Вопрос по безопасности автожиров

SunF

Летайте безопасно!
Да-да, вопрос и о безопасности 🙂
Знатокам, особенно А.Ламеко, прошу не кидаться палками. Все равно мне аргументы известны: безопасность автожиров имеют право обсуждать только те, кто на них а) летает и б) разбирается в их техническом устройстве и аэродинамике на "пять".
Я не принадлежу ни к тем, ни к другим (но хочу принадлежать). И все же, у меня порой возникают вопросы.
Широко известно, что (якобы) безопасность автожира наиболее сильно зависит от прохождения вектора тяги по отношению к вертикальному центру масс. Дескать, CLT гораздо безопаснее HLT. В основании лежит, как понимаю, исследование Университета Глазго, которые анализировали автожир без ротора.
Умозаключение, к которому они пришли, не сказать, чтобы очень глубокое. Любой трехлетний ребенок может прийти к такому же выводу - умозрительно очевидно.
В результате, стало общим местом положение, что CLT-автожиры самые безопасные.
В ответ на это фанаты Магни начали задавать вопрос: если Магни (широко известно, что все модели Магни имеют приложение вектора тяги дюймов на 8-11 выше центра масс) такие опасные, почему у них такая отличная статистика? Никто ответить не смог.
Единственная возможная версия - это тяжелый композитный ротор Магни. Все остальное у Магни как у остальных. Благодаря ротору, Магни идет "как по рельсам" и довольно тяжело управляется (чисто физически).
Попробовал собрать статистику по катастрофам - практически нереальная задача. Однако, довольно очевидно, что немецкие автожиры имеют гораздо худшую статистику, нежели итальянские. Где-то 1000 машин выпущено, 23 погибло (это оценка одного из участников rotaryforum, сам статистику еще не составлял). Магни выпущено 650, количество погибших не нашел. Но по всем оценкам меньше (хотя цифры по М24 не радуют). Понимаю, что здесь слабое звено моих рассуждений. Поэтому если есть цифры - прошу в студию. Стаститики по ЕЛА вообще не знаю. Предполагаю, что машин 300.
И у меня возник вопрос: а может, автожирное сообщество не тому уделяет внимание? Может, знаменитый кувырок с появлением эффективного горизонтального оперения давно уже не опасность №1 для автожиров? Есть ряд катастроф, которые пока не объяснены (хотя бы последняя катастрофа в Германии на МТО или МТ-03, не помню, где девушка подарила другу полет на день рождения, а он погиб вместе с очень опытным инструктором).
Моя версия (если совсем неграмотная, объясните, пожалуйста, на пальцах, в чем ошибка): не в разгрузке ли ротора дело? У Магни ротор более тяжелый, инерция больше, при разгрузке обороты теряются не так быстро, как у других. Буду благодарен на ссылки к источникам, где можно подробнее ознакомиться с аэродинамикой ротора автожира.
 
Магни совсем не тяжело управляется, с чего вы взяли?..
 
Магни совсем не тяжело управляется, с чего вы взяли?..
С многочисленных отчетов - ручка достаточно тугая. Был, например, нашумевший отчет Birdie на rotaryforum, где он клеймит Магни за то, что они стали как Цессна. Но я не имел в виду "тяжело" в смысле "плохо". Многим это, наоборот, нравится. Мне в этом году не удалось полетать на Магни (единственная близкая машина была в ремонте), но заочно я, наоборот, очень симпатизирую Магни.
 
Смущённый Вы видели видео того полёта (вплоть до падения)? 

К сожалению, нет. Сегодня с утра читал на немецком автожирном форуме шесть страниц, посвященных этой катастрофе. Окончательного диагноза пока нет.
 
Ну тогда причём тут разгрузка ротора?Смущённый
Может быть там аппарат просто развалился в воздухе и упал. 

Это было предположение. В воздухе аппарат практически наверняка не развалился. Есть множество катастроф, причины которых туманны и неизвестны. Просто возникло такое предположение. Из простой посылки: Магни, будучи HTL,  имеют лучшую статистику безопасности, нежели MTO, которые гораздо более CTL.
 
Магни, будучи HTL,  имеют лучшую статистику безопасности, нежели MTO, которые гораздо более CTL.
Может быть, пилоты, летающие на Магни летают оккуратнее, зная о HTL.
А МТО-шники, видать, расслабились "по полной".
А вообще, для более объективной оценки желательно бы знать причины каждого из всех ЛП с МТО и с Магни.

Было, к стати, тут одно ЛП с МТО.
Но "виновник" так и не признался о причинах того ЛП.
Держался до самого последнего дня ... своего присутствия на этом форуме.

Видимо, у "профи" так принято: - "Ни в коем случае не посвещать интересующихся в истинные причины, которые могут привеси к ЛП с автожирами".

Видимо, из-за этого Вы (и все остальные) и не можете получить полную и развёрнутую статистику па разным автожирам.
 
Вот-вот. Я понять никак не могу. С одной стороны, личные ощущения и слова многих людей убеждают, что автожир - чуть ли не самый безопасный ЛА. С другой стороны, ЛП много, большинство необъяснимых.
Посмотрел, 23 смерти на МТО было в марте. С тех пор минимум две смерти еще было...
Хотелось бы понять потенциально опасные режимы. Известно, чего бояться на самолете. На автожире, вроде бы, положено бояться кувырка, всех этих PIO, PPO. Но ЛП из-за этого на серийных автожирах не помню много лет. Так в чем причины?
 
Тема очень интересная. 28-й попал в точку.
На мой взгляд, встречающиеся объяснения весьма размыты и не представляют, в полной мере, причины той или иной аварии. Особенно, в части конструктивных особенностей того или иного аппарата.

С уважением.
 
На автожире, вроде бы, положено бояться кувырка, всех этих PIO, PPO.
Все стесняюсь спросить. Про кувырок вперед растолковано здесь достаточно подробно, я так понимаю это PIO, а вот на про объяснения PPO как-то не наталкивался. Что это такое и от чего происходит? Есть предположение, что это просто поперечная раскачка неопытными действиями пилота. Так что ли? 🙁
 
....http://twistairclub.narod.ru/spawk/stability.htm
http://twistairclub.narod.ru/faqs.htm
http://gyroplan.narod.ru/faq/index.htm
Спасибо! Надо взять в привычку такие вещи сохранять, а то пробежишься глазами по диагонали, а через год вспоминаешь - где, что читал?
 
Про PIO и PPO мне больше всего здесь: http://twistairclub.narod.ru/spawk/stability.htm - понравилось. Очень понятное и простое объяснение.
Но заставила задуматься такая фраза: "Высокопрофильные АЖ с правильным стабилизатором являются лучшим решением. Они наименее подвержены PIO и вообще не подвержены PPO".
Не АЖ с центральным профилем, а именно с высоким. Описка?
 
Было, к стати, тут одно ЛП с МТО.
Но "виновник" так и не признался о причинах того ЛП.
Держался до самого последнего дня ... своего присутствия на этом форуме.
Он не хотел портить статистику, но его всеравно сдали 🙂
 
Назад
Вверх