bez_bashni
Я люблю строить самолеты!
К созданию данной темы подтолкнули три фактора :
-На днях был засунут в Цессну и в вынужденно освоил работу цессновкого штурвала.
-Ознакомился на практике с цикликом робинсона - мучает вопрос - почему в самолеты подобные органы управления не пихают.
-Оживленное обсуждение формы шткурвала прототипа некой амфибии.
Хочется попытаться систематизировать мировой опыт штурвалостроения и выделить положительные и отрицательные свойства кажого решения в формате "ЛС до 2-х тонн"
Итак:
1. Рус- ручка из пола "между яиц"
применяется- большинство пилотажных самолетов ,все вертолеты? (в вертолетах такое решение ,по всей видимости,пришло т.к. изменение шага по крену и тангажу, на ручке-цилике требует одиакового усилия и амплитуды)
особенности - управляется мыщцами предплечия - "ломается" по крену и тангажу примерно в одной точке на уровне пола л.с.
особенности оформления:
-под правую руку ,прямой хват (все современные истребители)
-кольцо сверху- можно хватать любым хватом любой рукой (И-16 и другие истребители ВОВ)
И-16
"английский" вариант рус - где управление по тангажу происходит "от пола" а по крену ручка ломается примерно посередине -началось вроде со довоенных Spitfire
(оформление -кольцо с любым хатом)
и закончилось на полевоенных Vampirt и Hunter
оформление -под правую руку - прямой хат - неитральное положени - ручка вверх.
Теперь штурвалы - набдюдаются на Илье Муромце
1913 год и Максиме Гоьком 1934
Штурвал был выполнен как колесо - крен - повороты колеса - тангаж - наклон вокруг точки на полу.
По мере того ,как число оборотов штурвала по крену достигло 0.5 он ,подобно рулю формулы один начал вырождаться - вначале отчекрыжили верхний сектор (B-17 ,b-52) -перехватывать стало не надо-
Постом это стало классичеким штурвалом магистрального самолета
с врашением по тангажу вокруг точки на полу или "цессновским штурвалом" с отдачей-взятием по оси без вращения
Развите достаточно сходно с рулем формулы 1-
-когда руль перехватывать больше не нужно -он выродился в штурвал.
Однако авиационный штурвал поимел еще пару версий:
Классичекий джойстик (по крену и тангажу рулится кистью)
неитральное положение-ручка вверх
BD-5
и
"Циррусовская" ручка
рулится по крену кистью ,как джойстик- а по тангажу-
предплечьем - как цессновский штурвал.
Неитральное полдожение - 45 градусов в сторону сиденья пилота.
Вроде все ..
Нет не все - Робинсоновкая кочерга .
Был удивлен удобностью и практичности - встроенная регулировка высоты позволяет положить кисть на коленку. Две палки и один подшипник. Почему в самолетах не применяется - не ясно.
-На днях был засунут в Цессну и в вынужденно освоил работу цессновкого штурвала.
-Ознакомился на практике с цикликом робинсона - мучает вопрос - почему в самолеты подобные органы управления не пихают.
-Оживленное обсуждение формы шткурвала прототипа некой амфибии.
Хочется попытаться систематизировать мировой опыт штурвалостроения и выделить положительные и отрицательные свойства кажого решения в формате "ЛС до 2-х тонн"
Итак:
1. Рус- ручка из пола "между яиц"
применяется- большинство пилотажных самолетов ,все вертолеты? (в вертолетах такое решение ,по всей видимости,пришло т.к. изменение шага по крену и тангажу, на ручке-цилике требует одиакового усилия и амплитуды)
особенности - управляется мыщцами предплечия - "ломается" по крену и тангажу примерно в одной точке на уровне пола л.с.
особенности оформления:
-под правую руку ,прямой хват (все современные истребители)

-кольцо сверху- можно хватать любым хватом любой рукой (И-16 и другие истребители ВОВ)
И-16

"английский" вариант рус - где управление по тангажу происходит "от пола" а по крену ручка ломается примерно посередине -началось вроде со довоенных Spitfire

(оформление -кольцо с любым хатом)
и закончилось на полевоенных Vampirt и Hunter

оформление -под правую руку - прямой хат - неитральное положени - ручка вверх.
Теперь штурвалы - набдюдаются на Илье Муромце

1913 год и Максиме Гоьком 1934

Штурвал был выполнен как колесо - крен - повороты колеса - тангаж - наклон вокруг точки на полу.
По мере того ,как число оборотов штурвала по крену достигло 0.5 он ,подобно рулю формулы один начал вырождаться - вначале отчекрыжили верхний сектор (B-17 ,b-52) -перехватывать стало не надо-

Постом это стало классичеким штурвалом магистрального самолета


Развите достаточно сходно с рулем формулы 1-

Однако авиационный штурвал поимел еще пару версий:
Классичекий джойстик (по крену и тангажу рулится кистью)
неитральное положение-ручка вверх
BD-5

и
"Циррусовская" ручка

рулится по крену кистью ,как джойстик- а по тангажу-
предплечьем - как цессновский штурвал.
Неитральное полдожение - 45 градусов в сторону сиденья пилота.
Вроде все ..
Нет не все - Робинсоновкая кочерга .

Был удивлен удобностью и практичности - встроенная регулировка высоты позволяет положить кисть на коленку. Две палки и один подшипник. Почему в самолетах не применяется - не ясно.