацию держит лучше чем Д16Т.
Самолет приятно удивил, неожиданно оказался прытким на взлет, очень летучим и чувствительным к управлению. Удивили и закрылки. Их отклонение на 20 градусов чуть ли не на треть сокращает взлетную дистанцию. Конструкцией предусмотрено отклонение на 60 градусов, однако попробывать, что это такое, пока не удалось.
 
Спасибо большое , информация меня порадовала .
 
У нас и мороз и снег, одним словом - зима.
Материал, из которого он сделан (электротехнический стеклотекстолит), сначало вызывал опасения, но на импровизированном вибростенде показал хорошие результаты. 
Хлопуны обшивок на морозе не появились?
 
Колея-1.35м, база-1.1м, расстояние от оси винта до земли около 1.6м., диаметр "основного" винта 1.95м.
 
Можно и по подробней, но не знаю, что Вас интересует. На самолете пока летал мало, больше занимался с ним (по мелочам).
Было сделано множество подлетов и два круга. Привыкал к управлению.
Для начала из того, что понял, то, что понравилось.
При разбеге очень легко поднимает переднее колесо. При пробеге хорошо стоит на двух колесах на больших углах и позволяет применять аэродинамическое торможение.
Заднюю стойку, пожалуй, можно укоротить, -  задам этот вопрос Палычу.
Были затруднения в выдерживании направления при взлете и посадке. Причина: пластмассовые втулки на оси руля направления зажало на холоде. Пришлось изготовить «развертку» и увеличить отверстия. Сразу появился некий комфорт в управлении.
Сейчас боковик 3-4 метра не заметен. При большем боковике не летал.
Ощущается тяга двигателя, при разбеге, когда двигатель выходит на режим, вдавливает в спинку сиденья. При взлете отрывается быстро и легко. 
Очень удобно взлетать и особенно садиться при встречном ветре метров 5-6 в сек. Взлет чуть ли не с места, и сильно сокращается пробег.
Достаточно пологая траектория посадки без закрылков. По ощущениям качество не менее 10.

Хлопунов на обшивке пока не обнаружил. Глазом изменений в обшивке так же не заметил. Очень странно, но похоже, что мороз (до 18 град.) на это не влияет.  Будет мороз посильней, - сфотографирую.  Когда потеплеет, сравню. Сегодня днем было минус четыре.
 
При пробеге хорошо стоит на двух колесах на больших углах и позволяет применять аэродинамическое торможение. 
Очень удобно взлетать и особенно садиться при встречном ветре метров 5-6 в сек. Взлет чуть ли не с места, и сильно сокращается пробег.
Достаточно пологая траектория посадки без закрылков. По ощущениям качество не менее 10.
Весьма ценные замечания :🙂
 
я понял, палец в рот вам не клади - откусите сразу.
Я совершенно без задней мысли. Мне очень нравится этот самолёт, и сейчас проектирую близкий по размерам и компоновке. Меня беспокоила высота центра массы над площадью опоры шасси, и вы развеяли мои последние сомнения!
 
Вообще, то я бы (за счет компановки) вынес переднюю стойку дальше вперед.
У "Бекаса" тоже двигатель вверху (правда сзади) но длинная колесная база. Самолет садится на пахату и не переворачивается.  Из РЛЭ: колея 1,635 м.; база 2,085 м.
 
Вот и я думаю вынести её подальше, а чтобы двигатель ещё оттянуть к центру массы, и чтобы нижний сектор плоскости вращения винта не слишком приближать к носу, ось вращения немного поднять вверх, и сделать параллельно хорде крыла. То есть угол относительно строительной горизонтали будет такой же, как и установочный угол крыла. На больших углах атаки будет дополнительная подъёмная сила от винта, и струя будет препятствовать срыву потока, а на консолях сделать крутку аэродинамическую. Чтобы обойтись без предкрылка. Не охота морочиться с этим. Вот только боюсь переднее колесо придётся всё таки большего диаметра ставить. От картинга на 280 кажется маловато.
 
У меня был самолет с колесами от картинга и стеклопластиковой основной ресорой. С передней стойкой проблем небыло. Основными колесами налетал на кротовины, приходилось ремонтировать рессору. Единственный недостаток у колес- трескалась резина до корда. Был еще один самолет с китайскими колесами от тележек. Диаметр побольше, Легче чем от картинга, но алюминиевые диски использовать нельзя, слабые.

