Варианты РУС (циклик) воздушного судна - преимущества и недостатки.

bez_bashni

Я люблю строить самолеты!
К созданию данной темы подтолкнули три фактора :
-На днях был засунут в Цессну и в вынужденно освоил работу цессновкого штурвала.
-Ознакомился на практике с цикликом робинсона - мучает вопрос - почему в самолеты подобные органы управления не пихают.
-Оживленное обсуждение формы шткурвала прототипа некой амфибии.

Хочется попытаться систематизировать мировой опыт штурвалостроения и выделить положительные и отрицательные свойства кажого решения в формате "ЛС до 2-х тонн"

Итак:

1. Рус- ручка из пола "между яиц"

применяется- большинство пилотажных самолетов ,все  вертолеты? (в вертолетах такое решение ,по всей видимости,пришло т.к. изменение шага по крену и тангажу, на ручке-цилике требует одиакового усилия и амплитуды)

особенности - управляется мыщцами предплечия - "ломается" по крену и тангажу примерно в одной точке на уровне пола л.с.

особенности оформления:
-под правую руку ,прямой хват (все современные истребители)
mig29_86.jpeg

-кольцо сверху- можно хватать любым хватом любой рукой (И-16 и другие истребители ВОВ)
И-16
i-16-cockpit.jpg


"английский" вариант рус - где управление по тангажу происходит "от пола" а по крену  ручка ломается примерно посередине -началось вроде со довоенных Spitfire
Supermarine-Spitfire-Cockpit-5.jpg

(оформление -кольцо с любым хатом)
и закончилось на полевоенных Vampirt и Hunter
14874.jpg

оформление -под правую руку - прямой хат - неитральное положени - ручка вверх.


Теперь штурвалы - набдюдаются на Илье Муромце
ilya-murometc-2.jpg

1913 год и Максиме Гоьком 1934
3-1.jpg


Штурвал был выполнен как колесо -  крен - повороты колеса - тангаж - наклон вокруг точки на полу.
По мере того ,как число оборотов штурвала по крену достигло 0.5 он ,подобно рулю формулы один начал вырождаться - вначале отчекрыжили верхний сектор (B-17 ,b-52)  -перехватывать стало не надо-
B-17_cockpit.jpg

Постом это стало классичеким штурвалом магистрального самолета
an-72-cockpit.jpg
с врашением по тангажу вокруг точки на полу или "цессновским штурвалом" с отдачей-взятием  по оси без вращения
cessna-cockpit.jpg


Развите достаточно сходно с рулем формулы 1-
201-williams-fw35-steering-wheeljpg.jpg
-когда руль перехватывать больше не нужно -он выродился в штурвал.

Однако авиационный штурвал поимел еще пару версий:
Классичекий джойстик (по крену и тангажу рулится кистью)
неитральное положение-ручка вверх
BD-5
juanscockpit.jpg

и

"Циррусовская" ручка

gWFu4rA.jpg


рулится по крену кистью ,как джойстик- а по тангажу-
предплечьем - как цессновский штурвал.
Неитральное полдожение - 45 градусов в сторону сиденья пилота.

Вроде все ..

Нет не все - Робинсоновкая кочерга .
r22-cockpit.jpg



Был удивлен удобностью и практичности - встроенная регулировка высоты позволяет положить кисть на коленку. Две палки и один подшипник. Почему в самолетах не применяется - не ясно.
 
Разрешите добавить: РУС сверху. Применяется редко, но на самоделке - высокоплане позволил уменьшить количество связей и люфтов (сверху с узла РУС сразу раздача тягами на элероны и РВ). Не мешает посадке - высадке пилота, но немного мешает обзору.
 

Вложения

  • DSCF5421.jpg
    DSCF5421.jpg
    63,1 КБ · Просмотры: 138
ede2c921d5d8.png

6b79e0c1eac9.png

d27cf6c90e58.png

9f602e4e936b.png

ad392a1ca621.png

7ac7aaacd095.png

46aaa1bedf13.png

55e1409a3352.png


Еще несколько вариантов и повторов (уже указанных автором)... :🙂

Но привык к "классической ручке". И для меня это наиболее удобно! Хотя и от штурвалов "не страдаю".   😉 😀
 
О ручке управления амфибии СК-12 «Орион»
Управление самолета выполнено дублированным и осуществляется при помощи общей ручки управления (РУС), двух постов РУД и педалей. РУС типа «Дуэт» с двумя рукоятками оригинальной конструкции, не имеющей аналогов. По расположению левой рукоятки и карданного шарнира РУС занимает среднее положение (для левого пилота) между обычной и боковой. Причем, в нейтральном положении рукоятка РУС  совпадает с положением и наклоном правой рукоятки штурвала. Такой штурвал с [ch923]-образным расположением ручек считается наиболее эргономичным. В отличие от рукоятки штурвала на такую РУС можно опираться одной рукой, как на трость.
Не требуется такое большое пространство между ногами летчика и между педалями, как при обычной РУС. «Полубоковую» РУС в отличие от боковой удобнее перехватывать левой рукой, когда правой нужно убрать или выпустить закрылки. РУС пилота не мешает при посадке в кабину сбоку (и сверху), при вынужденной посадке не травмирует пилота и инструктора в области паха. Для инструктора правая рукоятка РУС является боковой.
 

Вложения

  • RUS__SK-12_001.jpg
    RUS__SK-12_001.jpg
    98,5 КБ · Просмотры: 152
Напоминает тему на ЯПе. ? Много конструкторов отошли от классики и стали делать как удобно. Никаких проблем. Но есть две классических схемы. Собственно РУС, как на истребителе. На Элках простая палка с прямой связью с рулевыми поверхностями эффективна на всём диапазоне скоростей. При этом не мешает выходу тушки пилота при катапультировании. Вдобавок точность эволюций. Но рука устаёт. Второй- собственно штурвал, на транспортниках и круизёрах. Тут всё в угоду неспешному длительному полёту. Кое-где ставят тормоза перемещения- типа автопилота.
 
Напоминает тему на ЯПе.

Это хорошо или плохо?

На Элках простая палка с прямой связью с рулевыми поверхностями эффективна на всём диапазоне скоростей. 

У Элки автоматический переставной стабилизатор - если он сдохнет - на палке появится усилие кг этак 30 по тангажу - которое триммером не снимается. С оглядкой на это спроектирована крепкая палка . Ситуации, когда возникает большое усилие по крену вроде нет. Поэтому все РУСы рассчитаны  на большое усилие по тангажу и небольшое - по крену. Т.к. руление кистью удобнее и точнее, чем предплечьем - англичане придумали ломающуюся палку.

На мой вкус - наиболее точный  РУС - джойстик - если есть шанс появление усилий - то классическая палка. Циррусовский РУС удобен в работе и точен - однако им можно пользоваться только одной рукой.  Ломающимися палками английского типа не пользовался-ничего сказать не могу.  Штурвалы в маневренных самолетах с высокой чуствительностью по крену- нонсенс - достаточно посмотреть видео работы пилота СТОЛа на посадке..
 
Еще пара спорных образцов
2789_001.jpg

На амфибии.

AeroCommander_Panel.jpg

В новом аерокоммандере.

Мне кажется ,что такой штурвал удобен при угле поворота не больше +- 45 градусов - если его повернуть на 90 градусов вправо - локоть левой руки закроет обзор в форточку.
 
Небольшое видео где показаны условия работы штурвала в маленьком самолете. [media]https://www.youtube.com/watch?v=J4NnmbbSizQ[/media]

Вопрос -зачем его туда пихают.
 
Назад
Вверх