для поворота влево тянуть левую вожжу лошади.
По этому поводу существует одна интересная байка.
На заре авиации (до 1914 г) на равных конкурировали 2 схемы поворота аэропланов: условно "кавалеристская" - когда надо было дать ногу, сиречь шенкеля, в сторону поворота, и "велосипедная" - когда для поворота надо было дать вперед противоположную ногу, как руль велосипеда (так, кстати, управлялись по курсу первые аппараты Смкорского). Когда началось массовое внедрение авиации в вооруженные силы, основу контингента пилотов составили драгуны, гусары и прочие лошадисты - в силу психотипа и склонности к авантюрам. Да и умницы-артиллеристы, пошедшие в авиацию (Пётр Николаевич Нестеров, например), тоже более привычны были к коникам, тягавшим лафеты и передки. Они и перемогли относительно малочисленных "спортсмэнов", и с тех пор самолёты поворачивают, словно лошадки
😉.