Двигатель обычно ставят в "0" (т.е. минус угол установки крыла), но иногда приходится подбирать углы установки, чтобы не изменялась нагрузка на ручке при изменении режима работы двигателя. Это наиболее существенная причина. На практике угол установки двигателя на подъемную силу влияет очень слабо, а срыв потока опасен на концах крыла. Если срыв происходит у фюзеляжа, то это предупреждение, т.е. больше пользы чем вреда.
 
КАА, похоже ваш вопрос попал в точку. Сравнил фотографии сделанные в Псебае с последними. Неровности на крыле явно стали больше. Влияет, видимо не только холод, но и влажность. Сегодня отрежу полоски от материала подлиней, посмотрю, что происходит при изменении температуры и влажности, попробую сравнить с Д16Т.

Еще одна особенность. Обратил внимание, что при длительном воздействии вибрации происходит расслоение материала на два слоя, без разрушения структуры слоев. Попробовал расслоить пластину 100 х 150, удалось довольно леко.  Надеюсь, что это свойство вреда не принесет, и может быть даже можно будет извлеч пользу. Вес-то уменьшается в два раза!
 
Двигатель обычно ставят в "0" (т.е. минус угол установки крыла), но иногда приходится подбирать углы установки, чтобы не изменялась нагрузка на ручке при изменении режима работы двигателя. Это наиболее существенная причина.
Да, спасибо я учту Ваши замечания.

Д
Если срыв происходит у фюзеляжа, то это предупреждение, т.е. больше пользы чем вреда.
Вы считаете, стоит предкрылки на консолях поставить?

посмотрю, что происходит при изменении температуры и влажности, попробую сравнить с Д16Т.
Температурные коэффициенты видимо  значительно отличаются!
поэтому склоняюсь к клеено-деревянной конструкции крыла.

Еще одна особенность. Обратил внимание, что при длительном воздействии вибрации происходит расслоение материала на два слоя, без разрушения структуры слоев.
Значит, там два слоя? Действительно можно расслоить и приклеить со стороны расслоения. Там поверхность уже шероховатая будет, во только как приклеится, надёжно ли? Придётся ещё и пришивать к нервюрам!
Вообще если эпоксидка в пластике так разрушается то это не айс конечно! Дело лишь времени и заклёпки начнут сквозь пластик проходить. Надо уделить этому особое внимание!!!
 
Для Argentavisа.

Смола по смоле не клеется, даже если хорошо зачистить, поэтому нужен какой-то другой клей.
А стеклотекстолит расслаивается любой.

Предкрылки можно ставить на концах крыльев, как компромиссный вариант, чтобы и скорость не очень терять, и на больших углах иметь устойчивость. Такие конструкции самолетов есть.

В зависимости от места размещения силовой установки и крыла будет возникать или кобрирующий, или пикирующий момент.
В классической компановке для низкопланов двигатель  ставится в "0" (по стабилизатру!), для высокопланов отклоняется вниз. Если двигатель вверху, то возникает пикирующий момент, значитось ось двигателя нужно отклонять вверх.
Пэтому сначала нужно определиться с компановкой, и только потом решать с углами установки двигателя. Лучше взять похожую облётанную конструкцию и сделать по ней.
Вообще-то углы установки двигателя можно расчитать, но не факт, что сразу попадете в нужный угол.
 
Сегодня расчистили полосу, летал на Шагмане.
Нижняя кромка 100, размыта. Ветер 90 градусов к полосе, 4-5 м/с.  Влажность 92, давление 750. Температура воздуха +2.

В наборе - 7,1м/с, при скорости - 75 км/ч. Закрылки - "15", почти не убирал, т.к. в последний момент выяснилось, что в "0" положении цепляют за крыло, нужно регулировать. Оброты 5400, винт двухлопастной диаметр 1,75 м.

Разгонял до 125 км/ч при закрылках"0". Обороты 5300. РУД 50%
На скорости 90 км/ч  обороты 4300, но положение неустойчивое. Небольшое увеличение скорости в 2-3 км/ч. приводит к раскручиванию оборотов двигателя до 4700, растет и скорость.

Летал около часа, израсходовал около 5 л. бензина.
Похоже, что нужно разгрузить винт.

При отрыве, закрылки "30", прибор показывает 40 км/ч. Пока не верю. Разгон быстрый, а прибор опаздывает.

Скорость касания на посадке:
- закрылки "0", скорость 72 км/ч;
- закрылки "15", скорость 68 км/ч;
- закрылки "30", скорость 53 км/ч;

Судя по скоростям касания, углы установки закрылков не правильные. Буду проверять, регулировать.

Запуск только с электростартера, аккумулятор 8 а/ч, весом 2 кг.
 
Назад
Вверх