У старинных тяговых коллекторных электродвигателей динамическая подстройка угла опережения щёток делается с помощью дополнительных полюсов, сдвигающих магнитное поле статора. Конденсатор уменьшит искру, но уменьшит КПД. Ну а Шкондин жулик. Никаких "рекупераций эдс самоиндукции" быть не может, этот ЭДС и так присутствует на катушке и вычитается из ЭДС внешнего поданного напряжения. Если каким то образом, не как врёт Шкондин, а на самом деле извратится и собирать это напряжение, повышать и возвращать в батарею - КПД упадёт в разы, часть двигателя превратится в генератор который будет одну и ту же энергию прогонять через двойное преобразование с дикими потерями. На счёт выставки ещё бабка надвое сказала, были ли испытания в реальности, но учитывая какие здоровенные моторы у Шкондина, вполне такое возможно за счёт повышенного КПД на низких оборотах. Где у всех 40%, на большом моторе будет 60-70%. Но для коллекторника 60-70% кпд это уже хороший результат и большего с такой неаккуратной конструкцией не добиться. Нормальный тяговый заводской коллекторник можно настроить на 80-85% КПД в рабочем диапазоне оборотов, и это будет предел выше которого не прыгнуть с коллекторной коммутацией обмоток, не смотря ни на какие конденсаторы и дополнительные щётки. Я это проходил всё и делал замеры.